Почему пожарные смотрели фильмы бесплатно и как обмануть контролера — в экскурсии с призраком старого летнего кинотеатра

Почему пожарные смотрели фильмы бесплатно и как обмануть контролера — в экскурсии с призраком старого летнего кинотеатра
кинотеатр

«Комсомолец» располагался рядом с кинотеатром «Мир». Неверное утверждение. Это «Мир» был построен на месте сквера у летнего кинотеатра «Комсомолец».

Самым успешным сезоном «Комсомольца» стал 1979 год. Валовый сбор составил 40 тысяч рублей. В том году сердца кропоткинского зрителя покорили лидеры проката — отечественное биографическое кино «Женщина, которая поет» и итальянские «Синьор-Робинзон» и «Блеф» с Челентано в главной роли

Но одним из самых запоминающихся прокатов для работников «Комсомольца» стала японская лента «Легенда о Нараяме». В это время обязанности киномеханика в летнем кинотеатре исполнял инженер горкиносети Андрей Биркле. Сегодня он киномеханик «Мира».

Кинотеатр был рассчитан на тысячу мест, и всякий раз на «Легенде о Нараяме» было битком народа. Ливень идет, а люди сидят, смотрят кино. Нет, это был не боевик, скорее фильм с уклоном в эротику. Видимо, зрителям в те годы этого очень не хватало, — улыбается Андрей Константинович.

Комсомольский запал или была ли спекуляция

Летний кинотеатр был построен в послевоенные годы. «Комсомолец» и после окончания своей истории в 2008 году остается самым вместительным в истории Кропоткина — 1000 мест. Изначально зал был рассчитан на 900 зрителей. Строили его в 1946 году комсомольцы, за неимением материала использовали битые кирпичи, оставшиеся от разрушенных городских зданий. В честь строителей киноплощадка и получила свое название — «Комсомолец». В архиве Кавказского района хранится постановление горисполкома от 19 июля 1946 года, в котором предусматривается премия для общественников:


«В целях стимулирования подальнейшемувосстановлению городскогохозяйства:Разрешить начальникуСтройуправления№6 тов.Кондрашину засчет средств,полученных за работы,произведенныеобщественнымиорганизациями построительствукиноплощадки,премировать особоотличившихсярабочих, выделив за счетэтих средствв его распоряжение 8.772руб.» (АрхивФонд Р-52-Г, д.47).

В этом же году с фронта вернулась Лидия Резниченко. Она бывала в только что отстроенном «Комсомольце» и помнит, как можно было посмотреть кино бесплатно.

Когда шел сеанс, на заборах сидели мальчишки и спокойно смотрели фильм. Они легко взбирались на ограждение. А мы-то всегда покупали билеты, — вспоминает Лидия Ивановна.

Через некоторое время после открытия летнего кинотеатра членам горисполкома пришлось рассмотреть не совсем приятный вопрос и даже вынести кое-кому выговор. В протоколе от 11 октября 1946 года упоминается заметка газеты «Советская Кубань» о непорядках в кинотеатре «Комсомолец»: якобы билеты на фильм «Пятнадцатилетний капитан» продавались не по 4,5 и 6 рублей в зависимости от места, а по 7. Надо полагать, скандал был на весь край.


В заседании горисполкомаинформацияподтвердилась лишьчастично,разбирательство привело квыводу:«Придемонстрации кинофильма«15-ти летнийкапитан» (орфографиясохранена) с19.08 по 20.08.1946 года вкинотеатре «Комсомолец» билетыпродавались поцене 6 рублей независимоот места,ввиду отсутствия 4-х и 5-тирублевыхбилетов. Проверкойустановлено, чтовиновники в допущенныхнарушенияхявляются старшийкиномеханик,исполняющий обязанностиначальникаотдела кинофикации тов.ПоповН.Г. ибухгалтер т.Шаховская В.В».(АрхивФонд Р-52-Г, д.48).Нарушителямобъявили выговор,информацию овзысканиях доведена доредакции«Советской Кубани».

Кино на веревке

Через пару десятков лет обычный квадратный экран сменили на прямоугольный — в 1967 году «Комсомолец» стал широкоэкранным. Параллельно было увеличено количество посадочных мест — с девятисот до тысячи.

Летние кинотеатры в городе начинали работать одновременно — по погоде. Как правило, с конца апреля, чтобы ко Дню солидарности трудящихся (1 Мая) все кропоткинцы смогли увлекательно провести праздничный досуг. Перед началом сезона летние кинотеатры приводили в порядок: их приходилось реанимировать после зимних бесчинств хулиганов. Белить стены, красить лавочки, налаживать оборудование. Этим чаще всего занимались инженер Андрей Биркле и главный инженер Вячеслав Окороков. Отказы не принимались, ведь директор горкиносети Виктор Дудник пользовался буквально непререкаемым авторитетом.

Приоритет в очередности показов фильмов всегда был: кинотеатр «Мир»-«Комсомолец»-«Россия», но проводились сеансы в городе практически одновременно. Бывало такое, что одна часть ленты заканчивалась в большом зале «Мира», тогда ее на веревках опускали вниз, перетаскивали в «Комсомолец», после фильм кидали в машину, везли в «Россию» и дальше по кругу в летние кинотеатры, — рассказывает Андрей Биркле.

Сеансы проводили вечером, по одному в день. Но в «Комсомольце» делали исключения: картины, проходившие на Московском кинофестивале, демонстрировали по две. Премьеры показывали до полпервого часа ночи, а зрителей все равно было много. Заканчивался киносезон осенью, когда непогода безнадежно сменяла теплые дни.

Невероятной популярностью пользовались индийские фильмы. Работники летних кинотеатров города вывели закономерность: особую любовь к фильмам Боливуда испытывали цыгане.

Попкорн по-советски

Контролеры всегда были пожилыми женщинами. На время работы летних кинотеатров горкиносеть нанимала по большей части пенсионерок. Они проверяли билеты с весны по осень за вполне приемлемую зарплату в 90 рублей и были настоящей грозой для юных безбилетников.

Билеты стоили 25 и 35 копеек в зависимости от близости места к экрану. Но вездесущие мальчишки не прочь сэкономить. Заборы летних кинотеатров для них никогда не были преградой.

Я и сам мальчишкой таким образом смотрел кино в «Комсомольце». У нас с друзьями была тактика: один отвлекает контролера, а второй пробегает. Когда я уже работал в кинотеатре, уже из интереса проверял, можно ли перелезть через забор. Оказалось, это элементарно. В соседнем с «Комсомольцем» здании располагалась пожарная часть. Мальчишки нередко взбирались на забор с ее стороны. С пожарными существовала негласная договоренность: они беспрепятственно смотрят какие угодно фильмы, но и не пускают малолетних безбилетников. Однако некоторые все-таки проскальзывали, — вспоминает Андрей Биркле.

Всякий, кто хоть раз бывал в советском летнем кинотеатре, знает особую примету скорого сеанса: неподалеку всегда можно было обнаружить старушек, торгующих семечками. Это сейчас обязательный атрибут просмотра — попкорн, а в те годы в мир кино заходили с бумажным кульком семечек. Никто не задумывался, куда деть шелуху — конечно, на пол. После сеанса мусор приходилось выносить мешками.


Летние кинотеатры перестали принимать зрителей в 1990 году — окупаемость упала до нуля. На смену им пришли всесезонные видеомагнитофоны и видеозалы. Горожане грустно вздохнули — ушла эпоха массового кино, оставив воспоминания о толпах жаждущих величайшего из искусств, которые тянутся к билетным кассам. Официально небольшие летние кинотеатры Кропоткина были закрыты в 1994 году. «Комсомолец», уже порядком истрепанный, осиротевший, простоял до 2008 года. Он был снесен, а на его месте вырос «Магнит». Говорят, что его стены, выстроенные из кирпичей разбомбленных в войну зданий, все еще были крепкими…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!