Почему спешили строители кинотеатра «Россия», и как с помощью одного видеомагнитофона провести одновременно четыре киносеанса

Почему спешили строители кинотеатра «Россия», и как с помощью одного видеомагнитофона провести одновременно четыре киносеанса

У одноэтажного Кропоткина был свой кинотеатр – внушительный, красивый и очень уютный. До сих пор горожане, живущие по эту сторону железной дороги, с гордостью вспоминают его былое величие и популярность. А еще с горечью…

Держась за лацкан пиджака, при входе в мир кино посетителей встречал вождь пролетариата. Памятник Ленину — ровесник «России», он пережил и кинотеатр, и досуговый центр, и филиал вуза, которые располагались в здании в разные годы. Ленин смотрит в другую сторону от разрушающегося остова, кажется, даже с укором.

«РОССИЯ» НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ

В газете «Огни Кубани» за 1993 год можно найти открытое письмо директора горкиносети Виктора Петровича Дудника. Кинотеатр «Россия» к тому времени был закрыт, но автор приводит любопытную историю его создания. Виктор Петрович пишет:

«В 1956 году на месте кинотеатра «Россия» была расположена контора очистки города от фекалий. Старожилы помнят эти бочки на телегах, запряженных парой лошадей, с ковшами на длинных шестах. Телеги ездили по городу в ночное время. Котлован под кинотеатр «Россия» выкопали осенью 1957 года, возвели стены и поставили столярку в 1958 году, а открыли кинотеатр 11 февраля 1959 года».

Информацию об открытии кинотеатра я могла бы найти в номере прародительницы «Огней Кубани», газете «За коммуну» за 1959 год. Но подшивка этого периода, к сожалению, оказалась утерянной. «Дай, — думаю, — посмотрю газету за предыдущий год». Раскрываю солидный том подшивки и на случайно выбранной странице вижу репортаж со стройки будущей киноплощадки. Что это, если не знак свыше?

Мой коллега М.Зорев в июне 1958 года восхищался размахом фронта работ. Башенный кран послушно передавал грузы, вовсю трудились бригады штукатуров и плотников. Кирпичная кладка окончена, на 70% оштукатурен фасад, заполнены оконные блоки, подведен водопровод. Стройку первого в городе широкоэкранного кинотеатра на улице Ленина вело СУ №2 «Нефтегазстрой». Коллектив принял на себя повышенное социалистическое обязательство и спешил сдать объект в эксплуатацию к 41-й годовщине Великой Октябрьской революции. Корреспонденту удалось поговорить с молодым бригадиром штукатуров А.Милевским. Парень рассказал:

«Мы почти полностью оштукатурили фасад здания. Сейчас производим отделку стен изнутри. Сменные задания в среднем выполняем на 115-120 процентов».

С огоньком и стремлением выполнить обязательства трудились плотники Е.Кохович, В.Белов, электросварщики Д.Ильин, слесари Н.Умнов и П.Дегтярев. Спасибо, добрый коллега далеких 50-х М.Зорев, что сохранил для нас эти фамилии.

К слову сказать, строители не успели к 41-й годовщине революции. Кинотеатр открылся с опозданием на три месяца. О причинах можно только догадываться.

БИТКОВЫЕ СЕАНСЫ

Кропоткинский зритель хлынул в кинотеатр. В этот год на экраны вышли ставшие уже классикой картины «Иван Бровкин на целине», «Судьба человека» и «Неподдающиеся». Фильмы вдохновляли на трудовые подвиги. А вышедшая на разрыв аорты «Судьба человека» впечатывала в сознание память о горе, которое принесла народу война.

Можно было перейти по мосту через железную дорогу и оказаться перед кинотеатром «Мир», но он станет широкоэкранным лишь через четыре года. Так что «Россия» в этом смысле была уникальна для Кропоткина.Среди сотрудников кинотеатров есть термин «битковой сеанс». В 60-70-е годы в «России» в зрительном зале на 500 мест таким, аншлаговым, был каждый показ — и дневной, и вечерний.

На втором этаже располагался зал предсеансовой работы. Пока зритель ожидал начала фильма, мог поиграть в шахматы, почитать газеты и журналы, послушать выступления знаменитых жителей города. Сюда же приезжали известные артисты и проводили творческие вечера. В личном архиве Вячеслава Окорокова сохранилось фото с выступления режиссера фильмов «Белое солнце пустыни» и «Женя, Женечка и Катюша»Владимира Мотыля. Бывший главный инженер, а позже директор горкиносети показал и афиши выступлений Михаила Пуговкина от 23 февраля 1973 года и Светланы Жгун от 23 января того же года.

ПЕРЕВОДЧИК ДЛЯ «СОБАКИ БАСКЕРВИЛЕЙ»

Вячеслов Борисович приехал в Кропоткин в 1983 году. По семейным обстоятельствам ему пришлось оставить работу ремтехника в краснодарском объединении кинотеатров «Октябрь».

Уже через год Виктор Дудник назначил его старшим инженером киносети Кропоткина. За десятилетия работы он изучил оба всесезонных и шесть летних кинотеатров как свои пять пальцев.

— Даже в большом кинотеатре «Мир» я не получал такого наслаждения от просмотра фильмов, как в «России». Видимо, сказывалось то, что он изначально был построен как широкоэкранный, при строительстве была грамотно продумана акустика. Звучание было настолько качественным по тем временам, какого я не мог добиться в «Мире», — признался Вячеслав Борисович.

В начале 80-х годов по вечерам в кинотеатре «Россия» проводились молодежные дискотеки. Как усидеть на месте, когда звучат «Трава у дома», «Миллион алых роз», или так раздражающая старшее поколение заводная «Бони М»?

Однажды сразу после кинофестиваля в Москве Виктору Дуднику удалось раздобыть британскую картину «Собака Баскервилей». Лента приехала в Кропоткин не дублированной, с оригинальной звуковой дорожкой. Вышли из положения: в кинотеатры «Мир» и «Россия» приглашали на сеансы переводчика, и он в микрофон читал русский текст. Зрителей это не смущало, напротив, придавало особую эксклюзивность, и сеансы, опять же, были битковыми. Ажиотаж вызвал и привезенный из столицы «Кинг Конг», самый кассовый фильм 1988 года в СССР.

И НОРМУ УЧЛИ, И ДОХОД УВЕЛИЧИЛИ

Я помню, как мы с папой отправились в «Россию» на ужастик «Зубастики». Нас ждали полтора часа триллера напротив небольшого телевизора в затемненном видеозале второго этажа. Смотреть мне мешал впереди сидящий мужчина, но его широкая спина спасала: я пряталась за нее, когда мохнатые и прожорливые инопланетяне угрожали дядям и тетям. Было и страшно, и радостно — ведь с папой только вдвоем мы выбирались куда-то очень редко.

Оказывается, четыре года подряд сеансы в видеозале «Россия» демонстрировал мой собеседник Вячеслав Окороков.

— После рабочего дня в полседьмого вечера я приезжал в «Россию», и проводил показы почти до двух часов ночи. У меня с женой тогда только родились дети, погодки. В те годы я их, считай, почти не видел.

В 80-х кино было еще востребованным, но во второй половине десятилетия постепенно на смену широкому формату пришли видеосалоны. Идея открыть видеосалоны принадлежала Виктору Дуднику. К тому времени в Кропоткине их появилось несколько, и эта мода повлияла на выручку больших кинотеатров. Пришлось подстраиваться к требованию времени. Личные видеомагнитофон, другая аппаратура сотрудников послужили отправной точкой. Телевизор закупила горкиносеть. Вячеслав Борисович вспоминает:

— Сначала в видеозале «Россия» размещалось по 60 человек за сеанс. На один телевизор такое количество зрителей было слишком много. Это сказывалось на восприятии звука, и изображение было слишком маленьким. В Москве разработали норму — размещать по 20 человек на один сеанс. Для большого помещения «России» на втором этаже это привело бы к убыткам. Горкиносеть, как официальная структура была зависима от норм, в отличие от частных видеосалонов. Мы должны были демонстрировать фильмы только с лицензионных кассет, которые привозили из Москвы. Затраты на поездки в этом случае не окупились бы. Тогда мы к одному видеомагнитофону подключили четыре телевизора и стали размещать в зале по 80 человек.

Невероятная находчивость! Инженерная хватка и смекалка сделали свое дело: и нормы учли, и доходы увеличили.

ОПОЛЗЕНЬ СИСТЕМЫ

Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Нельзя не вспомнить Марка Твена, глядя на кривую доходов кинотеатров Кропоткина. Они нищали и богатели одновременно. В начале 90-х охват зрителей упал в 50 раз, а валовой сбор вырос почти в 70. Объяснение пугающе просто: произошел дефолт. То, что еще вчера стоило рубль, сегодня продается за 100, а завтра готовь тысячу.

В 1992 году «Россию» закрыли. Объект остался на балансе горкиносети, но его было решено сдать в аренду на конкурсной основе. В первых числах марта 1992 года кинотеатр был передан малому предприятию «Кубанское» (впоследствии АООТ «Контакт-Агросервис») и его владельцу Игорю Виноградову. Тот подвизался сохранить его как культурно-зрелищный центр с демонстрацией фильмов два раза в неделю. По необъяснимым причинам при передаче кинотеатра в аренду он был в состоянии, требующем текущего ремонта, а уже через пять месяцев новый хозяин объявил о том, что «России» требуется капитальный ремонт и попросил городские власти продлить срок аренды с 5 до 15 лет. Не самая удивительная коллизия с учетом схода оползня по всей советской системе. Такое заявление арендатора неприятно удивило Виктора Дудника: за 33 года эксплуатации кинотеатр сохранялся с любовью и заботой, его состояние не могло вызывать беспокойства. Он выразил свое возмущение в открытом письме с передовицы «Огни Кубани» от 21 сентября 1993 года.

За переформатированием «России» следил Вячеслав Окороков:

— Так как здание все еще находилось на балансе горкиносети, я, как главный инженер, периодически наведывался в кинотеатр, проверял состояние законсервированного кинооборудования. Я видел, что арендатор очень много денег вложил в ремонт: сделал сцену на втором этаже, два гардероба. Внизу, справа от входа, где раньше был буфет, он организовал колоссальную кухню с жарочным, варочным цехами, установил тестомесилки и даже подъемник на второй этаж для пищи. Изменения произошли фундаментальные — все в плиточке, люстры новые, санузлы. Но. Виноградов практически не успел поработать в Кропоткине — прогорел и вскоре исчез из поля видимости.

Из-за неуплаты налогов в размере свыше миллиарда рублей работы в кинотеатре сначала были прекращены, а из-за коммунальных задолженностей здание отрубили от всех благ цивилизации.

Журналист «ОК» Ю.Щеголь в статье «А пока… неудачная попытка «новых русских» от 8 августа 1996 года предложил организовать в этом здании Дом офицеров, ведь в Кропоткине в те годы базировались несколько воинских частей. Позже родилась идея открыть там Дворец бракосочетаний. Реализовать не удалось ни одну.

ПОЖАРЫ И СТУДЕНТЫ

Виноградов успел вывезти из здания все, что сделал к тому моменту. В 1995 году легендарный боец, руководитель киносети, или того, что от нее осталось, Виктор Дудник ушел на заслуженный отдых. На его место был назначен Вячеслав Окороков. Когда Виноградов вместе с чаяниями сохранения кинотеатра ушел с горизонта, «Россия» некоторое время оставалась под присмотром не самых чистоплотных сторожей, и вскоре вовсе был снят с баланса горкиносети. Пару раз тушили пожар, который происходил в большом зале, и куда, по-видимому, проникали маргинальные элементы.

В 1997 году приказом Министерства образования Российской Федерации в Кропоткине по ул.Ленина,247 был открыт филиал Кубанского государственного университета. Казалось, он пришел всерьез и надолго. Здание было не сдано в аренду, а продано. В вузе набирались ума будущие экономисты, программисты, педагоги. На старте их родители платили в год за обучение в новом филиале 37 тысяч рублей. В 2013 году как гром среди ясного неба: КубГУ закроет пять филиалов из-за недобора студентов. Филиал закрылся, а здание оказалось в федеральной собственности. Так и остался кинотеатр, трижды бывший. Перед ним, как и 65 лет назад, стоит тот же бывший вождь и с мудрым прищуром смотрит на улицу имени себя.


Районные власти последние годы пишут письма в федеральные структуры с просьбой передать здание в муниципальное ведение. Наверху то подавали надежду, то забирали, а здание тем временем разрушалось. Вполне возможно, что оно уже не подлежит восстановлению.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!