97-летняя жительница Кропоткина Зинаида Кирилловна Харина рассказала о том, как немец на войне выстрелил в упор в мужа, и почему ее осудили на пять лет

97-летняя жительница Кропоткина Зинаида Кирилловна Харина рассказала о том, как немец на войне выстрелил в упор в мужа, и почему ее осудили на пять лет

ИЗ МАХАЧКАЛЫ НА УКРАИНУ

Перенесемся на 78 лет назад в один из весенних дней. В многодетной семье Камских было шумно. У мамы Зинаиды — Улиты Филипповны помимо своих троих, были еще приемные дети. Так и жили сборной семьей Камских, Ломакиных, Хариных, Кузнецовых. Родителей многих ребят не стало по разным причинам во время войны, а сердобольная Улита Филипповна забрала их к себе.

В семье все трудились, держали большое хозяйство, в том числе крупнорогатый скот, свиней, птицу. Молочную продукцию удавалось продавать. В это утро, управляясь по хозяйству, молодая Зина по неосторожности обварила руку в кипятке и опоздала на электричку. С больной рукой она отправилась пешком на работу, пришла не вовремя и была с позором уволена. В то время жестко каралось опоздание на работу, Зинаиду даже осудили на год. Девушку отправили на исправительные работы на строительный завод изготавливать кирпич.

— Маму застала война в 14 лет, в этом же возрасте она отправилась работать на железную дорогу. В ее трудовой книжке в 1947 году записали: «Кадиевская строительная контора «Ворошиловградстрой». Принята на должность формовщицы». Ворошиловград — это нынешний Луганск, там работала. Спустя время ее оправдали. В силу возраста многие воспоминания у нее уже стерлись, но этот факт из своей жизни она помнит хорошо. Ее объемная трудовая книжка заполнена не только записями о приеме на работу и переводами на новую должность, но и поощрениями, наградами, благодарностями. Вся ее трудовая жизнь прошла на железной дороге. Потом, во взрослой жизни, она станет мамой Зиной для детей своего мужа от первого брака и своих вырастит, и приемных, — рассказала дочь Зинаиды Кирилловны Ирина Николаевна.

ВПИСАНЫ ЗОЛОТЫМИ БУКВАМИ

Именно дочка пять лет назад забрала свою престарелую мать из Махачкалы.У старушки есть все для комфортной жизни. Увы, сейчас она много лежит, но охотно разговаривает и отвечает на вопросы корреспондента. Рядом с ее кроватью на столе книга «Солдаты Отечества», о тех, кто сражался на фронтах ВОВ, кто своим созидательным трудом укреплял могущество Родины. Издание приготовили мне показать не просто так, это гордость поколений и семейная реликвия. На страницах герои войны — муж Зинаиды Кирилловны Николай Михайлович и его брат Владимир Михайлович.

— Папа вернулся с войны, а дядя погиб в 1942 году. После Победы отец был частым гостем на памятных мероприятиях. Он обязательно брал меня с собой, помню, как меня переполняло чувство гордости за папу. А какие были парады Победы — искренние, радостные! Лица людей искрились счастьем, в моей памяти сохранились те моменты ликования народа, праздник Победы был близким, — вспоминает Ирина Николаевна.

ЗА ОКОПОМ СМЕРТЬ

Женщина рассказала, что Николай Михайлович дважды был ранен. Осколок разорвавшегося снаряда, который попал в ногу, оставил глубокий шрам у отца, а выстрел немца прямо в челюсть привел в шок. Ирина Николаевна рассказала со слов отца:

— Папа сидел в окопе, ждал момента, чтобы отразить нападение, но просчитался — вылез из укрытия, а там фашист, тот без раздумий выстрелил в упор. Пуля отскочила рикошетом о зубы, они и спасли ему жизнь. Папа умер в 73 года. В этом году в сентябре ему исполнилось бы сто лет.

Сейчас труженица тыла, ветеран труда и почетный житель Дагестана Зинаида Кирилловна Харина на заслуженном отдыхе. С ней рядом дочь, внуки и правнуки. Разговорчивая и любопытная старушка с интересом разглядывает каждого гостя и с нетерпением ждет своих коллег — железнодорожников из Махачкалы, когда те… придут поздравлять ее с профессиональным праздником. Да только дочь смеется:

— Мам, ты не в Дагестане уже живешь, они не придут.

А та за свое:

— А дом наш там же остался?

— Там же, мама, только там другие люди уже живут.

Скучает бабушка по Махачкале, но одно ее радует, что родные люди рядом с ней и не оставят маму Зину одну.

Фото из личного архива семьи Хариных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!