А в сердце нашем — БАМ

А в сердце нашем — БАМ

О том, какую роль в судьбах трех жительниц Кропоткина сыграл БАМ, узнала корреспондент «ОК».

8 июля 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве Байкало-Амурской железной дороги. БАМ — «стройка века» была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой.

ЗАПАХ ТАЙГИ

— Мы с Ниной Коваль из Украины. Я — из Одесской области, она родом из Днепропетровского района. А вот Люба Данилова более-менее местная — родилась в Ростовской области, под Сальском. Свел нас БАМ. Дружим уже более 40 лет, — бойко начала рассказ Ольга Сергеева.

Уехали на БАМ три подруги в молодости, по комсомольским путевкам, как признаются, не столько ради больших зарплат, а «за запахом тайги». Отправлялись с мужьями, детьми, а Нина Александровна даже вторую дочку Татьяну родила в Тынде. Женщины познакомились на станции тепловых сетей: Ольга Ивановна работала машинистом котлов, Нина Александровна — оператором, недолгое время трудилась там и Любовь Викторовна, которая позже стала сотрудницей местной парикмахерской.

— Нам с мужем было по 25 лет, когда решили отправиться на БАМ. Молодые были, ничего не боялись: ни холода и мороза, которыми славится Тында, ни тяжелых условий труда, ни бытовых неудобств. Жили мы в вагончиках, которые обогревались «паровозами» — автономными батареями с электротенами, ну и печки-буржуйки никто не отменял. Из-за природных катаклизмов, снежных лавин и ураганов часто сносило опоры электросетей. Быстро восстановить их в условиях бездорожья не всегда получалось. Но мы не унывали, всегда наготове были котелок и тренога, — рассказывает Ольга Сергеева.

Общественного транспорта тоже не было, и на работу героини нашей публикации добирались пешком.

— Просто представьте: мороз до минус 50 градусов, плотной непроницаемой пеленой пространство окутывает туман, ничего не было видно даже на расстоянии вытянутой руки. Зато жили на сопке, до сих пор помню необыкновенный запах тайги! А также огромные сосны, ели, а зимой — невероятно пушистые и огромные хлопья белоснежного снега, который мягко покрывал лес… Поистине завораживающее зрелище, — восторженно продолжают повествование, дополняя друг друга, три подруги.

ЖИЛИ ДРУЖНО И ВЕСЕЛО

— Несмотря на бытовые неудобства, жили мы дружно и весело. Все скрадывала доброжелательная атмосфера, созданная приехавшими сюда людьми, она привязывала к этому суровому краю. Это была не просто комсомольская стройка, стройка века, это был интернациональный проект. Сюда съезжались люди со всего Союза. Мы вместе отмечали все праздники, собирались за одним столом. Тогда нам были незнакомы межнациональная вражда и конфликты, и подумать о таком не могли, — говорит Нина Александровна и добавляет: — Сейчас молодежь жалуется, жить трудно, работать тяжело, устают быстро, сил нет. Мы работали наравне с мужчинами — разгружали тяжелые тележки с углем и не жаловались, «не ныли». А после работы успевали уделить время семье, приготовить ужин, позаниматься с детьми после школы. И все было по плечу! Смеются подружки, что и косметика им была не нужна, — после рабочего дня на станции тепловых сетей глаза и брови были словно подведенные черным карандашом.

ЗАКРУТИЛА, ЗАКРУЖИЛА ТАЙГА-МАТУШКА

Находиться рядом с тайгой и не пойти по грибы да ягоды? Немыслимо!

— Так как жили рядом с лесом, то все вместе собирались и ходили за грибами и ягодами. Вкуснейшие маслята, подосиновики, подбере¬зовики, рыжики как будто сами просились в корзинку, а уж какими ягодами богата тайга и говорить бессмысленно! До сих пор помню потрясающую голубику, клюкву, костянику, ежевику, жимолость, малину. Все виды и не перечислить! В первый раз, когда пошла «охотиться» за богатыми и сытными дарами таежного леса, забыла надеть маску от комаров. Как итог: опухшее, в огромных красных волдырях лицо и едва заметные щелочки-глаза. Сейчас смешно, а тогда это стало наукой, — вспоминает Ольга Сергеева.

А вот у Нины Коваль с тайгой связано воспоминание гораздо страшнее:

— В той местности шутки плохи. Говорят, что в ней много аномальных зон, где даже компас указывает неверное направление. И мы с сотрудницей один раз заблудились. Неудивительно — густая чаща, однообразность, полное отсутствие людей. До сих пор воспринимаю все происходящее, как страшный сон. Моя соратница по несчастью, жуткая скандалистка и матершинница, тут же взмолилась Богу, чтобы он вывел нас из этой западни. И он помог! Бродя, наткнулись на группу геологов, они и вывезли нас в поселок, рядом с Тындой. Оттуда уже на автобусе добрались до дома, до семей. Страху натерпелись — словами не передать! Еще долгое время после этого случая меня колотила дрожь.

БАМОВСКИЙ МИФ

Удивляет наших трех подруг сложившееся убеждение, что на БАМе жили зеки.

— Странно было читать в центральных СМИ, что БАМ строили заключенные. Рядом не было ни одной зоны, преступность была практически нулевая. Чаще всего вагончики и дома даже не запирались на замки, в засов просто вставлялась палочка больше для того, чтобы показать, что хозяев нет дома, — убеждает Любовь Данилова.

Женщина объяснила, что в основ¬ном, туда ехали молодежь, недавние студенты, семьи с детьми.

ЛЕНИВЫМ БЫЛО НЕ МЕСТО

Конечно, не все выдерживали тяжелые природные и трудовые условия.

— Знаете, БАМовцев можно оха¬рактеризовать как стойких и активных людей. Поэтому изнеженные и капризные там не приживались. Помню, приехали молодые студенты-москвичи, и двух месяцев не выдержали. А к подруге как-то приехал ее жених — грузин по национальности. Прельстили зарплаты и обещанные льготы. Однако долго не выдержал, плюнул и со словами: «Лучше немного зарабатывать, чем здесь спину гнуть», уехал из Тынды. Ленивым у нас было не место, — объясняет Любовь Викторовна.

БАМ-2

На данный момент три неразлучные подруги, уже более 20 лет проживающие в Кропоткине, все еще тепло вспоминают свою БАМовскую молодость.

— Как бы хотелось повернуть время вспять и вновь оказаться в Тынде. Очень по ней тоскуем. По телевизору увидели новость о том, что с 2018 года начался второй этап реализации БАМа — так и загорелись воспоминаниями. Если бы не возраст — не задумываясь, поехали! — восклицает Любовь Викторовна.

…Пообщавшись с ними, у меня сложилось отчетливое понимание того, кто такие БАМовцы. Это — люди с несгибаемой волей, неиссякаемой энергией, которые жи¬вут по принципу — все по плечу. Восхищает, не правда ли?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!