БАЙКАЛО-АМУРСКИЕ ИСТОРИИ СЕМЬИ ЦИХИЙ
Супруги из Кропоткина рассказали о главной комсомольской стройке, как в 50-градусный мороз забивали «костыли» в шпалы и составляли поезда.
Наталья оставила родной Фрунзе и отправилась из Киргизии за туманом, за мечтами и запахом тайги.
Семидесятые годы в Советском Союзе проходили под знаком вели¬кой комсомольской стройки Байкало-Амурской магистрали.
Наталья Алексеевна приехала с самой первой волной энтузиастов. Она с трудом подбирает слова, чтобы объяснить, почему отправилась на строительство БАМа:
— Вся молодежь туда стремилась. Я всегда была в центре событий. Меня выбирали секретарем комсомольской ячейки, я всю жизнь состояла в профкоме, участвовала в соревнованиях по самым разным видам спорта. Мне хотелось быть там, где происходит самое интересное, испытать себя. Если вернуть те годы, я бы повторила тот же путь.
БАМ — это любовь
В 1975 году девушка прибыла на Усть-Илимскую ГЭС. Ей предложили работу бухгалтера, но перебирать бумаги, пока другие прокладывают железную дорогу по вечной мерзлоте — это не про Наталью. Со словами «я не так хочу работать» она настояла на должности монтера пути. Это что? Это забивать «костыли» в деревянные шпалы! С двух ударов Натальи железный кол впивался в брус под самую шляпку. Сила у девушки была богатырская — не зря всю жизнь дружила с физкультурой, была кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике, баскетболисткой, волейболисткой, в будущем — первая ракетка по настольному теннису железнодорожного отделения в Тынде.
Через три месяца Наталья перешла в диспетчеры, а затем все-таки согласилась работать бухгалтером на Нижнеангарской дистанции сигнализации связи.
Худенькую девчонку с двумя хвостиками на голове сразу заметил Виктор Цихий. Выяснил у товарищей — не замужем. «Значит, будет!» Виктор и Наталья работали в одной смене, он называл ее «малышкой», но романтических отношений не завязывал. На 8 Марта она надела платье, и старшая по станции обратила внимание парня: «Посмотри, какие у нее ножки!»... До свадьбы оставалось лишь три месяца.
Магистраль не сразу строилась
Супруги сначала жили в общежитии, где получили комнату одну на четыре семьи. Потом перебрались в деревянный «щелевой» домик, из которого зимой моментально выдувалось тепло от печки. Наталья Алексеевна с ностальгией рассматривает фотографию: на снимке она и ее муж на фоне этого вагончика склонили головы друг к другу и смеются. В валенок Виктора воткнут флажок, парень уставший, но счастливый. Тут Виктор Вячеславович вступил в беседу:
— Конечно, уставший. Попробуй на морозе в минус 50 побегать 12 часов!
Виктор приехал на БАМ через месяц после Натальи, в декабре 1975 года. Потомственный железнодорожник не был комсомольцем. Поехал наобум. Его сразу же взяли сначала слесарем, а после — главным кондуктором. Важная, на первый взгляд, должность подразумевала обязанность составлять поезда, то есть в мороз и стужу, днем или ночью формировать составы.
— Мы хорошо жили, трудностей не было. Ну как, были, конечно, но они легче переносились, когда все вместе. Никто из нашего окружения не разбирал, кто киргиз, кто украинец, кто русский. Жили, как семья. Тебе плохо — обязательно помогут, если радость — то тоже одна на всех, — говорит Наталья Алексеевна.
Виктор Вячеславович добавил:
— Однажды Наталья получила телеграмму о том, что у нее тяжело заболела мать, и срочно нужно было ехать в Киргизию. Денег на дорогу у нас не было. Утром пришли на работу, а нам передают нужную сумму. Представляете, мы никого ни о чем не просили, работники цехов, даже не знакомые люди, сбросились и собрали деньги.
— 1 мая 1977 года нас «передали» в отделение временной эксплуатации города Тында, мы там работали до 1 декабря. Потом было создано Министерство путей сообщения, и наше подразделение было передано в министерство. Тогда же мы получили квартиру, продолжали трудиться в локомотивном депо, — рассказала Наталья.
Этот город наш с тобою
В Тынде супруги поселились в квартире в первой построенной 9-тиэтажке. Маленький поселок только что получил статус города, а заодно — столицы БАМа. Виктор трудился уже помощником машиниста, а после — машинистом. Наталья стала старшим бухгалтером, исполняла обязанности главбуха, но вдруг… передумала. Она так и сказала: «Почему-то все это надоело, и мне понравилась работа в химлаборатории». Так 20 лет до выхода на пенсию Наталья Алексеевна служила лаборантом, проводила анализ состава масел для тепловозов, электролитов, дизельного топлива. За долгий и добросовестный труд была награждена путевкой в санатории Карловы Вары, Китая, медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и юбилейными медалями к 40-летию и 45-летию БАМа.
Сейчас ей 73, муж на год старше. После выхода на пенсию супруги перебрались в Кропоткин, к родителям Виктора. Наталья очень скучает по Тынде, трепетно хранит и пересматривает в телефоне видеоролики о городе, который стал судьбой, где прожито 25 лет. Супруги с теплом вспоминают эти годы, как трудились, путешествовали по стране, ездили даже в Болгарию, ходили в поход от Симферополя до Ялты, как Наталья участвовала в соревнованиях, отстаивала честь родного отделения в составе сборной команды «по всем видам спорта».
Они не теряют связи с друзьями по БАМу, продолжают их навещать и сами принимают гостей. Наталья Алексеевна шутит: «Нас старость дома не застанет» и собирается ехать на 50-тие строительства Байкало-Амурской Магистрали в любимую Тынду.
Виктор утверждает, что не поедет:
— Знаю, девчата нас встретят и разместят. А мужиков-то почти никого не осталось! Вот и весь сказ.
Романтика Байкальской стройки вновь окутывает нас, когда Наталья включает еще один клип о поколении комсомольцев- семидесятников. Они не боялись трудностей, кажется, даже стремились к ним ради чего-то главного для всех, умели дружить так, что эту связь время не разрушит, жили и строили так, как никто в мире.