В станице Казанской чтят традиции предков казаков и передают их из поколения в поколение

В станице Казанской чтят традиции предков казаков и передают их из поколения в поколение
Где конь, там и станица

Два раза в неделю девятиклассник Саша Бобрышев из станицы Казанской запасается яблоками и кусковым сахаром, а после уроков спешит на конюшню к местному атаману Николаю Бородину. Лакомства мальчик несет своим любимицам — двум серым кобылам Песне и Кукле.

— Это мои фаворитки, одна быстрая, вторая менее импульсивная, удобная в езде. Я уже полгода занимаюсь ездой, знаю, как обращаться с лошадьми, умею их заседлать. Мне нравиться общаться с этими животными, у каждой свой характер и особая психология, — делится знаниями парень.

Вместе с Сашей на конюшне регулярно бывают и другие ученики казачьей школы №43. С первых дней открытия учебного заведения Николай Бородин взял над ним шефство. С казачьим укладом, ценностями и традициями юных казачат он знакомит не на словах, а на деле.

— Я от всего сердца верю, что то, что я делаю нужно. Я стараюсь, чтобы на земле наших предков не были забыты их традиции и образ жизни, чтобы дети их впитали в себя, почувствовали, поняли и жили по казачьим заповедям. Они простые, но очень правильные: «Уважай старших, не обижай младших, что можешь, отдай нищему», — скромно говорит атаман и спешит к очередной группе школьников, уже оседлавших лошадей и ожидающих конной прогулки.

Казак по духу

Николай Бородин уже несколько лет остается бессменным атаманом станицы, он потомок первопоселенцев, осевших на этой земле, после того, как боевые действия во время Кавказкой войны у границ Кубанской области стихли, а враг был отодвинут от российских границ. На месте, приглянувшемся казакам-линейцам, в 1802 году появились первые землянки как раз там, где сегодня расположен центр станицы. Тут же более двухсот лет назад проводились казачьи сборы и вече, а уже на втором сборе атаманом новой станицы был избран прапрадед Николая Владимировича Иван Иванович Бородин. Каждое новое поколение рода остается верным традициям и образу жизни. Казачий стержень не смогла сломать даже советская власть.

— На тот момент (в советский период) слово «казак» было опасно произносить вслух, запрещалось праздновать религиозные праздники, но родители, бабушки и дедушки нас все равно воспитали в духе казачества. Мы жили с верой в Бога, отмечали православные праздники. Как жить по-другому, я не знаю и не умею, — говорит Николай Бородин.

Историю собирают по крупицам

Старейшее здание, сохранившееся в Казанской до сегодняшнего дня, было построено в 1846 году. Сегодня в нем располагается станичный историко-краеведческий музей. До революции это была артель, а в советское время в нем располагалось сельпо, внутри здание перестроено, но фундамент и стены остались нетронутыми до сегодняшнего дня.

— К сожалению, мы не знаем, каким производством занималась артель, все архивы были уничтожены во время немецкой оккупации, — сетует хозяйка местного храма истории Галина Поволоцкая, кстати, тоже потомственная казачка. Ее предки обосновались в станице одними из первых, а прадед служил в Петербурге у последнего российского императора Николая II.

Уже несколько лет Галина Дмитриевна собирает по крупицам все, что может пролить свет на быт жителей Казанской, в разные периоды существования станицы. Дореволюционному укладу казаков в музее посвящена отдельная комната, в которой очень много старинных предметов, икон, фотографий казаков, есть даже чудом сохранившиеся библия, написанная на старо-славянском языке и переплетеная деревом. Эти артефакты в дар станичному музею предоставили местные жители. Уцелели в Казанской и другие здания постройки конца 19-го начала 20 века, однако в первозданном виде до наших дней не сохранилось практически не одно из них.

Помещица-меценатка

С дореволюционной историей станицы Казанской тесно связано имя екатеринодарской помещицы Черноглазовой, покровительствовавшей над жителями станицы в конце 19-го — начале 20-го веков. Барыня выкупила у зажиточных казаков не один дом не только для себя, но и для, так называемых, общественных нужд. Одно из них — это здание центральной сельской библиотеки, расположенное в центре станицы. Его предназначение еще в конце 19 века определила помещица: обустроить избу-читальню, и подарила книги. К сожалению, во время фашисткой оккупации не одна из этих книг не уцелела, библиотека была сожжена немцами, а восстановлена уже в послевоенный период.

По распоряжению помещицы в другом здании, выкупленном у казаков, организовали школу для местной детворы — сегодня в этом помещении продолжают раздаваться голоса учеников, только теперь в нем расположены столовая и спортивный зал школы №19. Летней дачей помещице во время ее пребывания в Казанской, служило нынешнее общежитие для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната №7.

— Это было очень красивое здание. На фронтонах были скульптурные статуи, но их сбили во время ремонта в 2012 году, когда перекрывали кровлю, — с досадой вспоминает Галина Поволоцкая.

Три храма

Как известно, казак — без веры не казак, а потому в станице до революции было три храма. Самый первый — в честь Архангела Михаила был построен в центре, на том самом месте, где сегодня стоит школа №20. При храме существовала и церковно-приходская школа, но уже в первом десятилетии 20 века храм не вмещал всех прихожан, и на станичном сходе казаков было принято решение построить еще две церкви — в западной и восточной частях станицы. Строительство в 1912 году поручили архитектору Александру Косякину. Спустя два года в станице засияли куполами два храма близнеца — Святой Троицы в западной части Казанской и освященный в честь великомученика и Победоносца Георгия в восточной части. Их строили всей станицей, говорят, идентичны они были и по внутреннему убранству. Советская власть к христианским реликвиям была безжалостна, из трех храмов уцелел только Свято-Троицкий, другие два были разрушены до основания. На месте Георгиевского храма сегодня расположена часовня, в память о подвиге казаков сотни Андрея Гречишкина, восстановленная в 1995 году по инициативе местных жителей.

Казаки добро помнят

Вся древнейшая история станицы Казанской связана с охраной казаками российских границ от горцев и участием в Русско-Турецкой войне. Эти события наполнены не только историческими фактами, но и легендами.

Согласно древнему сказанию, в первые годы основания станицы, когда она была совсем небольшой, а набеги горцев были частыми, поселение было обнесено рвом, огорожено забором с воротами, открывавшимися на каждую сторону света. Когда казаки-мужчины уходили на войну или военные сборы, ворота запирались, у них выставлялись часовые, но выходить за пределы станицы женщинам, детям и старикам все же приходилось. Нужно было обрабатывать поля. Во время таких полевых работ горцы выкрали мальчика-подростка. Неоднократные попытки сбежать от басурман оборачивались провалом, беглеца ловили и, в конце концов, женили на самой бедной турчанке из своего аула. Молодой парень не смирился с неволей и предпринял еще одну попытку побега уже с беременной женой. На этот раз ему улыбнулась удача — над парой сжалился охранник-турок и пропустил беглецов. Супруги благополучно добрались до Казанской, были приняты казаками, а через время пленника даже избрали атаманом станицы. Спустя какое-то время казаки взяли турок в плен, среди врагов атаман узнал того самого, который когда-то позволил ему бежать и отпустил со словами: «Беги! Казаки добро помнят!».

Эту историю директору станичного музея рассказал бывший атаман Казанской Иван Колпаков. По его словам, он является потомком того самого казака не смирившегося с пленом. Других подтверждений того, что эта история произошла на самом деле, в станице нет.

Курица с напехом и блины на костре

Традиционными блюдами казачьей кухни считается борщ и вареники с различными начинками. Их готовят повсеместно, однако в казанских семьях с богатой казачьей родословной из поколения в поколение передаются и другие рецепты кушаний, традиционных для прошлых веков. Например, хозяйки готовят курицу с напехом. Куриные субпродукты мелко измельчают, добавляют рубленый лук и смешивают все это с тестом, которое наводят как на клецки. Получившуюся субстанцию закладывают внутрь сырой целой курицы, зашивают и варят. Когда курица готова, достают из нее вареный комок теста, нарезают порционными кусочками и кушают с мясом. На особом счету у казаков были сладкие пирожки с рисом и калиной. Готовили их начиная с осени, когда ягоду калины обдавал первый мороз и она становилась вкусной и, главное — полезной. Гроздья собирали и хранили в таком виде в доме. Директор станичного музея Галина Поволоцкая вспоминает, что в доме ее бабушки в зимний период такие пирожки готовили часто. Начинку для пирожков делали из подслащенного отварного риса и сырых ягод калины. Частым блюдом на казачьих столах были и вареники. Зимой, как правило, с творогом, а летом — с вишней.

Многие из этих блюд готовят и сегодня, но не все на удобных газовых и электроплитах. Ученики 43 школы имени сотника Андрея Гречишкина во время летних походов кухарничают исключительно на костре. Меню у ребят, которые выходят на природу, конечно же, казачье, борщом и варениками не ограничивается, в списке обязательны пирожки и блины. Такая практика — один из элементов казачьего воспитания, применяемого директором школы Ириной Коробкиной и атаманом станицы Николаем Бородиным. Самое главное, что ребятам это нравится, и они с удовольствием приобщаются к казачьему быту.

Справочно:

Современная станица Казанская — это одно из крупнейших сельских поселений Кавказского района, насчитывающее более 11000 жителей, представляющих 36 национальностей. Однако два с лишним века назад она начиналась исключительно как казачья и насчитывала 223 семьи, осевших на месте редута, построенного Александром Суворовым в конце 18 века для охраны Российских границ. К редуту был приквартирован Казанский пол Кавказской армии, именно он и дал название будущей станицы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!