Как журналисты «Огней Кубани» летали на спортивном самолете
Этот ноябрьский день на Кубани был по-особенному теплым и каким-то бархатно-медовым. Солнечные лучи резвились на еще зеленой траве аэродрома, в воздухе растекалась нега выходного дня, люди были расслаблены и счастливы.
Шагнув из своего автомобиля на зеленый лужок, мы полной грудью вдохнули пьянящий свежий воздух. Здесь красиво, просторно, свободно! На аэродроме в станице Прочноокопской, что в Новокубанском районе, базируется аэроклуб им.Анатолия Балуева, известного энтузиаста авиации и легендарной личности для нашей местности. В аэроклубе более десятка легкомоторных летательных аппаратов. ЯК52; 3ЛИН142; ЯК18Т выстроились в ряд, а один из них — реял в небе.
Руководитель аэроклуба, дочь Анатолия Балуева, Жанна Балуева нас встречает радушно. Мы у нее сегодня не первые гости. Ранним утром приехали старые друзья из Новороссийска.
— Любители испытать драйв в небе имеются, — смеется Жанна, — мы осуществляем, в основном, учебные полеты — пилотаж, полет по кругу, маршрутные полеты. Курсанты Армавирского летного училища у нас «подлетывают» и помогают обслуживать самолеты. Авиация всегда технически в порядке.
Аэроклуб имеет юридический статус — спортивная автономная некоммерческая организация, и Воздушный Кодекс РФ эта малая авиация четко выполняет. Сергей Николаевич Слесарев, муж Жанны, профессиональный авиатехник — закончил Калужское авиатехническое училище, он-то и обслуживает авиапарк. Самолет разберет и соберет по винтикам, занимается реставрацией. Необходимость в этом есть, ведь авиация еще советских времен.
Сергей Николаевич подготавливает для нашего полета ЯК18Т и рассказывает:
— Мы прошли очень серьезную советскую школу пилотирования, выезжали с учениками на соревнования в Воронежскую область, занимали призовые места. Стараемся быть в тонусе и сейчас соревнования не бросаем, только вот пандемия на некоторое время помешала.
Механик подходит к маленькому, но мощному, словно ястреб, ЯК-52, похлопывает его по фюзеляжу:
— Хороший пилотажный самолет, на нем можно выполнить комплекс всевозможных фигур, ощутить все перегрузки.
Тем временем на полосу сел ЗЛИН142, «фонарь» откинулся и показалось довольное, воодушевленное лицо пилота Виктора Ивановича Шереметьева — это тот самый гость из Новороссийска, который сегодня преодолел 370 километров, чтобы полетать над Прочноокопской.
— Что вас сюда так влечет? — спрашиваю у пилота.
— Небо. И это не лечится. Я с детства увлечен аэроделом, но по ряду причин не удалось получить профессию летчика. Вот вышел на пенсию, летаю. Небо не отпускает.
— А мы здесь первый раз и, честно говоря, побаиваемся полета.
— Бояться не нужно — машина надежная, все четко, и ребята — пилоты высшего класса.
Механик провернул винт, чтобы выгнать скопившееся масло из нижних цилиндров и тем самым предотвратить гидроудар. Машина гудит. Мы усаживаемся в кабину, пристегиваемся ремнями безопасности, надеваем наушники. За штурвалом пилот Сергей Иванович Ушаков и инструктор Жанна Балуева. Их движения выверены до мелочей. В последнюю секунду меня лично охватывает паника — понимаю абсурдность своего поступка — страшно, хочется выпрыгнуть из кабины! Ан нет, дорога закрыта. Крепкой хваткой мы с Алесей, контент-редактором газеты, держимся за висящую ручку, на лице судорожные улыбки. Самолет рычит и трогается, пляшет по всем кочкам, разгоняется — взлет!
Аэродром, будка стартово-командного пункта, лужок, взлетная полоса, механик Сергей и огромная сторожевая псина становятся маленькими, миниатюрными. За окном иллюминатора клетки полей, разделенных посадками, извилистое полотно реки Кубани. Солнце блещет в окна самолетика, словно радуется нашему полету и подбадривает новичков. А теперь вверх! Самолет резко набирает высоту и пилот собирается выполнить фигуру высшего пилотажа под названием «Горка». А-а-а! Уши закладывает. Состояние невесомости. Страшновато, но снимать видео и фото продолжаем. От красоты дух захватывает — бархатные поля, поблескивающая хрусталем водная гладь Кубани, безграничная щедрость природы и понимание божественного присутствия. Ради этой картины и ощущения полноты жизни стоило претерпеть страх и дискомфорт организма. Затем бреющий полет, в трех-пяти метрах от земли, где поле озимой пшеницы. Скорость бешенная. Резкий подскок, кажется, что сейчас врежемся в лесополосу, но — перепрыг через деревья… Летим! ЯК переваливается из стороны в сторону. Это пилот покачивает штурвалом. Ух! Не надо! Сергей Иванович успокаивает:
— Это я крыльями помахал огородникам — они же нас поприветствовали, я ответил — нужно быть вежливым.
Самолет идет на посадку. Касается земли и опять все кочки наши. Выходим оцепеневшие, на лицах все те же застывшие идиотские улыбки. Все кончилось…
— Девчата, испугались что ли? — улыбаются Сергей Иванович и Жанна.
Мы справляемся с постполетным потрясением и в нашей ситуации лучше промолчать… Большая дружелюбная псина тычет мордой в колени — чувствует наш шок, видимо успокаивает. Жанна и Сергей Иванович смеются над нашей нервной встряской.
— Разве это нагрузки, — нежно стыдит нас Сергей Иванович, — вот Жанна выросла в кабине пилота, отца своего Анатолия Агафоныча, все фигуры спортивного пилотажа прошла. Моя дочка Настя тоже с малых лет вместе с Дашей, дочерью Жанны, и котом на заднем сидении летали. И все это пока Агафоныч по кругу обучал меня взлету-посадке.
Подумалось: «Значит, они сильнее духом, выносливее, значит их не тошнит». И мы медленно и боком-боком направились к домику неизвестного архитектора…
И все же это был невероятно красивый день, проведенный с необыкновенными людьми неба и наполнивший нас сладким чувством единения земли, воздуха и человека.