Валентина Васильевна Ушакова, жительница Кропоткина, встретила свой девяностый день рождения
Валентина Ушакова, получив в железнодорожном техникуме профессию техника-механика, приехала в Кропоткин, на станцию Кавказская, чтобы работать на участке электроснабжения Северо-Кавказской железной дороги. Была назначена на должность электромеханика бригады контрольно-измерительных приборов. С тех пор пролетело 26 лет.
В Кропоткине, на железной дороге прошла ее профессиональная жизнь. Супруг получил квартиру, выросла дочь Наташа и трудится архитектором. Здесь Валентина получила звание Ветерана труда и коротает дни на пенсии. Она не могла и предположить, что отметит свое девяностолетие. Но судьба так распорядилась.
Васильевна, это твое хозяйство
Спешу к имениннице, чтобы рассказать читателям газеты о долгожителе города.
Дверь открыла женщина небольшого роста. Коротко подстриженные седые волосы, глаза с огоньком… Не верилось, что у нее столь серьезный возраст.
— Год как не выхожу из квартиры. Силы уже не те. А четверть века ездила по станциям, приходилось подниматься на подстанции, содержать измерительные приборы на всем участке в исправности. Валентина оживилась, стала вспоминать молодость.
— Мой первый рабочий день 22 января 1962 года запомнился как значимый для всей станции. Первый раз прошел по рельсам электропоезд.
Новый участок дороги Баку-Москва электрифицировали. Инженер Константин Николаевич Литвин привел на рабочее место и сказал: «Теперь это твое хозяйство, Васильевна». Так молодой специалист взяла на себя ответственность за метрологическое обеспечение всего энергоучастка. В обязанности Ушаковой и членов ее бригады входила поверка приборов учета. А их было сотни.
— Одно время мы отправляли приборы учета на поверку, ремонт в Краснодар. Потом добились права ремонтировать их на месте. Снимали, производили ремонт, и вновь устанавливали.
Разъездной характер работы
— Транспорт для поездок по станциям нам не выделяли, добирались на поездах, электричках, а то и товарняках. Представьте меня с сумкой в пятнадцать килограммов. Столько весил набор инструментов для поверки приборов учета. С этим грузом я спешила на поезд, а то и на грузовую площадку, где стояла военная или сельскохозяйственная техника. В холодное время года спрячешься за колесо, сожмешься в калачик и едешь до станции назначения. Овечки — самая дальняя станция на участке находится на границе со Ставропольским краем — занимала день, а то и два на обслуживание, — рассказывает пенсионерка.
Всяко случалось за двадцать пять лет. Как-то Валентина Васильевна проспала, не услышав будильник.
— Подскочила, слышу объявляют отправление поезда, схватила чемодан с инструментом и бегом на станцию. Бегу по мосту, вижу вагон и своих коллег. А вход на этот путь закрыт, перелезаю преграду, а вагон уже трогается. Меня подхватывают, ноги оторвались от земли, когда поезд уже взял разбег, — вспоминает казус Ушакова.
Рацпредложения, премии, звание «Ветеран труда»
Валентина Васильевна человек творческий. Ее трудовая книжка исписана до самой обложки. Рационализаторские предложения, премии за введенные новшества, участие в социалистическом соревновании. В 1979 году она стала победителем этого движения.
— В те годы нас часто премировали. На общих собраниях коллектива рассказывали о том, кто и что предложил внедрить, что это дало производству. Принародно вручали грамоты, награды. Это давало стимул трудиться еще лучше, — вспоминает Валентина Васильевна Ушакова. Чувствуется, что она и по сей день живет той жизнью.
Годы пролетели, а человек с большой ответственностью продолжает радеть за дело. Ясность в суждениях, строгость в голосе, большой опыт дают о себе знать и в девяносто лет.