По улице Шоссейной вдоль трассы «Ростов-Махачкала» стоит дом европейской архитектуры
![По улице Шоссейной вдоль трассы «Ростов-Махачкала» стоит дом европейской архитектуры](/media/cache/fa/83/fa838b7aeeb9e765f2b79014c0e1c8ac.webp)
На страницах районной газеты мы обсудили еще один объект, который может стать точкой туристического маршрута.
Приятно осознавать, что эту тему поддержали читатели. Предлагаем любознательным оглянуться вокруг, рассказать журналистам о необычных строениях, окнах с деревянными ставнями, крылечках, где сохранились клеймо кузнеца и год изготовления. Пишите: ogni131kubani@yandex.ru
О строении необычной архитектуры в ведомственном жилом фонде ДРСУ-4 подсказала читательница газеты Татьяна Писклюкова.
Жительница города обратила внимание на несвойственную кубанской культуре архитектурное исполнение двухэтажного жилого дома, затерявшегося среди обычных кирпичных коробок, построенных в 50-70-х годах прошлого века. Она выложила фотографии дома с колоннами, подпирающими пять сводов веранды на первом этаже, резных балконов и добротного деревянного лестничного марша, ведущего на второй этаж. Высеченные из кирпича детали над входной дверью, окнами говорили о том, что их выполняли не обычные каменщики, а мастера. Горожанка смогла объяснить только одно: его построили немецкие военнопленные в 1953 году. Нас заинтересовал данный факт: откуда, спустя восемь лет после окончания Великой Отечественной войны, в Кропоткине оказались поверженные фашисты? С какой стати строили жилые дома? Это и стало поводом журналистского расследования.
Солдаты рейха взялись за мастерки
Слухи о том, что попавшие в плен фашисты строили в населенных пунктах района некоторые объекты, ходят по сей день. Несколько лет назад, когда я спускалась на улицу Набережную в станице Казанской, местные жители рассказали, что спуск начинали укладывать булыжником военнопленные. Правда, почему не уложили камнем всю дорогу, никто объяснить не мог. И вот опять слышу, что жилой дом по улице Шоссейной,69 для рабочих ДРСУ №4 строили пленные немцы. Кто объяснит, насколько достоверен этот факт? Не обращаться же в архив НКВД?! Да и по сведениям архивистов местного общества, подобную информацию социально-бытового характера в этой службе уничтожили в 1968 году. Такой, во всяком случае, ответ они получили, когда попытались выяснить один из волнующих их моментов. Что ж, обратимся к людям, попытаемся отыскать старожилов. Не зря же говорят, что язык до Киева доведет. Сомнения мучили: найдем ли таких? Дом, по слухам, построили в 1953 году. Ему 70 лет, а старожилам и подавно — за 80-90 лет. Помогла Ольга Петровна Холоденко, которая 23 года трудилась здесь председателем ТОС. Она, без малого 50 лет, живет в соседнем с интересующим нас домом.
— Вышла замуж в 1975 году и поселилась с мужем в доме №77, в котором он получил квартиру, как один из лучших работников. Тогда торжественно вручали ключи перед ноябрьскими праздниками на общем собрании. Слышала от жильцов, что дом №69 построили пленные немцы, — объяснила она.
Бывшая квартальная познакомила с Юлией Александровной Заруцкой, ей 86 лет, она трудилась в дорожной строительной организации с 17 лет.
— Получили квартиру с мужем в 1972 году. Ему понравилась именно эта, на первом этаже. Дом под номером 69, действительно, строили пленные немцы. В 1954 году его сдали в эксплуатацию. Поскольку он стал ведомственным, квартиры предоставляли только работникам ДРСУ. Возвели его добротно, строители работали по немецкому проекту, строительные материалы были хорошего качества и работа сделана на отлично. У нас подоконники на окнах по полметра, сейчас таких не найдешь. Стены теплые, толстые. Между кладкой засыпана «жужелица» для утепления. Немцы и санузел предусмотрели под домом.
Двухэтажное строение до сих пор удивляет своей прочностью: чего стоят лестничные марши — им годы нипочем. Арки, колонны, резные украшения над окнами, входными дверями и балконами свидетельствуют о том, что выполнены руками мастеров. Если бы сегодня его подвергнуть капитальному ремонту, привести в первоначальный по проекту вид, он стал бы одним из красивейших домов в Кропоткине.
А все началось с трассы
Местный краевед, член Всероссийского общества архивистов Владимир Фоменко подтвердил факты, изложенные старожилами.
— В конце 40-х-начале 50-х годов прошлого века, как нам рассказывали взрослые, военнопленных тогда собрали на строительство в то время трассы «Ростов-Баку». Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову правительство дало задание построить автомобильную дорогу, соединяющую город Ростов-на-Дону с Кавказом. В 1946 году здесь появились немецкие военнопленные. В школе ДОСААФ, где я учился, один из преподавателей нам показывал немецкие вещи и мелкие предметы, которые пленные меняли на продукты питания. Строили вручную, в то время экскаваторов и такого количества автомобилей не существовало. Щебень, цемент, бетон — все переносили руками. Дорожную подушку укладывали в полметра. Ее прочность проверяли тяжелой техникой. Бетон должен был устоять под тяжестью движущихся танков и не треснуть. Попутно пленные возводили инфраструктуру. В это время, скорее всего, строили и жилые дома вдоль дороги.
Дом №69 в жилом районе дорожной строительной организации единственный со столь яркой архитектурой. Другие строения возведены в советском стиле, обычные кирпичные коробки. Если на первых порах жилье имело статус ведомственного, то сейчас оно приватизировано жильцами. Этот дом имеет частных хозяев, за его целостность и красоту отвечают владельцы восьми квартир.
С картой по району
На страницах районной газеты мы обсудили еще один объект, который может стать точкой туристического маршрута.
Приятно осознавать, что эту тему поддержали читатели. Предла-гаем любознательным оглянуться вокруг, рассказать журналистам о необычных строениях, окнах с деревянными ставнями, крылечках, где сохранились клеймо кузнеца и год изготовления.
Ольга Васильченко.