По улице Шоссейной вдоль трассы «Ростов-Махачкала» стоит дом европейской архитектуры

По улице Шоссейной вдоль трассы «Ростов-Махачкала» стоит дом европейской архитектуры

На страницах районной газеты мы обсудили еще один объект, который может стать точкой туристического маршрута.

Приятно осознавать, что эту тему поддержали читатели. Предлагаем любознательным оглянуться вокруг, рассказать журналистам о необычных строениях, окнах с деревянными ставнями, крылечках, где сохранились клеймо кузнеца и год изготовления. Пишите: ogni131kubani@yandex.ru

О строении необычной архитектуры в ведомственном жилом фонде ДРСУ-4 подсказала читательница газеты Татьяна Писклюкова.

Жительница города обратила внимание на несвойственную кубанской культуре архитектурное исполнение двухэтажного жилого дома, затерявшегося среди обычных кирпичных коробок, построенных в 50-70-х годах прошлого века. Она выложила фотографии дома с колоннами, подпирающими пять сводов веранды на первом этаже, резных балконов и добротного деревянного лестничного марша, ведущего на второй этаж. Высеченные из кирпича детали над входной дверью, окнами говорили о том, что их выполняли не обычные каменщики, а мастера. Горожанка смогла объяснить только одно: его построили немецкие военнопленные в 1953 году. Нас заинтересовал данный факт: откуда, спустя восемь лет после окончания Великой Отечественной войны, в Кропоткине оказались поверженные фашисты? С какой стати строили жилые дома? Это и стало поводом журналистского расследования.

Солдаты рейха взялись за мастерки

Слухи о том, что попавшие в плен фашисты строили в населенных пунктах района некоторые объекты, ходят по сей день. Несколько лет назад, когда я спускалась на улицу Набережную в станице Казанской, местные жители рассказали, что спуск начинали укладывать булыжником военнопленные. Правда, почему не уложили камнем всю дорогу, никто объяснить не мог. И вот опять слышу, что жилой дом по улице Шоссейной,69 для рабочих ДРСУ №4 строили пленные немцы. Кто объяснит, насколько достоверен этот факт? Не обращаться же в архив НКВД?! Да и по сведениям архивистов местного общества, подобную информацию социально-бытового характера в этой службе уничтожили в 1968 году. Такой, во всяком случае, ответ они получили, когда попытались выяснить один из волнующих их моментов. Что ж, обратимся к людям, попытаемся отыскать старожилов. Не зря же говорят, что язык до Киева доведет. Сомнения мучили: найдем ли таких? Дом, по слухам, построили в 1953 году. Ему 70 лет, а старожилам и подавно — за 80-90 лет. Помогла Ольга Петровна Холоденко, которая 23 года трудилась здесь председателем ТОС. Она, без малого 50 лет, живет в соседнем с интересующим нас домом.

— Вышла замуж в 1975 году и поселилась с мужем в доме №77, в котором он получил квартиру, как один из лучших работников. Тогда торжественно вручали ключи перед ноябрьскими праздниками на общем собрании. Слышала от жильцов, что дом №69 построили пленные немцы, — объяснила она.

Бывшая квартальная познакомила с Юлией Александровной Заруцкой, ей 86 лет, она трудилась в дорожной строительной организации с 17 лет.

Получили квартиру с мужем в 1972 году. Ему понравилась именно эта, на первом этаже. Дом под номером 69, действительно, строили пленные немцы. В 1954 году его сдали в эксплуатацию. Поскольку он стал ведомственным, квартиры предоставляли только работникам ДРСУ. Возвели его добротно, строители работали по немецкому проекту, строительные материалы были хорошего качества и работа сделана на отлично. У нас подоконники на окнах по полметра, сейчас таких не найдешь. Стены теплые, толстые. Между кладкой засыпана «жужелица» для утепления. Немцы и санузел предусмотрели под домом.

Двухэтажное строение до сих пор удивляет своей прочностью: чего стоят лестничные марши — им годы нипочем. Арки, колонны, резные украшения над окнами, входными дверями и балконами свидетельствуют о том, что выполнены руками мастеров. Если бы сегодня его подвергнуть капитальному ремонту, привести в первоначальный по проекту вид, он стал бы одним из красивейших домов в Кропоткине.

А все началось с трассы

Местный краевед, член Всероссийского общества архивистов Владимир Фоменко подтвердил факты, изложенные старожилами.

В конце 40-х-начале 50-х годов прошлого века, как нам рассказывали взрослые, военнопленных тогда собрали на строительство в то время трассы «Ростов-Баку». Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову правительство дало задание построить автомобильную дорогу, соединяющую город Ростов-на-Дону с Кавказом. В 1946 году здесь появились немецкие военнопленные. В школе ДОСААФ, где я учился, один из преподавателей нам показывал немецкие вещи и мелкие предметы, которые пленные меняли на продукты питания. Строили вручную, в то время экскаваторов и такого количества автомобилей не существовало. Щебень, цемент, бетон — все переносили руками. Дорожную подушку укладывали в полметра. Ее прочность проверяли тяжелой техникой. Бетон должен был устоять под тяжестью движущихся танков и не треснуть. Попутно пленные возводили инфраструктуру. В это время, скорее всего, строили и жилые дома вдоль дороги.

Дом №69 в жилом районе дорожной строительной организации единственный со столь яркой архитектурой. Другие строения возведены в советском стиле, обычные кирпичные коробки. Если на первых порах жилье имело статус ведомственного, то сейчас оно приватизировано жильцами. Этот дом имеет частных хозяев, за его целостность и красоту отвечают владельцы восьми квартир.

С картой по району

На страницах районной газеты мы обсудили еще один объект, который может стать точкой туристического маршрута.

Приятно осознавать, что эту тему поддержали читатели. Предла-гаем любознательным оглянуться вокруг, рассказать журналистам о необычных строениях, окнах с деревянными ставнями, крылечках, где сохранились клеймо кузнеца и год изготовления.

Ольга Васильченко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!