Супруги Сапон из станицы Дмитриевской ведут натуральное хозяйство более 30 лет — на своем подворье содержат крупнорогатый скот, коз и индоуток
Валентина Николаевна и сама удивилась: «Сейчас представить не могу, как бы жила в городе — все необходимое нужно купить в магазине, а у нас в селе все свое».
Открывают холодильник, а там — молоко, сметана, творог, замороженные фрукты и ягоды. Из погреба достают картофель, капусту, консервацию. Она развела руками, такова разница городской и сельской жизни.
Не представляю, как бы жила в городе
Прошло 32 года с тех пор, как молодая семья приехала из узбекского города Навои в станицу Дмитриевскую. Сейчас нисколько не жалеют о том, что поменяли красивый белокаменный город в пустыне на кубанскую станицу. Здесь они трудятся на сельскохозяйственном производстве: растят хлеб, производят молоко и мясо. И дома ведут натуральное хозяйство. На родине мужа живется сытно и вольготно.
Здравствуй, малая родина!
— Я родилась на Украине. Возможно, там и прошла бы моя жизнь, но отцу друг предложил поехать в Узбекистан, где начинали строить город в пустыне — Навои. Рабочие руки были нарасхват. Так наша семья оказалась в азиатской стороне Советского Союза. Высшее образование получила в Иркутском политехническом институте, вернулась в Навои инженером по теплогазовентиляции. Здесь познакомилась с Владимиром, который приехал в город из кубанской станицы. В 90-е годы вынуждены были уехать из-за изменившихся отношений узбеков к русским. Муж сказал: «Хочу на родину. Поедем к маме». Собрались, детей в охапку, у нас их двое — Виталий и Катя, и приехали в станицу, — рассказывает Валентина Николаевна.
В те годы и на Кубани жили непросто, но тем не менее работа для них нашлась: Валентину приняли учетчицей на ферму, Владимир стал трактористом в сельхозпредприятии «Дмитриевское». Супруги поселились в родительском доме. Стали жить, как и большинство в станице. Мать Владимира — Екатерина Григорьевна — подарила молодым телку. Со временем в семье стало шесть коров. Супруги содержали свиней, продавали на рынке в Кропоткине мясо, вывозили молоко, творог, сметану. Вскоре приобрели участок под строительство своего жилья. Местный умелец-каменщик выложил кирпичное строение, в котором выросли дети, и поныне здесь живут родители.
— У сына и дочери свои семьи, растутчетверо внуков. Одни живут в Белореченске. Сын работает начальником цеха на химическом заводе. Другие поселились под Выборгом, в Каменогорске. Зять увез дочь в карьеры, где добывают камень, — рассказывает Валентина.
Дом, полный живности
На хоздворе хозяйничали индоутки. Красавцы с белыми холками важно разгуливали, а зеленоголовые устроили в поилке купание. Одна из уток так плескалась, что брызги летели в разные стороны.
У коз под навесом — тишина. Несколько парнокопытных размеренно жевали сено. Увидев меня с фотоаппаратом, насторожились, а козленок не понял зачем его хозяйка пытается поймать, заверещал.
В соседнем помещении двух коров, телку с бычком потеснили новые соседи. Их отделили от большого семейства парнокопытных. Алиса, так зовут одну из квартиранток, вскармливает двух козлят, вторая ждала приплод.
— Переходим на мелких животных. За коровами тяжело ухаживать — нам с мужем уже за шестьдесят, — поясняет хозяйка.
Скоро коров и молодняк переведут на зеленую траву, станут выпасать у воды — к реке Калалы выходит огород Сапон. Рабочий день супругов начинается рано, в пять утра. Выводят животных на выпас, в обед доят, вечером возвращают в баз. Пока Владимир Васильевич кормит живность, запасает на ночь сено, Валентина Николаевна перерабатывает молоко на сметану и творог. Все это утром купят соседи. Владимир Сапон сейчас готовит почву к севу. Он на своем МТЗ сеет суданку и люцерну, кукурузу на зерно. За эти годы супруги обзавелись техникой: приобрели трактор, культиватор, пресс, бороны. Пашут, сеют, культивируют, косят и тюкуют сено сами. Только убирать кукурузу нанимают комбайн. Сейчас в их станице немало частников, которые выполняют сельхозработы по найму. Владимир Васильевич, как выяснилось, сам механизировал домашнюю ферму. Своими руками он смастерил навозоудалитель — это сооружение похоже со стороны на застывшего жирафа, он-то и выкачивает жижу из корпуса прямо на тракторную тележку. Остается только вывезти органическое удобрение со двора.
День катился к вечеру. Мы вернулись с экскурсии по хозяйственному двору, слышим, заскрипели ворота. Глава семьи вернулся с племянником с поля. На столе их ждало угощение — румяные сырники из домашнего творога и кувшин с компотом из свежезамороженных фруктов и ягод.