Пролетариат превозносил образование и культуру

Пролетариат превозносил образование и культуру

Из истории хутора Романовского

Едва в марте 1920 года хутор Романовский был освобожден от деникинских войск, как уже буквально в течение недели начал действовать ревком Кавказского отдела. Жизнь не могла стоять на месте, а управление населенными пунктами стремительно менялось. Власть на местах от атаманов перешла к Советам, а те в свою очередь мгновенно сориентировавшись, взяли курс на построение социализма. Читая старые архивные документы, диву даешься прозорливости политиков того времени. Все их деяния направлены на созидание во имя народа. Интересным для себя считаю отчет за июнь 1920 года по внешкольному подотделу ОТНАРОБА (отдел народного образования) Кавказского отдела, чем и хочу поделиться с читателями газеты.

Уже 7 июня 1920 года приказами №4 проведена работа по регистрации музыкальных инструментов и №5 по отмене платы в общественных библиотеках. Кроме того командированы на курсы работники по внешкольному образованию в г.Екатеринодар, где Кавказскому отделу было отведено 20 мест.

Средств на нужды внешкольного образования отпускалось мало, и их едва хватало на удовлетворение авансами за апрель и май месяцы и на расходы по содержанию внешкольных учреждений хутора Романовского. Не смотря на это, по хутору произведены следующие работы:

1.Разработан и осуществлен план организации детской библиотеки-читальни, куда намечается передать всю детскую литературу из начальных и средних училищ, педагогического музея и библиотеки культурно-просветительского общества, чтобы сконцентрировать ее в одном месте. К работе по ремонту книг и устройству библиотеки привлечено все учительство хутора, так как во внешкольном подотделе народного образования служащих слишком мало.

2.Совместно с агитационно-просветительским отделом партии и внешкольным подотделом образовано пять народных читален в разных местах хутора.

3.Произведен учет неграмотных и малограмотных среди организованного населения хутора. Разрабатывается план организации нескольких школ для взрослых.

4.Педагогический музей приводится в должный порядок.

5.Труппа ОТНАРОБА поставила 12 спектаклей. Репертуар: «Черные вороны», «Доходное место», «Бедность не порок», «Дурные пастыри», «Темное пятно». Увеличить количество спектаклей не возможно, так как нет своего помещения.

6.Внешкольный подотдел произвел в хуторе Романовском учет всех кинофильмов и открыл прокатную контору для станичных биографов.

7.Открыта народная музыкальная школа. К 1 июля в ней имелось 160 учеников и четыре преподавателя.

8.Открыта музыкальная мастерская для настройки и починки инструмента.

Подписан отчет заведующим внешкольным подотделом Н.Прокопец. Кто был этот человек, я пока не знаю, да и, судя по документу, работает он в этой должности, как и весь его отдел с апреля 1920 года.

Не менее интересным для любителей истории хутора — ныне города Кропоткина — является доклад о работе статистики при Кавказском отдельском ОТНАРОБе того же года. Из него видно, что Кавказский отдел состоял из 52 населенных пунктов, но отчеты предоставлены только 45 из них, а, следовательно, цифровые данные относятся к 45 пунктам.

А они таковы:

— Всего училищ 175, из них: смешанных — 160, женских — 10, мужских — 5. В этих школах имеется 564 отделения с общим число учительского персонала 622 человек.

В них обучается по данным на 20 мая с.г.:

— мальчиков — 12086 чел.

— девочек — 8451 чел.

Всего: 20537 чел.

В среднем на одном отделение приходится 36 ученика, и на каждого учителя 33 ученика. Но отсюда отнюдь не нужно заключать, что комплект нормален. Нужно иметь в виду, что к 20 мая школы обычно пустуют, ученики разбредаются на полевые работы.

Цифровые данные относительно внешкольной работы таковы:

— Библиотеки имеются в 24 населенных пунктах, в 21 пункте по одной, двух — по две библиотеки; в одном пункте — пять библиотек. Всего — 31 библиотека. Всего в этих библиотеках 22532 тома, причем наибольшее число томов имеется в Романовской библиотеке (больше 3000 томов) и наименьшее в ст.Темижбекской (90 томов).

Далее в докладе отмечается, что в Кавказском отделе до прихода Советской власти не было ни одного учреждения дошкольного характера, а в настоящее время они имеются в семи населенных пунктах: в х.Романовский — два, с числом детей 500 чел. при 16 руководителях, а в х.Тихорецком (ж.д.поселок) — три, с числом детей 300 человек при 10 руководителях.

Несравнимо ниже число площадок по остальным пяти станицам, где количество площадок по одной с 30-50 детьми и двумя руководителями. Ст.Кавказская в списке отсутствует.

Приведенные данные статистики относится к 13 июня 1920 года, но как видно из доклада, власть без страха взялась за новое для нее дело, а уже плодами ее пользуемся мы.

Если же брать во внимание что только что закончилась гражданская война, болезни, голод и холод, казалось бы, отнимают все средства и силы, а тут какое-то образование — согласитесь это подвиг.

Но более для себя удивительным считаю, что при Кавказском отделе народного образования работал подотдел Охраны детства. Его руководитель А.Мазанова уже 3 июня 1920 года в числе прочих сообщает что «выработана инструкция «Детские дома» и ведутся подготовительные работы по организации «Недели ребенка» проведение, которой назначено на 12-18 июля».

В обывательской среде бытует мнение, что в то время все шло на самотек, страна плыла по течению, а уж потом всё и само собой решилось.

Чтобы доказать или показать, что это наше заблуждение, приведу еще некоторые цифры на 1.06.1920г. по хутору Романовскому.

По штату театра хутора на лицо 21 артист, это Варкова, Шевченко, Ковальчук, Звездин, Веселовский, Пашкевич, Большакова и т.д. (полная версия в моей книге «Хутор Романовский — история образования»).

Кинематограф в то время состоял из двух кинотеатров:

— «Луч Света» — со штатом девять человек.

— «Красная Звезда» — со штатом 10 человек.

Заработная плата работников составляла от 6135-6731 руб.

Уместно отметить, что музыкантами в кинематографе работали Мержинский, Горан, Хмельницкая, Мержинская, Пестеров, Комков и другие. Оклад их составлял 6435 до 6675 рублей.

Стоит отметить, что заработная плата выше перечисленному персоналу производилась из бюджета, а культура, находилась в ведении отдела народного образования — тогда станет понятно, какую важность она имела для победившего пролетариата.

В детской площадке №1 работало 12 чел., это: Климан, Зацепина, Пащенцев, Щепеловская, Зиновьева, Трофимова, Подольская и другие. Детей было 300 человек.

Штат детской площадки №2 состоял из восьми человек, это: Чернявская, Расторгуева, Подольская, Шустова, Бадаева и другие. Детей было 200 человек.

Подводя, итог моей работы в ГАКК, хочу сообщить, что все опубликованные данные взяты из Фонда Р-102 и те из читателей, кто встретил для себя фамилии дедушек и бабушек, могут ознакомиться с полной версией у меня или в самом архиве Краснодарского края.

Для сведения сообщаю, что остальные «новинки» по истории хутора Романовского будут опубликованы в газете «Огни Кубани» Кавказского района и в «Вестнике Архивиста» общества архивистов г.Кропоткина.

В.Фоменко,

заслуженный работник культуры Кубани,

член Кропоткинской первичной организации Краснодарского Краевого отделения

Российского общества историков архивистов (РОИА).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!