«Люди Z». По повестке, но добровольцем
В экстремальной ситуации каждый человек проявляет себя по-новому — темижбекцы, не раздумывая, встали на защиту рубежей страны.
— Все получили? Я рада!
— Да, большое спасибо всем темижбекцам, администрации и всем жителям Кавказского района!
Главу Темижбекского сельского поселения__ Светлану Васильевну Сахно__ я застала с трубкой мобильника в руках — ребята из учебной части Севастополя звонили: посылки от земляков прибыли.
— Стараемся держать с нашими мобилизованными связь. Спрашиваем, чем помочь им самим, семьям? Парни такие скромные, робко так говорят: «не успел траву за домом покосить», «дрова поколоть». Мы в этот же день скосили сорняки и фотографию бойцу отправили, чтобы спокоен был. В другой семье за колку дров взялись. Помогаем семьям, в основном, топливом. Я получила разрешение в лесхозе на заготовку дров. Специальной рабочей бригады при станичной администрации нет, так я мужчин местных прошу, не отказывают. Работа не из легких: ну-ка, заготовь дрова на десять домовладений — это десять машин. Конечно, справки на бесплатное питание в школе и на посещение детского сада детям мобилизованных мужчин предоставили, лекарства купили, кто попросил, — рассказывает о работе сегодняшнего дня глава поселения.
Обычные мужчины обычного времени
Более 30 человек призваны из Темижбекской с момента начала частичной военной мобилизации. Светлой памяти достоин военнослужащий-контрактник, старший прапорщик Юрий Ульяженко, погибший на Украине вначале специальной военной операции. Бойца похоронили в Адыгее, но в станице Темижбекской живет его семья.
Специалист военно-учетного стола __Ольга Неплюева __говорит:
— Военные действия есть военные действия и семьи мобилизацию своих близких воспринимают тревожно, что объяснимо. Сложнее всего было первым резервистам. Вечером получили повестки, утром — в военкомат, собраться толком не успели, дела завершить. Поэтому и помощь им была необходима. Вторым было легче, то есть как легче: они уже смогли сориентироваться — приготовить поклажу, решить квартирные и хозяйственные вопросы. Четыре супружеские пары оформили свои отношения браком: двое молодых перед призывом еще в районе, а двое по месту военной подготовки — жены ездили на регистрацию в Майкоп и Симферополь. Вот так и получается — не было бы счастья…
Мобилизованные бойцы — это обычные мужчины обычного мирного времени: шоферы, электрики, токари, слесари, строители, рабочие. Они в свое время добросовестно отслужили срочную службу, где получили военные профессии. Сегодня ребят отправили на учебные полигоны Молькино, Майкопа, Волгограда, Севастополя, Владикавказа, Буденновска. Семьи Споденко, Чесноковых, Шкондиных проводили на фронт по двое сыновей, и те друг от друга никуда, вместе обучаются военному делу, вместе тяжесть военно-полевой жизни несут.
Человек в экстремальной ситуации открывается по-новому. Вроде вот он, простой темижбекский парень Иван Плотников, казак, двое детей, только в армии не пришлось служить — а рвется в окопы. И мотивация самая, что ни на есть, человечная: я пожил, детей нажил, есть, что оставить после себя, а совсем молодые, неженатые, кто детьми не обзавелся, уходят. Я пойду вместо таких.
— Живет у нас в станице мужчина Сергей Папин — он приезжий из Украины, — рассказывает Ольга Борисовна. — По повестке, но добровольцем пришел в военный комиссариат. Он из немногих, кто хорошо осознавал куда идет, а еще говорил, что у него там свои счеты… А когда подписывал документы, то сотрудники военкомата обратили внимание, что у него нет фаланги пальца, его и завернули. Он доказывал, доказывал, что ему этот палец не нужен вовсе, но медицина все равно не пропустила.
Руслан Владимирович Войнов ушел добровольцем. Сын у него кадровый военный, служит сейчас там же, в «горячей точке» на Украине. Он и говорит: сын воюет, а я что дома должен сидеть сложа руки? Мужчина все сделал по совести: работал на мыловаренном заводе в поселке им.М.Горького, нашел человека на свое место, подучил его, а потом уволился. Кстати, бронь имел, снял…
Во-первых, он патриот
С главой поселения мы приехали к Светлане Чесноковой, жене мобилизованного, который тоже «по повестке, но добровольцем».
— У них семья очень хорошая, — говорит про своих Светлана Васильевна. — Люди порядочные, трудолюбивые. Мать Светланы учитель, золотой педагог.
Светлана Чеснокова встретила нас смущенно:
— Ну, что сказать про моего Андрея… Во-первых, он патриот: никому слово не дает сказать против президента и против спецоперации. Во-вторых, служил в Чечне — закаленный в боях. Ему нужно было только мое одобрение на мобилизацию добровольцем, которое я не могла ему просто так дать — у нас двое детей. Но он меня приучил «надо! кто, если не мы? это Родина!». Знаете, как он на нашем пороге встретил мобилизационную группу с повесткой? «Ну, наконец-то, вы приехали!».
Андрею Чеснокову 37 лет, 11 октября отметил день рождения, а 14-го его призвали. Он строитель, военная профессия — стрелок и гранатометчик. В учебной части его назначили наводчиком. Андрей и Светлана люди местные, родились в Темижбекской. Живут со своими мальчишками в небольшом домике — наследство от бабушки досталось. Задумали поднять пристройку, благоустроить подворье, да тут спецоперация нагрянула. Андрей, уходя, сказал Светлане: «Ничего не делай, приеду, тогда возьмусь».
Сыновья Владислав и Дмитрий гордятся своим отцом: 17-летний Влад — студент строительного техникума в Ставрополе, Дима — школьник. Очень внимательно следят за военными новостными сводками и живо интересуются, что по телефону сказал отец.
Вместе с Андреем Чесноковым был мобилизован и его брат Александр, так что они вместе. В Севастополе в учебной части восемь темижбекцев. Светлана с друзьями на двух машинах недавно ездила к мужу — проведать, продукты отвезти, передачки землякам. Повидались, в общем.
Согреть теплом малой родины
— Когда в районной администрации попросили подключиться к сбору гуманитарной помощи для Вооруженных Сил, мы, темижбекцы, взялись за это не раздумывая. Коллективы школы, детского сада, Дома культуры, соцзащиты и станичники живо откликнулись — приносили продуктовые наборы — консервы, сахар, кондитерку, овощи, воду, гигиенические принадлежности — все, чтобы ребятам было полегче. Так хочется их согреть теплом малой родины, — рассказывает глава поселения.
А еще темижбекцы вязали для солдат носки. В Доме культуры есть кружок рукоделия, ведет его Ольга Покусаева. Так женщины навязали штук 200 носков! Выручили местные бабушки, приносили по две-четыре пары. Помогали с гуманитарным грузом фермеры, индивидуальные предприниматели, местное хозяйство «Восток». «Кого не попроси — без проблем», — делится Светлана Сахно.
Обеспечили транспортом — доставкой резервистов в военкомат предприниматели Василий Ларин, Алексей Солдатенко, Алексей Кононенко и, опять же, — «Восток». Возили гуманитарный груз казаки под руководством атамана Евгения Литвина.
Вот так по жизни и реализуется, казалось бы, глянцевый плакатный лозунг «Мы вместе!», который на деле живой, праведный, человечный. Мы на Кубани, действительно, вместе. Мы — вместе с семьей, мы — вместе с земляками, мы — вместе с Отечеством.
Марина Смирнова. Фото из архива семьи Чесноковых и администрации с/п