Учительница из станицы Кавказской занялась красивым и полезным бизнесом: выращивает рассаду и ягоды клубники
Светлана Петровна Вереютина и не подозревала, что у нее талант растениевода.
Живу на грядках
— Когда жили в городе Нукус Каракалпакской Республики, которая входит в состав Узбекистана, я о грядках и не думала. Целый день пропадала в школе, вела уроки физкультуры, занималась с детьми в секции. Двадцать лет отдала любимому делу. При доме был земельный участок, но там работала мама. Ей в радость было вырастить огурцы, помидоры, петрушку с укропом, — вспоминает Светлана Петровна.
В 90-е годы семья переехала на историческую родину супруга Светланы Петровны, в станицу Кавказскую. Приобрели земельный участок, построили просторный дом, разбили огород, заложили сад. Как-никак у Вереютиных — трое детей. Один из сыновей Владислав обосновался в Краснодаре, другой живет по соседству с родителями, они помогали ему построить собственное жилье. Дочь Валерия и внучка Лолита живут в родительском доме, со Светланой Петровной. После смерти супруга минуло девять лет, женщины хозяйничают самостоятельно.
— О школе я уже не думаю. Меня земля заинтересовала. Просыпаюсь рано, в четыре-пять часов. Рассвет, и я — на грядках. Сама себе удивлялюсь, ведь тяпку в руках не держала, а тут полю и полю. На моем участке сорняков не найдешь. Решила выращивать огурцы, благо есть две теплицы. Только огурец не пошел, я ведь химию не использую, предпочитаю натуральный, чистый продукт. И сами ели, не опасаясь отравлений, и людям продавали, не боясь за их здоровье. Овощ оказался капризным: хлопот по уходу много и без химических добавок вырастал нетоварного вида. Покупатели спрашивали: почему они у вас не такие, как на базаре, ровненькие, пузатенькие? И я отказалась от огуречного бизнеса, — признается Светлана Петровна.
Ай, да купчиха!
Труда в теплицах много. Светлана Петровна встает ни свет ни заря. Работает, пока не начнет пригревать солнце. Потом делает перерыв и уже после обеда выходит на грядки.
Мы приехали к Вереютиным, когда хозяйка отдыхала. Она гостеприимно пригласила на клубнику.
— Здесь у нас растения на рассаду, — показала на зеленый островок под фруктовыми деревьями, и продолжила экскурсию. — Клубника успешно растет в открытом грунте. В начале месяца так цвела, что глаз трудно было оторвать от белоснежных полян. Я первое время рассаживала кусты и лишние корни выбрасывала. Случайно на канале объявлений узнала о желающих купить рассаду. С тех пор отбоя нет от покупателей. Многие хотят выращивать сладкую ягоду сами.
Так стал развиваться семейный сладкий бизнес. На помощь пришла дочь Валерия. Она взялась за реализацию рассады и ягод. Через социальные сети рассказывает о продукции.
— Покупатели просят доставить рассаду. На рынок не выходим, реализуем продукцию дома, — рассказывает Валерия.
География посылок растет не по дням, а по часам. Это увлекло Валерию, юриста по образованию. Сейчас она задумывается: не заняться ли ей профессиональным сбытом сладкой продукции.
— По интернету мы находим таких же любителей, выращивающих не один сорт клубники. Делимся новинками, выбираем те сорта, которые пользуются спросом у покупателей. У нас сейчас более 20 сортов растет, есть одноразовый гибрид земляники-клубники, несколько сортов многоурожайной, которая за год три-четыре раза плодоносит, ремонтантная. Скажем, сорт «Королева Елизавета II» дает урожай раньше всех и плодоносит до морозов. Представляете, на белом снегу алеют сочные ягоды, — продолжает рассказывать Валерия.
Клубничный бизнес в Кавказском районе не набрал масштабных объемов. Профессиональным выращиванием ягоды занимаются всего полтора десятка владельцев ЛПХ, однако любителей значительно больше. 30-40 лет назад ягода в каждом подворье занимала свое почетное место. Владельцы продавали излишки на рынке, ведерки с ягодами выставляли у дворов. Потом этот бизнес оставили. В коллективных хозяйствах он так и не прижился. Но сегодня его вновь возрождают энтузиасты.
Она перечисляет сорта: Мурена, Фестивальная, Клери, Купчиха… Я не успеваю фиксировать. Сорта отечественные, зарубежные — на любой вкус и форму. И плоские, и продолговатые ягоды от ярко-красного до темно-вишневого цветов. Одни рано созревают, другие — позже, удобные в транспортировке, для приготовления джемов и варенья. Одним словом, клубника — это целая сельскохозяйственная наука. Ее и постигают мать и дочь. Они изучают спрос, подстраиваются под покупателей. От одних сортов отказываются, другие разводят.
Под сводами теплиц
Две теплицы заняли практически весь огород, где на первых порах семья выращивала картофель и другие овощи. Вереютины, как и большинство сельских жителей, запасали на зиму картофель, консервировали помидоры, огурцы, квасили капусту, варили варенье. Однажды Светлана Петровна сказала себе: посажу клубнику, продам ягоду и рассаду, на вырученные деньги куплю картофель и все, что захочу. Так и сделала.
Под пленкой жарко. Хотя в теплице дверь настежь, солнце припекает. Зеленый ковер клубники раскинулся на десятки метров. Под листьями — желтая солома, а на ней — яркие, ароматные ягоды.
— Солому подстилаем, чтобы плоды не соприкасались с землей, да и влага сохраняется под таким слоем дольше, — уточняет хозяйка. — Первый урожай собрали, и в этот же день продукцию забрали покупатели. За прилавком на рынке я ни одного дня не стояла, но и перекупщикам не отдаю свой товар. Им нужно отдать дешево, а продадут они дорого. Зачем работать на дядю!? — вслух рассуждает Светлана Петровна.
Она по-прежнему верна своему правилу: ни грамма химии. Для подкормки и роста растений использует биопрепараты, землю удобряет органикой — куриным пометом, благо, птица домашняя.
У Вереютиных все, как у всех станичников. Подворье сторожит дворняжка. На крылечке дома нежится кошка. Вот только хозяевам некогда сидеть на скамейке у двора. Они занимаются любимым делом. Это хобби Светланы Петровны большое подспорье к семейному бюджету.
Солнце активно припекало, а под навесом — тень и прохлада. В самый раз побаловаться чаем с клубникой. Пьем зеленый чай, едим сочную ягоду, не спеша ведем беседу. Ай, да «Купчиха», как ты хороша!
Ольга Васильченко.
Фото Александра Писаренко.