В Кавказском районе появился специалист по работе с особенными детьми

В Кавказском районе появился специалист по работе с особенными детьми

Сегодня Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот день посвящен людям, которые абсолютно беззащитны перед этим миром. Детям-аутистам трудно различить лица и понять, о чем говорят окружающие, резкие звуки невыносимы, все вокруг страшно и опасно. В Кавказском районе такие дети есть и им необходимо социализироваться в обществе. Это сложно и обычному педагогу справиться с такой задачей порой даже невозможно. Острая необходимость в привлечении нужного специалиста появилась давно. И вот в детском саду №17 г.Кропоткина принят на работу тот, кого долго ждали — тьютор. Профессия знакома далеко не всем, а только тем, кто нуждался в таком специалисте. Мне удалось познакомиться лично с пока единственным в Кавказском районе тьютором.

Светлану Владимировну я застала за занятием с семилетним Андрюшей. Педагог сразу же расположила к себе своим обаянием, я поняла — именно таким и должен быть тьютор. Скажу честно, с такой профессией я столкнулась впервые, и мне было интересно все — в чем заключается ее работа и как проходит обучение с «особыми» детьми.

— С латинского «тьютор» — учитель, наставник, но не няня, — рассказала Светлана Скляр. — Я помогаю ученику развить самостоятельность, сильные качества и адаптироваться к новым условиям. Это актуально в большей степени для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида или с другими особенностями.

Андрей переключился с игры в кубики на ветер, который в разные стороны шатал деревья за окном. Мне стало интересно, о чем думает этот мальчик, глядя на непогоду.

— У Андрюши свое представление о мире и свои интересы, в которых он никого не посвящает, — Светлана Владимировна будто прочитала мои мысли и поспешила ответить. — В таком режиме он живет уже несколько лет и видит нас по-другому, не так, как привыкли мы с вами. Чтобы изучить его особенности, мне понадобилось немало времени. Андрей редко идет на контакт со сверстниками, ему достаточно комфортно одному».

Первый год своей жизни Андрей Писклюков развивался как обычный младенец — был общительным, реагировал на свое имя, звуки, проявлял активность, был любознательным. Но затем произошли резкие изменения. По сравнению со старшей сестрой Софией, Андрей стал отличаться в развитии. Родителей уверяли, что переживания напрасны, ведь «девочки опережают в развитии мальчиков» — так говорили врачи. В три года диагноз все-таки подтвердился — у Андрюши «расстройство аутистического спектра».

Перед Светланой Скляр стоит много задач, которые необходимо воплотить в жизнь. Основные из них — создать необходимую среду для обучения Андрея и других таких же детей, организовать игры со сверстниками, а порой и объяснить взрослым то, как проводить занятия.

— Я являюсь посредником между общением ребенка с педагогом, — говорит Светлана Владимировна. — Моя задача — присутствовать на всех занятиях со своим учеником, я изучаю его особенности и обязана донести о них другому учителю. Социализация — одно из главных направлений в моей работе с трудными детками».

У Светланы Скляр склонность к педагогике была с детства, она находит подход к любому человеку, что немаловажно в ее сложной работе. В детский сад №17 Светлана пришла работать психологом несколько лет назад, после окончания Волгоградской гуманитарной академии профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Знает об особенностях каждого воспитанника, который посещает дошкольное учреждение, а их в саду около 300 человек. С Андреем, как и с другими детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами работает давно, поэтому на призыв руководства освоить новую профессию, откликнулась не раздумывая.

— Я знаю, что могу помочь адаптироваться нуждающимся во мне детям, поэтому обязана изучить их досконально, — говорит Светлана Владимировна. — Сейчас я оканчиваю курсы повышения квалификации тьютора, и уже узнала много нового о своей новой профессии! Передо мной стоит итоговая цель — организовать процесс обучения ребенка, чтобы он не нуждался в наставничестве, был самостоятельным.

Профессия тьютора малоизвестная не только в Кропоткине, но и в России в целом. По словам Светланы Владимировны, за последние десять лет процент детей, у которых диагностируют аутизм, вырос в полтора раза. Именно поэтому потребность в тьюторе возросла и ставку делают на обучение таких специалистов.

— Благодаря своей новой профессии, я стала больше узнавать об особенностях детей, — говорит Светлана Скляр. — Это происходит не только на работе. Я стала тщательнее изучать своего восьмилетнего сына Максима и совершенствовать его развитие. Каждому родителю необходимо чаще уделять ребенку внимание.

Наша беседа продлилась недолго, Андрей переключился на цветную деревянную пирамидку, которая стояла на столе. Педагог устремилась ему помочь в последовательности ее сбора.

Еще один важный момент, о котором я не могла не спросить тьютора: как же сверстники реагируют на особенного мальчика?

— Очень даже позитивно, — ответила она. — Когда его поведение становится неуправляемым, те просто отходят от него и дают возможность «наиграться». Они на него не злятся, не проявляют в его адрес агрессию. Скажу больше — в группе детей, где воспитывается Андрюша, есть девочки, у которых проявляются «педагогически-материнские» задатки, они с большим удовольствием берут Андрюшу под свое крыло. Я их называю маленькими помощницами — они копируют мое поведение, разговорный тон. На меня возложена большая ответственность за детей, поэтому необходимо быть авторитетом среди них. А сложившийся стереотип о том, что дети агрессивны по отношению к «другим» — ложь. Вероятно, раскрою секрет для многих, но здоровые дети больше подготовлены к общению с особыми сверстниками, чем их родители. Именно взрослые демонстрируют неадекватную модель поведения по отношению к инвалидам и людям с особенностями развития. Запомните — они такие же, как и мы с вами, но только ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят. Эти люди могут быть лишены возможности слышать, видеть, разговаривать, но все они умеют любить. Я призываю всех, вместе со мной научить особенных людей жить в нашем мире. Пройдя мимо них, не уводите взгляд, а всего на всего — улыбнитесь в ответ…

Кристина Опарина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!