Иванов вернулся!
Я долго, наверное, минут пять, думал над заголовком и решил оставить неброский. Стоит жара, отгремели выпускные, квас еще в цене, и все мечтают об отпуске — морском и приятном, а я пишу про свое возвращение в родной Кропоткин после почти двух лет жизни в «синеокой» — Беларуси по-нашему. Но об этом позже, а пока о нашем милом южном городе, я по-прежнему имею в виду Кропоткин.
В интернете читаю: «все в Кропе тухло», «жизни нет и вообще семечки уже не те», «жерделы неурожай», «работать негде» и «народ никудышний». Я согласен только с неурожаем жерделы, очень люблю варенье из нее, и вообще — это же символ Кубани! Семечки вполне себе нормальные, хотя бабушек со стаканчиками на улицах не хватает. Про рынок труда в нашей стране, да и Кропоткин мало чем отличается от остальных субъектов России, напишу позже. Про «все тухло здесь» скажу — это вы, ребята, в Брестской области не жили, Кропоткин просто наполнен жизнью. Вот, хорошая она или плохая — каждый решает сам. Я же пробежался по городу, хотя это громко сказано. Проехал на автобусе и проковылял немного пешком. И вот первые впечатления.
В город пришли: «Красное и белое» — знаменитая челябинская сеть с «бухлом и закуской», о ней поговорим позже и разговор будет непростой, «KFC» (божечки!) — это же мои любимые острые крылья, как оказалось, не совсем такие, но вид со второго этажа кафе на привокзальную площадь прекрасен, «До-До» — отличная пицца, судя по их странице в Инстаграм. На улицах кипит «ямочный ремонт», задумайтесь, не зимой в снег, надеюсь в соответствии с новым ГОСТом. В домиках-ларьках полно староминского кваса, по-прежнему вкусный мохито, не то, что у тетеньки на вечернем рынке (не пейте его там — это странная смесь лимонада, одеколона и болотной воды). «Ростелеком» открыл салон и возомнил себя еще и сотовым оператором, «Евросеть» превратилась в «Билайн».
Мужик в мясном павильоне центрального рынка, единственный продавец нутрий, — разговаривает сам с собой, ростовские яйца по-прежнему с самыми яркими желтками в мире, пирожки на том же рынке стали сдавать позиции. Девушка с дисками на входе от автовокзала стала еще печальнее — пригласите ее уже кто-нибудь в кафе, она милая и разбирается в музыке, особенно в шансоне, автобусы остались прежними… Приятно поразил кинотеатр-красавец «Мир»!
Доктора городской больницы — хирурги — очень смелые, так в Краснодаре на УЗИ сказали после операции моей маме, кстати, бесплатной и сложной. Знаете, мне кажется, в медицину пришло много молодежи — она внимательная и компетентная, работает в непростых условиях, а девочки из реанимации — ангелы, такого отношения даже в сериалах не видел, а ведь я просто человек с улицы в старых джинсах. Знаю, что сейчас в меня полетят помидоры, но скажу: они спасают жизни и делают это каждый день. Попробуйте вы спасти хоть одну!
На «Радиострое» красуются новые дома для переселенцев из треснувшего дома у нас на «Филипповке». В пекарне «Марс» — отличные эклеры. И как много кафе открылось за это время — приятные и стильные, даже пафосные, типа мостов бруклинских. А джентльменское кафе возле пивзавода вообще супер! Хитрые приспособы для подачи пива, девочки в фартуках, прям чувствуешь себя где-нибудь в лаундж-баре на Чистых прудах в Москве, только цены меньше и пиво вкуснее.
На проспекте Ворошилова негде поставить машину. Некоторые говорят, что это с горя и безнадеги люди набрали кредитов на автомобили. Я в это не верю!
В общем, город живет, становится удобнее и комфортнее и честно говоря — хватит ныть! Ну да, заводы не работают — а вы просчитайте дома «за чашкой бренди» рентабельность любого производства в нынешних условиях и сроки окупаемости, и кто даст вам такие деньги на десятки лет? А потом сравните цену изделия с китайским ценником, а там на заводах народ впахивает по 15 часов с одним (!) выходным в месяц за 200 баксов зарплаты. А Пенсионного фонда в Китае вообще нет (есть только для госслужащих). Выгодно хоть что-то производить? Да, руины химзавода удручают, прям постапокалипсис какой-то. Но может там парк разбить или филиал киностудии открыть или музей? Где ты, инвестор?! Кто-то серьезно жалеет о закрытии химзавода, ведь вонь была недетская и производство опасное. Непонятна судьба столовой возле вагонного депо, ее зачем-то снесли. А возле моста стоит полуразрушенное здание и пугает граждан. Это издержки постсоветского хозяйствования железнодорожного ведомства. Дарю идею – открыть там кафе «Вагон №9» (кто-то вспомнил, наверное), интерьер сделать железнодорожный — зал «плацкарт», зал «купе», даже «СВ», фотографии про историю депо, какие-то части вагонов, плакаты советских времен (это все недорого можно найти или люди сами принесут), официантки в старой форме проводниц, чай в подстаканниках, а кухню времен СССР сделать и ветеранам ж.д. скидку по удостоверению. Объявления по громкой связи и «бризки» на окнах — очень атмосферное и модное место будет. Ностальгия есть — надо ее использовать!
На углу улиц Комсомольской и Ворошилова грустно «смотрит» своими черными окнами бывшее общежитие, надо бы его снести, но как? Видимо, новый дом поставить дешевле…
Я уже рассказывал эту старую историю, про пацанов в Санкт-Петербурге? Сидят возле парадного (так там подъезды называют), курят и пьют пиво днями, слушая русский рэп, загадочный и беспощадный. Подхожу однажды, спрашиваю — чего, пацаны, скучаете? А пойти, говорят, некуда… Как? Народ со всего мира приезжает смотреть город на Неве, а вам пойти некуда? Ну да, в Эрмитаже мы во втором классе были, остальное такая же «шняга»… Вот тебе и Северная Венеция,.. подумал я тогда. И мораль их — мы сами делаем нашу жизнь насыщенной или скучной, сами загоняем себя в тупик каждодневного быта или наслаждаемся простыми вещами. Можно всю жизнь рисовать рассветы, радуясь каждому дню, а можно все время сетовать на жизнь, страну, неблагодарных детей и новости Первого канала. Подумайте об этом, оглянитесь вокруг, улыбнитесь бабушке в автобусе, пусть даже она задела вас сумкой, позвоните старому другу, купите жене цветы. И посчитайте, сколько всего у вас есть, не думайте хотя бы неделю о том, чего у вас нет. Что будет? Вот и посмотрим!
Александр Иванов.