«РЖД: Люди и локомотивы». Восстание машин или Исчезнувшая узкоколейка

«РЖД: Люди и локомотивы». Восстание машин или Исчезнувшая узкоколейка

Вот уже более 120 лет на выезде из города Кропоткина в озере Бездонном покоится паровоз, благодаря которому построена станция Кавказская.

Многотонная машина царских времен рухнула в болото в конце позапрошлого века из-за половодья. О главной тайне железнодорожного Кавказского узла мне поведали хранитель комнаты боевой и трудовой славы локомотивного депо станции Кавказская Юрий Бондаренко и председатель Совета ветеранов эксплуатационного локомотивного депо Николай Красных. Вот уже много лет железнодорожников не покидает идея поднять со дна историческую реликвию.

Юрий Михайлович и Николай Николаевич согласились показать то место, где затонула махина. Паровоз уже ушел глубоко под воду и чтобы его достать, необходима профессиональная техника, а перед этим — техническая разведка.

Легендарное место

В день поездки погода выдалась солнечной. Выехали из Кропоткина в сторону Армавира.

— Не разгоняйся, здесь дорога уходит вправо, нам туда, — сказал Юрий Михайлович, когда мы подъезжали к месту бывшего поста ГАИ.

Притормаживаю, вот и появился съезд, сворачиваю. Прибыли к площадке, больше похожей на автодром. Оказалось, что мы проехали, пришлось развернуться и оставить машину у бывшего поста ГАИ, дальше идти пешком.

Действительно, здесь есть дорога, которая ведет вглубь леса, но теперь проезд закрыт. Мы ловко перескочили ограждение и оказались в лесу. Природа — неописуемой красоты! Особенно осенью, когда желто-зелено-багряная листва шуршит под ногами и слышится пение птиц. А вот и знаменитое озеро Бездонное, таящая в себе много секретов. Ходят легенды, что здесь покоится не только дореволюционный паровоз, но и техника времен Великой Отечественной войны.

Насыпь сохранилась

В 1872 году было принято решение засыпать болотные участки на территории будущей станции Кавказская и приступать к строительству. Для реализации задуманного требовалось сотни тонн подсыпки. В районе Бездонного озера был разработан карьер «Белые кручи», оттуда и доставляли грунт по проложенной для этого узкоколейной железной дороге.

Старожилы рассказывали, что здесь проходили две ветки узкоколейки: одна вела в сторону парома через Кубань, а другая — от озера Бездонного через хутор Романовский к станции. Камень-ракушечник, который добывали здесь же, добавляли не только в фундамент здания локомотивного депо, но даже в многоквартирные дома, где сейчас проживают ветераны-железнодорожники, — рассказывает Юрий Михайлович.

Когда дошли до Бездонного озера, мои путеводители обратили внимание: в этом месте до сих пор сохранилась насыпь узкоколейки.

В 1950 году часть этой насыпи была использована для строительства автодороги «Ростов-Баку» (сейчас — «Ростов-Махачкала»). Сама узкая колея проложена от реки Кубани (карьер «Белые кручи») до земляного полотна (бывшая путевая будка Двойная) станции Кавказская. Дорога проходила по Карьерному переулку (ныне — ул.Коммунистическая) и далее по Второму Карьерному переулку (ныне — ул.Колхозная). От карьера дорога тянулась через болото, над которым была уложена железобетонная составная труба для стока воды в Бездонное озеро. При разливе Кубани в летнее время, в озеро прибывала вода. Сама труба состояла из колец, в очередное половодье под одним из них размылась почва. Полотно разрушилось и двигавшийся паровоз упал в сторону озера. Вот здесь, по нашим предположениям, лежит железный утопленник, — говорит Юрий Бондаренко, и, переступив через овраг, оказался на круглой бетонной трубе, указав предположительное место затонувшего паровоза.

Примерные габариты этой машины: до десяти метров в длину и два метра в ширину, его высота вместе с трубой — 3,5 метра. Есть вероятность, что мы находимся прямо над ним.

На солнечной опушке

Я хорошо знаю это место. В детстве мы с друзьями здесь катались на велосипедах. Помню, как из воды еще торчала труба того самого паровоза, но время идет и опускает машину все ниже и ниже, — вспоминает Бондаренко.

На опушке, где сотню лет назад кипела работа по добыванию грунта, сейчас тихо. Лучи яркого солнца пробиваются сквозь густые заросли. Николай Красных рассказывает: есть вероятность, что узкоколейный паровоз сохранился в хорошем состоянии, толстый слой ила предохранил металл от коррозии. Я поинтересовалась: погиб ли машинист вместе с техникой, или все же успел спастись?

Об этом тоже ходят легенды. Старожилы говорили, что он успел выскочить, а кто-то утверждал, что ушел в болото, да не один. То, что в этом озере похоронен узкоколейный паровоз, сомнений нет. Об этом утверждают и так называемые «черные копатели». Они изучили водоем вдоль и поперек, а главный инженер парка культуры и отдыха г.Кропоткина Владимир Кожухарь вместе с ребятами из клуба «Патриот» стальным щупом из арматуры тщательно обследовал «бездонку». На глубине трех метров он подтвердил присутствие металла, протяженностью около пяти метров. Краевед убежден в том, что паровоз покоится именно здесь. В 2020 году энтузиасты вышли на его поиск с помощью георадар. Прибор зафиксировал высокую металлическую аномалию в месте, где мы сейчас с вами стоим, — рассказывает Бондаренко.

Медлить нельзя

Вот, что поведал мне Владимир Кожухарь:

— Боюсь, что паровоз однозначно затянет на дно, и мы его никогда не достанем. Тогда, в царские времена, он ушел в болото вместе с тремя вагонами. По моим предположениям, под старым руслом Кубани находится еще один водоем, и если машина не провалилась в подземную реку, то шанс поднять ее есть. Наверняка, паровоз сохранился в первозданном виде. Я знаю, о чем говорю: мы с ребятами находили в глине различные исторические артефакты, которые поражали своей целостностью спустя много лет. Хотелось бы сохранить историческую память и найти силы, чтобы поднять артефакт из болота.

Скоро юбилей

Ветераны локомотивного депо обращались за помощью в разные инстанции, но их попытки оказались тщетны. Компания, которая занимается такого рода работами запросила немало — 10 млн рублей: семь из которых пойдут на техническую разведку и три — на подъем техники.

Паровоз сам по себе представляет историческую ценность. Первые двуосные узкоколейные машины приобретали за границей, в России такие машины еще не производили. Скорее всего, технику привезли из Бельгии.

Первый поезд был отправлен со ст.Кавказская 18 июня 1874 года. Это значит, что в 2024 станции исполнится 150 лет. И вот бы к этому юбилею явить миру реликвию!

Кристина Опарина.

Фото автора и из личного архива локомотивного депо ст.Кавказская.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!