«РЖД: Люди и локомотивы». Мыслить и действовать оперативно

«РЖД: Люди и локомотивы». Мыслить и действовать оперативно

Советский уголовный розыск многим отличается от современного. В прошлом сыщики обходились без камер видеонаблюдения, мобильников и прочей электроники. Расследовать громкие дела приходилось только с помощью профессиональной интуиции.

О том, как удавалось раскрывать преступления минувших лет, рассказал бывший начальник уголовного розыска транспортной милиции, действующий руководитель Совета ветеранов линейного отдела МВД России на станции Кавказская, подполковник внутренней службы в отставке Андрей Браславец.

Я слежу за работой современного уголовного розыска и хочу отметить, что труд нынешних сыщиков облегчился. Произошло преступление — сию минуту поднимают камеры видеонаблюдения, электронные базы данных. Несмотря на это, — память, интеллект, взаимодействие с людьми, — было и остается главным фактором в работе оперативника. У нас же было в распоряжении только последнее, о современных атрибутах и мечтать не приходилось, — говорит Андрей Станиславович.

Браславцу выдалось работать в 90-е-начале 2000-х, когда преступность, в том числе, на железной дороге вела себя разгульно. Кто бы мог подумать, для чего воровали железнодорожные цветные линзы?

Железнодорожное полотно было для хулиганов излюбленным местом. Вскрывали товарные вагоны, пилили металл, все было в дефиците, вот и искали где, чем поживиться, да что говорить — и на наш век жуликов хватает. Вот представьте — стали пропадать цветные линзы со светофоров, а потом они появлялись на дискотеках. Молодежь развлекалась, как могла, а с помощью линз устраивала цветомузыку на дискотеках! Позже их и громкоговорители стали лучше крепить, ставили антивандальные устройства. Последние же нужны были ребятам для того, чтобы громко сопровождать проводы товарищей в армию. Это сейчас аппаратуры в избытке, а раньше была на редкость, — вспоминает подполковник.

По стопам отца, или…

Андрей Станиславович родом из Кропоткина. Его детство прошло во дворах, где играли в «Испорченный телефон», «Вышибалы» и другие добрые, но забытые игры. Отец трудился на заводе, мать — медсестрой. После школы Андрей Станиславович поступил на завод «ВТУЗ» г.Ростова-на-Дону, обучение совмещал с трудовой деятельностью на заводе «Ростсельмаш». Позже получил инженерно-техническую должность.

Там же Андрей Станиславович познакомился с будущей супругой Татьяной Федоровной. Вместе они перебрались на родину жены в Карачаево-Черкессию, откуда и началась милицейская карьера Браславца. Андрею Станиславовичу по зову сердца суждено было пройти Свердловские высшие курсы милиции, где проводилась подготовка оперуполномоченных уголовного розыска. В 1987 году семья переехала в Кропоткин. Андрей Станиславович перевелся в Линейный отдел, где и прослужил до 2015 года.

Поездные воры

Раньше опергруппы часто выезжали в командировки, колесили по всему Советскому Союзу. Мы пытались выйти на след поездных воров-гастролеров. Собралась большая группа с представителями управления. Решили брать преступников с поличным: подсели в поезд под видом пассажиров, а надо было быть очень осторожными, нас могли сдать ворам сами проводники, с кем у тех была договоренность. Да, бывало и такое: сотрудники поездов становились наводчиками, говорили негодяям, где и в каком купе можно поживиться. Мы не просчитались, взяли их на месте преступления, а там по цепочке вышли и на других участников многонациональной банды. Мы их обезоружили и засадили за решетку, — рассказал подполковник.

Дело в шляпе

Андрей Станиславович уважительно отзывается о своем наставнике Юрии Ивановиче Куличенко. В 2002 году Браславец занял его место начальника уголовного розыска, а в 2018 году сменил Юрия Ивановича, который много лет занимал должность председателя Совета ветеранов линейного отдела на станции Кавказская.

Когда я учился в Свердловске, то думал, что знаю все, но придя на службу в линейный отдел, понял, что мне предстоит еще учиться и учиться. Когда столкнулся с реальностью — немного растерялся, но Куличенко мне помог стать настоящим опером. Сейчас на преступления выезжают группой — следователи и криминалисты, а когда я служил в органах, нередко приходилось их работу выполнять самому. Брал в дежурке чемоданчик эксперта и снимал отпечатки пальцев, да запросто мог все сделать сам. Тогда оперативника учили быть самостоятельным, а если в команде опытный наставник и руководитель, а Юрий Иванович окончил высшую школу милиции, то считай дело уже раскрыто. Мне с учителем, а именно с Куличенко, считаю, повезло, — говорит Браславец.

Железная хватка

В конце 90-х в Кропоткине, недалеко от того места, где сейчас находится картонажная фабрика, был район холодного отстоя. Именно так железнодорожники называли пункт, куда пригоняли невостребованные в работе локомотивы. Грузовой парк был полон металлом, и это место стало желаемым для воров. Поезда ржавели, с них сбивали медные перемычки, чугунные буксы, а с чешского локомотива умудрились даже содрать алюминиевые буквы — название поезда. Пункт просуществовал не долго, а те, кто промышлял на кражах металла, получили по заслугам.

Добросовестно служил

Андрей Станиславович награжден медалями «За отличие в службе» трех степеней, за особые заслуги он удостоен наградным оружием — офицерским кортиком, также он имеет многочисленные грамоты и благодарности Совета ветеранов г.Москвы. В его обязанности входит тесное взаимодействие с людьми, которые не просто вышли на пенсию, а которые отдали лучшие годы своей жизни каждодневной, порой изнуряющей службе. Подполковник уверен, что чествование ветеранов — важное дело, ведь благодаря этим самоотверженным людям, молодое поколение имеет бесценный опыт службы в полиции.

Кристина Опарина.

Фото из личного архива Андрея Браславца.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!