40 лет назад кропоткинский слесарь-сантехник в канализационном стоке обнаружил расчлененного младенца

40 лет назад кропоткинский слесарь-сантехник в канализационном стоке обнаружил расчлененного младенца

Особо впечатлительным — не читайте эту статью.

В суде Кропоткина хранится дело №3717, в котором описываются события 12 марта 1981 года. Мы расскажем подробности жуткого преступления, за которое никто не понес наказание, и постараемся воссоздать факты, события и эмоции.

Это была дочь

Вечером 12 марта город не мог поверить в то, что мать могла расчленить своего новорожденного младенца, а части тельца спустить в унитаз. Люди недоумевали, возмущались: рождение ребенка — это самый счастливый момент в жизни для человека. Но, видимо, не для этой женщины.

…В ту ночь никак не мог уснуть и старался избавиться от жуткой картины, назойливо стоящей перед глазами и вызывавшей тошноту, слесарь-сантехник домоуправления №1 Иван Комаров.

Утром начальник отправил его прочистить канализацию во втором подъезде дома №221 по улице Гоголя. Иван Иванович сделал все, как полагается — перекрыл воду и полез в подвал. Он открыл канализационную трубу, ввел трос, и оттуда вместе с нечистотами выпала ножка младенца, затем вторая и… головка. Что за чудовище могло совершить такое? Позвонил технику домоуправления Климовой, она вызвала милицию. Участники осмотра места происшествия остальные части тела нашли уже в канализационных люках.

Судмедэксперт Власов вынес заключение: младенец доношенный, женского пола, зрелый, жизнеспособный, длина не менее 52 см, вес не менее 3000 г. Причину смерти установить не представляется возможным в связи с расчленением и недостающих частей туловища. Давность смерти до полусуток на момент судебно-медицинской экспертизы.

В поисках чудовища

Перед следователем прокуратуры Геннадием Кочневым встал вопрос: кто мать? Были опрошены жильцы подъезда. Как выяснилось, никто из них беременную женщину не видел, зато соседи поведали, в каких квартирах собираются шумные компании, а кто встречается с любовником. Для них забитая канализация казалась рядовым событием. О настоящих причинах знала единственная женщина.

Хозяйка одной из квартир поведала, что ночью у ее невестки случился выкидыш, вызывали скорую помощь. Пожилая свидетельница сказала, что сам факт беременности Ирины Павловой (от ред. — имя изменено) стал для нее неожиданностью. Жили они вместе, ждали сына и мужа из армии. Но девушка не делилась со свекровью своим секретом, а та объясняла растущий живот невестки неумеренным аппетитом. Как выяснилось позже, Ирина была старше мужа на три года, и якобы из-за этого свекровь ее невзлюбила.

В роковую ночь хозяйка квартиры вернулась со смены поздно в половине 12-го ночи. Невестка сидела на диване с таким болезненным видом, что свекровь решила поинтересоваться, как она себя чувствует.

Желудок болит и низ живота, — ответила Ирина.

— В медпункте была?

— Да, мне дали таблетку от желудка.

Ирина несколько раз ходила в туалет, а потом ушла надолго.

В комнату она вернулась вся в крови. После спора о том, надо ли вызывать скорую помощь, все же согласилась. Приехавшему фельдшеру Ирина сказала, что была беременна, срок 24-25 недель.

Что, абортировалась? — спросил Иван Анатольевич.

Ира кивнула.

Где ребенок? — закричала свекровь.

В унитазе, — еле слышно ответила женщина.

Ирина стала мамой буквально на несколько секунд, но вряд ли осознала это. Вероятнее всего, младенец захлебнулся водой в унитазе. В этот момент что-то щелкнуло у Ирины в голове, и пока свекровь ждала скорую помощь на улице, она взяла кухонный нож и расчленила бездыханное тельце.

В машине скорой помощи пожилая женщина ругала невестку, мол, сама будешь все мужу объяснять.

Вопросы без ответов

Она до последнего убеждала себя и врачей, что срок беременности 25 недель, то есть полгода, и у нее случился выкидыш. Дежурный гинеколог осмотрела женщину, и не усомнилась в ее словах. Из-за открывшегося кровотечения последовала операция. Всю неделю, что продолжалось лечение, Ирина рвалась домой, уговаривала, ругалась, угрожала выйти в окно.

Во время допросов Ирина ничего скрывать не стала. И вновь настаивала на том, что это были не роды, а выкидыш.

Я все помню, но почему так поступила, объяснить не могу, — говорила она.

Первые три месяца беременности для женщины прошли не замеченными. Так бывает. Но даже в материалах дела нет ответа, почему 23-летняя женщина, узнав о беременности, не стала на учет в женской консультации. Об интересном положении знали ее мама и коллеги из лаборатории химзавода. Она всем говорила, что наблюдается у врача. На допросах Ирина утверждала: впервые в жизни вступила в половую связь со своим женихом в сентябре, за месяц до свадьбы или за шесть месяцев до случившегося. Видимо, пыталась избежать пересудов. В десятилетие вяло текущей сексуальной революции в небольших городах секс до свадьбы считался бесстыдством. Потому Ирина защищала свою версию, но согласно ей и однозначному заключению судмедэксперта случилось невероятное: ребенок родился абсолютно здоровым и доношенным за 25 недель.

Но следователь выяснил, что в сентябре в участковую больницу станицы Казанской пришла худенькая женщина и обратилась за помощью. Это была Ирина. Акушерка Черемашенцева выслушала просьбу девушки сделать аборт.

Срок был уже большой, три с половиной месяца, — определила опытная акушерка и заключила: «Тебе к врачу надо».

Ирина все твердила:

— У меня есть жених, скоро свадьба. А потом его в армию заберут на два года!

В 80-е аборты официально были разрешены, но бесплатно их делали больным туберкулезом, шизофренией, эпилепсией и женщинам с врожденным пороком сердца. Здоровой пациентке приходилось отдавать за операцию не больше 60 рублей, ползарплаты. Но за аборт на большом сроке мог взяться особо циничный профессионал, готовый рискнуть за отдельную плату.

А что супруг?

Следователям удалось связаться с Криворожским гарнизоном, где проходил службу молодой муж и несостоявшийся отец. Он ответил на вопросы следователя военной прокуратуры.

— Познакомились с Ириной на работе, мы были в одной бригаде. Начали встречаться, в половую связь вступили в июне. В конце августа я заметил, что Ира стала грустной. Она сказала, что беременна, ждет ребенка от меня. Ира стала говорить, что мы еще молодые, и ребенок нам не нужен. Сказала, что сделает аборт. Я согласился. До самого призыва я думал, что она так и сделала.

Матери-убийце назначили судебно-психиатрическое освидетельствование в краевой психиатрической больнице. Она вяло и односложно отвечала на вопросы коллегии врачей. Эксперты в заключении отметили: испытуемая предъявляет множество жалоб ипохондрического характера на слабость, бессонницу, душевную боль и обнаруживает признаки реактивной депрессии. Ирине было показано пройти лечение в психбольнице. В итоге врачи признали ее невменяемой на момент совершения преступления.

Суд за дело

Это было одно из самых громких дел, которое рассматривала судья Дятлова. Во время заседания были заслушаны все фигуранты, приняты во внимание экспертные заключения. Вердикт был вынесен 27 октября 1981 года: винов­ность подсудимой в совершении умышленного убийства своего новорож­денного ребенка полностью доказана материалами дела.

Ирину Павлову судили за преступление, предусмотренное ст.103 УК РСФСР, и… освободили от уголовной ответственности по причине невменяемости на момент совершения деяния.

Мать-убийца вышла из зала суда, наказанная не законом, но, хочется верить, хотя бы своей совестью.

Говорят, что Ирина дождалась мужа из армии, они и сейчас живут вместе, вырастили двоих детей. О трагическом прошлом их дети, естественно, ничего не ведают.

Кто знает, возможно, походя, всплывут старательно забытые события, и у родителей мелькнет мысль об убитой дочке: ей в этом году исполнилось бы 40…

Юлия Шигина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!