Наталья Костенко: «Каждый политик, если он не временщик, обязан беспокоиться о будущем своей страны»

Наталья Костенко: «Каждый политик, если он не временщик, обязан беспокоиться о будущем своей страны»

- На Ваш взгляд, какова основная роль парламента России, Государственной Думы в современной стране?
Собственно, все задачи, которые поставила перед Парламентом Конституция России в 90-е годы – актуальны и сегодня. Представлять и отстаивать на всех уровнях власти интересы простых граждан и различных социальных, профессиональных групп. Держать руку на пульсе жизни страны, внося необходимые корректировки в наше законодательство. Контролировать деятельность исполнительной власти, качественное исполнение законов, в том числе, главного из наших законов – Бюджета России. Сегодня я бы добавила еще одну роль – разъяснять те действия, которые предпринимает Парламент, Правительство и Президент для решения важных проблем страны.
- На каких принципах осуществляется взаимодействие президентской и парламентской власти в нашей стране? Что можно сказать в этом отношении о Президенте России Владимире Путине?
Нельзя сказать, что Владимир Путин очень часто пользуется своим правом внесения законодательных изменений. Обычно он дает поручения Правительству или Парламенту РФ. Это отражает его общий подход, что каждый должен заниматься своим делом. Большую часть инициатив Президента составляют международные соглашения, которые по нашему законодательству должен ратифицировать Парламент РФ. Кроме того, есть несколько тем, которые находятся под его личным контролем: поддержка семей (в 2017 г. по его инициативе до 2021 г. был продлена программа «материнского капитала» и введены ежемесячные выплаты на первого ребенка в размере прожиточного минимума), борьба с бедностью (по его инициативе МРОТ приравнен к прожиточному минимуму), борьба с коррупцией и злоупотреблениями (ужесточена мера ответственности за незаконное возбуждение уголовного дела), а также вопросы упрощения получения гражданства. В целом можно сказать, что взаимодействие Госдумы и Президента при рассмотрении инициатив проходит очень конструктивно. Особенно, если требуется их доработка и корректировка. Это в целом подтверждает общий подход Владимира Путина к диалогу, способности слышать и принимать альтернативные точки зрения.
- В чем заключается миссия российского парламента в борьбе с новыми вызовами и угрозами современного мира, с международным терроризмом?
Мы живем в информационном обществе, где фактически в каждой станице есть интернет, у каждого человека есть по мобильному телефону, а то и не по одному, наших детей не оторвать от социальных сетей. И если раньше, чтобы завербовать человека в террористы или убить десять-двадцать человек, злоумышленникам приходилось физически проделывать какой-то путь, где их могли остановить ГИБДД или ФСБ, то теперь для этого достаточно компьютера (мобильного телефона) и подключения к интернету. Террорист спокойно отдыхает в арабских эмиратах или на любом другом курорте, а завербованные им люди, а часто даже дети, идут убивать. Поэтому вопросы информационной безопасности выходят в этой связи на первый край. Госдумой с 2016 г. принимается множество законопроектов, направленных на то, чтобы персональные данные российских участников соцсетей хранились в России, чтобы можно было в досудебном порядке блокировать интернет-страницы типа «синего кита», агитирующие детей на самоубийство или убийство своих одноклассников. Ну и, конечно, перекрыть интернет-вербовку террористов. Как журналист я часто вижу информационные вбросы через соцсети, которые призваны посеять социальную рознь в нашем обществе. А ведь это тоже вид экстремизма, цель которого – дестабилизация жизни страны. Последний такой вброс был о том, что Госдума одобрила отправку в Сирию российских срочников, хотя речь шла о профессиональных военных. Постоянно распространяют фото спящих «депутатов» на заседании Госдумы 10-летней давности… и тому подобное. Простому человеку сложно проверить данную информацию, поэтому я советую доверять только СМИ.
- Есть ли какие-то недоработки в функционировании нынешнего парламента? И в чем Вы видите пути развития российского парламентаризма?
Главное достижение на сегодняшний момент – это то, что новой Думе удалось выстроить конструктивный диалог с правительством. Раньше был полный «одобрямс» всех инициатив, из-за чего было совершено много ошибок. Правительство и министерства в отличие от Госдумы имеют научные центры, которые позволяют более серьезно прорабатывать проблемы в теории. Но сильная позиция Госдумы — это знание практики. Ее нужно развивать. Мной разработан законопроект о введении нового вида парламентского контроля - мониторинга правоприменения. Дело в том, что мы принимаем законы, но не имеем возможности оперативно и системно смотреть, как реализуется законодательство. В первую очередь это касается законопроектов Правительства, так как только стадия разработки и согласования может занимать несколько лет. И вполне возможно, что в тот момент, когда закон начинает работать, ситуация на земле меняется, и он в какой-то части теряет актуальность. Иногда Правительство не может учесть всех аспектов работы законопроектов. Это касается больших реформ. Например, сейчас мы рассматриваем законопроект о реформе всей контрольно-надзорной деятельности (это около 40 ведомств). Цель: чтобы проверяющие ходили только к нарушителям и на опасные производства. Правительство при его разработке ориентировалось на интересы бизнеса, но не учло специфику социальной сферы (школы и больницы). Для выявления этого нужна плотная работа с территориями как до принятия закона, так и после внедрения его в жизнь. Региональные и муниципальные депутаты могут выявлять только фрагментарные проблемы. А принятие закона о парламентском мониторинге позволит увидеть проблемы применения сразу во всех регионах и на всех уровнях, систематизировать их и оперативно поправить «хромающий» закон.
- Если говорить об истории парламентаризма в России, есть ли какие-то традиции, на Ваш взгляд, которым должны следовать и нынешние парламентарии России?
Традиции российского парламентаризма формируются с 1905 года. За это время в нем работали представители самые разных партий, взглядов, различных политических, экономических группировок, выборное законодательство тоже многократно менялось. Но главная задача парламентариев – объединять граждан нашей страны в единый народ. Мы часто пеняем на государство. Но государство — это лишь форма организации общества, а не нечто-то существующее отдельно от нас и управляющие нами. Государство – это мозг нашей страны, а парламент — это нейронная сеть, посредством которой население должно управлять государством, а государство, получив сигналы от населения, – всей нашей страной. Именно быть эффективным коммуникатором между обществом и властью — вот та традиция, которой мы не только должны следовать, но и всячески развивать ее. С учетом новых запросов и современных технологий общения.
- Считаете ли Вы важным сотрудничество Федерального Собрания и Правительства с институтами гражданского общества? Если да, то в каких формах оно должно осуществляться?
Безусловно. Институты гражданского общества должны аккумулировать мнения групп граждан, формировать запрос от них, профессиональное видение развития той или иной сферы или решения конкретной проблемы. Создавать так называемое «движение снизу». Это позволило бы населению качественно выстраивать диалог с Правительством, Госдумой более оперативно решать возникающие проблемы. Голос одного человека сложнее услышать, чем группы граждан. Институты гражданского общества должны быть такими усилителями-громкоговорителями. Чтобы людям не приходилось выходить на улицу, чтобы их услышали. Кроме того, часть проблем нашей страны связана не с качеством законов, а с тем, что они не работают. Например, совместно с Краснодарской краевой диабетической ассоциацией мы добились решения проблемы лекарственного обеспечения больных детей по всей Кубани. Сейчас Минздрав вплотную подошел к решению проблемы с обеспечением медучреждений края детскими эндокринологами. Но ситуация все еще требует системных совместных усилий, так как не снят с повестки дня и вопрос строительства нового краевого детского эндокринологического центра. Другая ситуация, где важную роль сыграла общественность Кубани, - проблема охраны памятников архитектуры, культуры и истории. Пока мы провели мониторинг состояния старинных зданий лишь в Краснодаре и выяснили, что только 20% из 258 находятся в хорошем состоянии, а 10% - находятся на грани жизни и смерти. Системный анализ, который был проведен силами историков, архитекторов, краеведов, студентов-волонтеров, позволил поднять тему исполнения законов в этой сфере на личный контроль губернатора и прокурора края. Уверена, системная работа органов власти, депутатов и общественников поможет навести порядок в этой важной теме. Ведь, главная причина, почему мы постепенно теряем нашу уникальное казачье наследие, богатую историю, память поколений – это безразличие владельцев и бездействие уполномоченных чиновников. Необходимо не только реставрировать памятники архитектуры, но и разработать туристические маршруты по историческим местам, создавать экономику вокруг них для привлечения к нам людей со всей страны, со всего мира. Это огромный неиспользованный потенциал для региона.
- Можете назвать несколько проектов в плане законотворческой работы, которые, на Ваш взгляд, носят знаковый и крайне актуальный характер на ближайшую для страны перспективу?
Я сказу о своих инициативах. Важный законопроект, в важности которого сейчас убеждаем коллег и правительство, - это необходимость оставления гражданам прожиточного минимума при взыскании долгов перед банками и микрофинансовыми организациями. Принятие этого решения выведет социальную политику нашей страны на новый уровень. Позволит серьезно сократить число бедных людей. В этом году мы прировняли МРОТ и прожиточный минимум. Но это решение теряет смысл, если прожиточный минимум приставы будут забирать за долги, а люди по-прежнему будут оставляться без средств к существованию. Важный законопроект также о контрсанкциях. Безусловно, оставить без внимания недружественные действия США в отношении России мы не можем. Иначе нас будут прогибать дальше. Нужно понимать, что действия США – это не только недобросовестная конкуренция в экономической сфере, но и попытка дестабилизации внутри страны. Поэтому санкции были наложены на крупные российские предприятия, которые являются конкурентами американских компаний. Прицел был также на то, что они – крупные работодатели, и санкции приведут к закрытию производств и росту митингов протеста безработных. Но, мы должны извлечь максимум пользы из ситуации для улучшения жизни в нашей стране. Запустить импортозамещение на полную катушку, создавать без оглядки на ВТО преференции нашим предприятиям, строить новые заводы, создавать рабочие места, повышать благосостояние граждан…
- Есть ли сложности во взаимодействии федерального и регионального уровней законодательной власти? Что в этом ракурсе можно сказать о Краснодарском крае?
Сложностей нет. Просто пока это взаимодействие недостаточно выстроено. Я считаю, что региональные депутаты и власти должны более активно участвовать в дискуссии по важнейшим федеральным законам. Отстаивать свою позицию. Потому что им придется выполнять эти законы впоследствии. И лучше высказывать сомнения до принятия решений, а не после, когда на исправление ошибок могут потребоваться месяцы и годы. Например, Правительство инициировало перевод градостроительных слушаний в интернет, а у нас интернет не во всех муниципалитетах есть, да и денег нет на создание интернет систем для голосования. Но при этом только один регион – Санкт-Петербург - выступил против. Если бы Госдума не отстояла действующий порядок, эта инициатива легла бы тяжким бременем на МСУ. Это направление, которое мы будем развивать. В том числе в рамках формирования системы парламентского контроля и мониторинга правоприменения. В глобальном плане регионы вместе с парламентом могли мы формировать запрос Правительству на реформы в той или иной сфере. А не наоборот. А для этого нужна инициатива снизу.
- Как Вы оцениваете уровень доверия населения к органам законодательной власти страны? Какие меры способствуют повышению этого показателя?
Если говорить о Государственной Думе, социологи фиксируют рост доверия к депутатам нового созыва. В ноябре 2016 г. он составлял - 47,7 %, а в октябре 2017 г. – уже 53,2%. Ну, о чем говорить, если я приезжаю в районы, а люди не перестают удивляться — раньше депутата видели 1-2 раза за созыв, а теперь фактически каждый месяц. В самой Госдуме тоже дисциплина железная. Явка на заседаниях, как правило 90%, что, безусловно, влияет и на качество обсуждения, и на качество принимаемых законов. На площадке Госдумы обсуждаются самые острые вопросы, такие как проблемы обманутых дольщиков, недостроя, защиты прав дольщиков, развития села и импортозамещания.
- 27 апреля будет отмечаться День российского парламентаризма. Как Вы намерены отметить свой профессиональный праздник?
Официально Государственная дума находится в двухнедельном отпуске. Но работа не прекращается. Депутаты продолжают обсуждать важнейшие законопроекты. Проводят встречи в регионах. На этой неделе у меня запланировано 4 важных мероприятия: проблемы лекарственного обеспечения, подведение итогов конкурса на лучшую пресс-службу Краснодарского края (важно формировать стандарты взаимодействия органов власти со СМИ, чтобы жители края всегда получали нужную им информацию), участие в выставке «Госзаказ», которая обсуждает борьбу к коррупцией и расточительством при тратах государственных средств, также поговорим с управляющими компаниями и представителями региональных подразделений ЖКХ о том, как выстраивать нормальные коммуникации с людьми, общественниками и СМИ для успешной работы, а непосредственно 27 апреля, как член группы по взаимодействию с Парламентом Европы, я приму участие в во встрече с делегацией Палаты представителей Японии. Международная работа парламента так же важна, как и работа в территориях. Благодаря поездке нашей делегации в Японию в начале апреля и налаживанию отношений российского парламента с японскими парламентариями, эта страна не присоединилась к антироссийским санкциям, несмотря на серьезное давление США. Ну и, конечно, такие поездки - это обмен лучшим опытом, привлечение инвестиций, в том числе в наш край.
- Как Вы считаете, в чем заключается профессионализм депутата? Каким должен быть депутат, чтобы отвечать ожиданиям его избирателей?
Ответственным, отзывчивым и честным человеком. Понятно, что не всегда удается помочь, но часто человеку просто нужно внимание.
- Что сделано Вами, как депутатом Госдумы РФ от Краснодарского края, с начала работы на этом посту?
Если говорить о законодательстве, то принят важный закон о защите прав пайщиков земельных долей. Это проблема, с которой я столкнулась во время предвыборной кампании. Увеличен кворум при проведении собраний собственников с 20 до 50%, усилен контроль местного самоуправления за голосованием, что позволит избежать махинаций результатами голосований, которые втягивали людей в многолетние судебные тяжбы. Я очень рада, что практически решена проблема с выдачей полисов ОСАГО, налаживается работа системы капитального ремонта на Кубани. С каждым годом все больше и больше домов ремонтируются на средства Фонда регоператора, но теперь наша задача добиться не только роста объемов, но и качества работ. Для этого мы провели в Армавире кустовой обучающий семинар для представителей домов и управляющих компаний из Армавира, Курганинского, Лабинского, Мостовского, Новокубанского, Отрадненского, Кавказского, Успенского районов, а также подрядных организаций, осуществляющих ремонт. По просьбе фермеров Лабинского района облегчен проезд сельхозтехники по дорогам общего пользования: можно получить больше разрешений на один пакет документов, также можно регистрировать сложные маршруты передвижения. Это очень поможет нашим производителям, которые находились под давлением огромных штрафов за отклонение от утвержденных маршрутов - 400-500 тыс. руб. Выявлены две мошеннические схемы обмана заемщиков с участием сотрудников Россельхозбанка и банка «Первомайский». По ним правоохранительные органы возбудили уголовные дела, идут судебные производства. Пострадавшим была оказана правовая помощь в отстаивании своих прав в суде.
- А какими еще проблемами общими для всех районов Предгорья вы занимаетесь сейчас?
Берегоукрепление. Ненадлежащая работа в этом направлении приводит, как мы все знаем, к регулярным подтоплениям населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий и наносит серьезный урон экономике края. По обращениям граждан мы провели большую аналитическую работу по этому вопросу. После чего в Армавире было проведено краевое совещание по вопросам берегоукрепления и очистки русел рек, на котором присутствовали представители тех же муниципалитетов и краевые специалисты. В ходе обсуждения проблемы пришли к выводу о необходимости уточнить нормы федерального законодательства в части определения собственника гидротехнических сооружений, расположенных на водных объектах, которые находятся в федеральной собственности, а также детально прописать мероприятия охраны водных объектов, которые могут осуществлять региональные и муниципальные власти. Это должно позволить муниципалитетам без опасения прокурорских санкций и больших штрафов самостоятельно расчищать русла рек от корчей и донных отложений. В Госдуме по моей инициативе планируется совещание, на котором обсудим внесение изменений в федеральное законодательство в плане передачи полномочий по берегоукреплению и очистке рек на муниципальный уровень, а также координацию действий различных ветвей власти в этом направлении.
- Вы два года подряд на зимних каникулах за свои личные средства организуете праздничные поездки для детей из нескольких муниципалитетов края (Отрадненского, Курганинского, Новокубанского и Лабинского районов и города Армавира), одержавших победы в различных краевых и всероссийских соревнованиях, олимпиадах и конкурсах. Зачем вам это?
- Каждый политик, если он действительно политик, а не временщик, обязан беспокоиться о будущем своей страны. Именно поэтому наш Президент Владимир Путин много внимания уделяет поддержке талантливой молодежи. Считайте это моим маленьким вкладом в эту масштабную работу. В целом, я неоднократно высказывалась о необходимости системных мер в этой области. В части создания стимулов не только для ребят, но и их педагогов. Президент в своем Послании 1 марта также высказался в этом ключе, а губернатор Кубани Вениамин Кондратьев ввел специальную премию для педагогов, чьи воспитанники побеждают в олимпиадах. И эти ребята из отдаленных районов нашей Кубани, которые стали победителями различных краевых и всероссийских конкурсов и соревнований, знаю по себе, заслуживают поощрения как никто другой.
- А с чем обращаются к вам жители Кавказского района?
— Чаще всего по проблемам ЖКХ. Еще летом 2016 года во время предвыборной кампании в Госдуму ко мне обратились с жалобой жильцы двух корпусов дома №318, расположенного на улице Гагарина города Кропоткина. Их переселили из аварийного общежития в новые отдельные квартиры, но оказалось, что радоваться людям рано — в долгожданном жилье не оказалось ни газа, ни горячей воды. При тесном сотрудничестве с местной администрацией по этому вопросу проблему удалось решить без откладывания в долгий ящик. Уже через неделю в новые дома завезли газовые плиты, подключили газ и горячую воду. Люди наконец-то отметили настоящее новоселье. Качество выполнение работ я проконтролировала лично. В ноябре 2017 года нам с кропоткинцами пришлось решать еще одну серьезную проблему в этой сфере, связанную с капитальным ремонтом многоквартирных домов. Жители дома №45 по улице Пушкина в Кропоткине пожаловались, что подрядчик ООО «Кубаньстрой» еще весной начал ремонт крыши, но так и не закончил его к зиме. Заэто время квартиры жильцов и их общедомовое имущество неоднократно подвергались ударам стихии, аэто привело ктому, что капремонт потребовался еще и11 квартирам вместе сподъездами. А жильцы дома №6 в микрорайоне №1 Кропоткина также столкнулись снеисполнением подрядчиком—ООО «Южрегион-П»— сроков исполнения работ и ихнизким качеством. При ремонте крыши подрядчик не установил своевременно водостоки, что привело кподтоплению общедомового имущества, подвалов иквартир жильцов. После изучения ситуации наместе иобщения сжильцами, я потребовала отрегионального Фонда капремонта установить надлежащий контроль за проведением ремонта, составить акт онеисполнении подрядчиками договорных обязательств и определить штрафные санкции, а также совместно суправляющими компаниями помочь людям организовать экспертизу нанесенного ущерба, провести переговоры посрокам проведения капремонта уже вквартирах или отстоять свои права надостойное возмещение ущерба в судах. С того момента я лично отслеживала ход работ. Врезультате ремонты кровель этих домов были завершены вкратчайшие сроки.
Светлана Дубовцева.
27 апреля в нашей стране отмечается День российского парламентаризма. Накануне этого праздника мы побеседовали с депутатом Государственной Думы РФ, членом Центрального штаба Общероссийского народного фронта НАТАЛЬЕЙ КОСТЕНКО.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!