Служил, воевал  и... печатался

Служил, воевал и... печатался

Ветеран журналистики Иван Баранов сотрудничал с «Огнями Кубани» с 60-х годов

Былое и люди

Иван Афанасьевич — кропоткинец, в прошлом — известный собкор «Советской Кубани», до сих пор сотрудничающий с краевыми (и не только) изданиями. Исключительный человек, прошедший войну, настоящий Журналист, придерживающийся профессионального кодекса чести с множеством интересных историй в запасе. Я в гостях у этого легендарного журналиста.

— А вы помните свой самый первый материал? — спрашиваю у ветерана.

— Первый материал я написал еще в школе. Издавал стенгазету, написал статью о детской железной дороге, которую, проиллюстрировав моими же фотографиями, опубликовал «Амурский железнодорожник». Во время службы, в войну, сотрудничал с газетой штаба армии. Служил, воевал и печатался… Потом учился в школе комсомола, позже получил журналистское образование.

Дальневосточная закалка

Практику Иван Афанасьевич проходил в «Комсомольской правде», в Москве. Много лет провел на Дальнем Востоке.

Рассказывает, что именно там получил корреспондентскую закалку. Это на Кубани все территориально близко, а там приходилось проехать много километров ради интересного факта, события, новости.

И люди по-другому реагировали на журналиста, не как избалованные вниманием южане. Сначала работал в молодежной прессе, затем — в партийной, что тогда было весьма престижным и ответственным делом, заведовал сектором печати и радио области, занимался редактурой.

— Однажды попала мне в руки книга о тайге, уникальных ее уголках. Ну и решил я съездить и написать об этом материал. В купе поезда познакомился с человеком, тот рассказал об охотнике-эвенке, замечательном парне. И я принял решение отправиться к нему. Был такой таежный поселок — Бовнак, до которого я добирался поездом, потом автобусом, затем на глиссере (это небольшое легкое быстроходное суденышко), путь оказался весьма неблизким. Пересаживался с одного вида транспорта на другой еще не раз. Добирался несколько дней, попутно собрав информацию и о строящейся гидроэлектростанции, и о других поселках и людях. Я — журналист, и не привык пасовать перед трудностями. В общем, с приключениями попадаю-таки к охотнику домой. А его нет! На вопрос о местонахождении эвенка мне ответили, что он тут недалеко, пасет оленей, рядом совсем… километрах в 200! Искать только надо, не на одном месте стоит стадо. К тому моменту я был в командировке уже 17 суток. Так вот доставалась информация на Севере. Северяне — прямые, честные, бесхитростные люди. У дальневосточников вовсе отсутствует чинопочитание, а вот журналистов уважали.

Нелегкая доля собкора

На юге, куда семья решила перебраться, опытному журналисту предлагали возглавить газету в Геленджике, но Иван Афанасьевич выбрал нелегкую, но интересную работу — собственного корреспондента популярнейшей в те годы «Советской Кубани». Именно тогда, в 1965 году, он узнал и о газете «Огни Кубани».

— А вы помните кого-нибудь из сотрудников?

— Конечно. Тамару Клюшину, Валентину Сущенко. Дружил с редакторами — Богатыревым, Даничкиным, ответсекретарем Ореховым.

— Был ли какой-то единый принцип работы у местной и краевой газет?

— Придерживались принципа «Писать только правду!». Мы считались с мнением людей, уважали читателя и информацию. При этом я много критиковал. Проверял и перепроверял данные, прежде чем публиковать хоть строчку. Однажды изрядно «пощипал» секретаря Гулькевичского райкома. Эту статью потом даже цитировали в крайкоме. Если я брался собирать материал — сначала шел «в люди», в коллектив и уж потом — к начальству. Так выходило объективнее. Строго блюли кодекс чести — ни взяток, ничего подобного журналисты не брали, работали ударно, если надо — то и ночами.

Город под камышовой крышей

— Вы приехали в Кропоткин в 1965 году. Каким тогда был город?

— Как мне тогда показалось, Кропоткин — город под камышовой крышей. Только горком и был приглядным зданием. Все строилось на моих глазах, и этот процесс я описывал в «Советской Кубани». Заводы выносили за черту города, шло активнейшее проектирование и благоустройство. Я мало сидел на месте, все время мотался, любил ездить. Моя зона тогда охватывала Кропоткин, Усть-Лабинск, Кавказский, Тбилисский и Гулькевичский районы. Наверное, и нет на Кубани населенного пункта, где бы я не побывал.

— Что можно посоветовать современным журналистам?

— Оставаться честными! Зарабатывать доверие читателей и тех людей, что дают информацию. Критические материалы должны тщательно проверяться автором. Звание журналиста нужно нести с честью.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!