С чемоданами на перевес

С чемоданами на перевес

Майор милиции в отставке Николай Ткачев за свою долгую жизнь и войну повидал, и по Союзу поездил, и в спецоперациях поучаствовал. Но, несмотря ни на что, остался веселым и добродушным человеком.

Разрушен, но освобожден

На фронте Николай Федоррович не был. После военного Иркутского авиационно-технического училища он попал в третье Чкаловское летное училище. Во время войны его курсантов направили на восстановительные работы в только что освобожденный Ворошиловград (нынешний Луганск). Летное училище, находящееся там до войны, эвакуировали в Уральск. Здание бывшего «летного» было сильно разрушено. Восстанавливали его своими силами, потихоньку-помаленьку. Одновременно с этим учили летчиков, по сути таких же мальчишек-курсантов, только чуть помладше. И готовили военные самолеты, ведь за пределами освобожденного города война продолжалась.

Когда закончилась война

День Победы вместе с друзьями-курсантами Николай Ткачев встретил в Ворошиловграде: «Я хорошо помню этот день. Часов в пять утра пришла весть о том, что война закончилась. Начали все выбегать на улицу, обниматься, целоваться. Мы тогда жили в небольшом селе близ Луганска, называлось оно Острая Могила. Это вроде как военный городок был. Даже те курсанты, кто был не в увольнении, пошли в «самоволку», да никто на нарушение тогда и внимания не обратил. Пошли мы в Ворошиловград. Там столы из домов прямо на улицу выносили, накрывали, кто чем мог. Приглашали всех, не смотрели знакомы или нет. В едином порыве все радовались словно большая семья».

Делу — время

Но на праздники времени не было, нужно было заново отстраивать все, что было разрушено. Пошли долгие восстановительные работы. «Мы не чувствовали ни боли, ни усталости. Потому что знали: строим страну для себя. Не боялись трудностей, просто не видели их. День и ночь трудились. Строили здания и восстанавливали технику», — вспоминает ветеран.

Виноградная история

В 1946 году в «Третьем Чкаловском» начались реформации: его объединяли с другими училищем. Пошло сокращение. Попав «за штат» Николай Иванович был отправлен на один из аэродромов близ Киева. Там он вместе с другими «заштатниками» ждал очереди в дальнейшем распределении по воинским частям. Один из товарищей Николая часто рассказывал о красотах своей Родины — Узбекистана. «Помню, он постоянно говорил про виноград, который огромными гроздями свисал с ветвей. «Ну, раз уж там виноград, — сказал я ему, — значит поедем в Узбекистан». Однажды помогая одному майору, мы-таки уговорили его отправить нас в Туркестанский военный округ. Поехали за виноградом, а нашли призвание на всю жизнь», — смеется Николай Иванович.

Снова в погонах

Приехав в Ташкент, через время Николай Ткачев снова попал под сокращение. На этот раз служба привела его в Сталинабад, нынешний Душанбе. Так за пару лет он сменил несколько городов. Остановился на 318-й авиационной базе в Фергане. Работал с самолетами ИЛ-28. «В авиации я трудился 18 лет. Когда в 1969 году ее стали сокращать, мне было 36 лет. На пенсию — рано, кардинально менять профессию — поздно. Вот и решил пойти работать в милицию», — делится Николай Ткачев.

Награды нашли героя

В управлении работал с секретными документами, принимал участие в формировании мобилизационных отрядов. Хоть работа и была в основном «штабная», случаи бывали всякие, рассказывает Николай Иванович: «Однажды при задержании преступника получил по голове кастетом. 20 дней пролежал в госпитале. И в эвакуации людей с крупного пожара на нефтеперерабатывающем заводе участвовал. За оперативность и четкость выполнения задания получил наградные часы. До сих пор их храню». Да и прочих наград и грамот у Николая Ивановича было много, всех и не упомнить.

Пора на юг!

В 1984 году в Фергане настали тяжелые времена. Началось массовое переселение месхетинцев, которые стали притеснять местных жителей. Немного подумав, Николай Ткачев с женой решили, что пора уезжать. Одна из их знакомых переехала жить в Кропоткин, и они последовали ее примеру: «Когда уже с вещами приехали в новую квартиру, супруга вдруг передумала переезжать. Уже и документы на жилье были готовы. Но супруга — в слезы. Что делать? Снова взяли чемоданы и поехали на вокзал. Решили отправиться к родне во Владикавказ. Пока ехали, уговорил все-таки остаться на новом месте. Так и поселились здесь, в маленьком южном городке», — рассказывает Николай Иванович.

Много городов, событий и людей было в жизни Николая Ивановича. А памятных снимков, к сожалению, почти не осталось. Если лишь пара фотографий с милицейской службы, да фото из семейного архива. И наручные часы, как память о службе в Фергане.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!