Автограф на Рейхстаге

Автограф на Рейхстаге

_____dddwerw__2017
_____dddwerw__2017

Чем дальше по течению времени мы отдаляемся от окончания Великой Отечественной войны, тем меньше остается в живых участников тех событий, кто из своих уст может рассказать молодому поколению о тяготах и лишениях. Тех, кто не один год воевал с немецко-фашистскими захватчиками и ценой нечеловеческих лишений пядь за пядью освобождал нашу родную землю, уничтожая ненавистного врага. Многим участникам давно перевалило за 90 лет, но они хорошо помнят все тяготы и лишения военного времени и своих боевых товарищей. В своих воспоминаниях они хотели бы донести до молодого поколения, мысль: «Никогда это не должно повториться на нашей земле». Об одном из них, фронтовике, ветеране-железнодорожнике, жителе города Кропоткина Кавказского района сегодняшний наш рассказ.

Казанский парень Ерофей

Ерофей Леонтьевич Гладков родился 4 октября 1925 года в казачьей семье в станице Казанской. Он с малых лет был приучен к труду, родители работали в колхозе им.С.М.Буденного. После окончания семилетней школы Ерофей Леонтьевич пошел по стопам родителей, начал трудиться в родном колхозе. Вскоре началась Великая Отечественная война, и пришлось 16-летнему Ерофею хлебнуть всех тягот военного лихолетья. Взрослые по призыву военкоматов ушли защищать Родину. В колхозе остались в основном старики, женщины, подростки и дети. Все хозяйство страны Советов было в кратчайшие сроки перестроено на военный лад. Ерофей Леонтьевич хорошо усвоил для себя главный лозунг того времени: «Все для фронта, все для Победы». Особенно запомнились ему несладкие годы фашисткой оккупации с 4 августа 1942 года по январь 1943 года. В январе 43-го, после поражения под Сталинградом, немецкое командование, боясь окружения 1-й танковой Армии, начало быстрое отступление с Северного Кавказа на запад. И поэтому ставка Верховного главного командования поставила задачу перед войсками Закавказского фронта — догнать противника и не позволить ему попасть на Крымский полуостров. В состав преследовавшей немецкие войска 9-й армии Закавказского фронта входили — 11-й гвардейский стрелковый корпус генерал-майора И.А.Рубанюка, 84-я отдельная морская стрелковая бригада полковника Ф.Ф.Волошина и 19-я стрелковая бригада полковника П.И.Метальникова при поддержке 50-го гвардейского минометного полка майора И.П.Жарикова. Эти воинские части и освобождали ранним утром 29 января 1943 года город Кропоткин, а к концу дня и станицу Казанскую. В начале февраля 1943 года в возрасте 17 с небольшим лет Ерофей Леонтьевич был призван полевым военкоматом на фронт. Вместе с такими же молодыми парнями он пополнил ряды наступающих частей, в гражданском обмундировании был направлен пешком с пехотной частью в район Краснодара, вслед за отступающими немецкими частями, под станицу Пашковскую.

Прямая речь

Как вспоминает ветеран: «…Время было непростое. Нам с товарищем из моего пехотного взвода дали на двоих одну винтовку-трехлинейку, к которой старшина на день выдавал по пять патронов. Фашисты без устали поливали свинцом из пулемета, но мы держали оборону, стиснув зубы и сжав кулаки, хотя потерь с нашей стороны было больше. К середине февраля 1943 года положение со снабжением оружия, боеприпасами и продовольствием улучшилось, и мы начали наступать. Сначала освободили станицу Пашковскую, затем в ходе упорных двухдневных боев 11 и 12 февраля 1943 года освободили столицу нашего края, Краснодар. Фашистские захватчики перед уходом уничтожали все, что не смогли забрать с собой. Затем освободили Тимашевскую, Славянск-на-Кубани, Темрюк и вышли на Таманский полуостров. Заняли плацдарм на косе Чушка и наши «военные гости» начали готовиться к форсированию Керченского пролива для наступления и взятия города Керчь. Керченский пролив мы форсировали на баржах под ураганным огнем немецкой артиллерии и авиации. Недалеко от берега в нашу баржу попал снаряд, и мы добирались вплавь, кто как мог, с оружием и в полном обмундировании. Многие бойцы погибли сразу. Я был не в первых рядах наступающих и поэтому видел, как много полегло наших воинов при освобождении города Керчь. Особенно ожесточенные бои были за завод Войнова в Керчи. 2 января 1944 года мы освободили город, затем, заняв оборону, вели бои до апреля 1944 года. Позже наши войска предприняли решительное и крупномасштабное наступление с участием всех родов войск. Затем мы освободили Феодосию. И далее нашей части суждено было принять участие в наступательной операции советских войск «Багратион». Нашу часть погрузили на железнодорожный состав и отправили под Гомель, затем походным строем пошли до Бобруйска. Начались бои за освобождение Белоруссии. Схватка была жестокая, немцы сильно сопротивлялись. Нам предстояло разгромить войска немецкой армии «Центр» и на эти цели были направлены все наши силы под командованием маршала Советской Армии К.К.Рокоссовского.

Началась операция «Багратион». В этих боях я был контужен и направлен в полевой госпиталь на три месяца. После лечения направили в артиллерийскую часть водителем тягача 120-миллиметровой пушки, так как имел еще с «гражданки» водительские права шофера и тракториста. Далее освобождал Западную Украину, затем зашли на польскую территорию, освобождая Люблин, форсировал реку Висла. На одном из участков железной дороги наш воинский эшелон был направлен на другой путь. Опытные чекисты разгадали затею врага, и поезда были остановлены, не допустив столкновения, беды не произошло. Воинская часть 120-миллиметровых артиллерийских установок входила в состав 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Победы Г.К.Жукова, и в конце декабря 1944 года мы вступили на немецкую территорию, освобождая немецкие города — Люсильвальден, Дрезден, Потсдам. В конце апреля месяца 1945 года, после ожесточенных круглосуточных боев, в ночь с 29 на 30 апреля 1945 года мы вошли в пригород Берлина, логово фашистской агрессии.

Портрет Победы

Радость победы я по - настоящему ощутил в мае 1945 года в Берлине. Уже 2 мая 1945 года наши войска заняли столицу Германии. Радость наших солдат была неописуемая, особенно 9 мая 45-го, стреляли из всех видов оружия. Я собственноручно расписался на стенах Рейхстага. Все наши солдаты старались сделать хоть какую-то отметку о себе на этом зловещем здании. Я впервые увидел там иностранных солдат — американцев и англичан. Видел, как поднимали знамя Победы над Берлином. В небо запустили большой воздушный шар, закрепленный на тросе, на высоту около 500 метров. За шаром поднималось огромное, метров 15-20, Красное знамя с гербом СССР, а ниже метров на пять — двухсторонний портрет И.В.Сталина. Днем, все освещено солнцем, не сильно впечатляет, а ночью, когда это все сооружение под лучами мощнейших прожекторов, зрелище неповторимое — колышется от ветра и создается впечатление, что все живое. Словами не передать. И это знамя, и портрет висели очень долго: ни днем, ни ночью не опускали. В 1946 году я сходил в немецкое фотоателье и сделал цветное фото, отослал домой (мы тогда о цветном и не мечтали). В Германии мне пришлось служить еще пять лет водителем тягача пушки 120 мм. Уволился в запас только в мае 1950 года. Из Берлина на поезде доставили до г.Куйбышева, а оттуда мы были отправлены домой. Я прибыл к родителям в ст.Казанскую. Семь лет длилась моя служба в армии. В станице в то время работу было найти трудно. Послевоенная разруха, все предприятия стояли, были разрушены войной. После многочисленных посещений отдела кадров, летом 1951 года, я был принят в Кавказское паровозное депо учеником кочегара, а в сентябре уже стал кочегаром. Сначала работал с машинистом В.А.Ситаловым и помощником машиниста Н.В.Винниченко, затем на комсомольском паровозе ЛВ №1007 с М.И.Толоконниковым, помощником машиниста был П.Белокопытов.

В 1957 году я стал помощником машиниста паровоза. Эта работа требовала немалой физической силы и сноровки, так как за один рейс на разных участках, в зависимости от профиля пути, нужно подать много угля. Так, на участке «Кавказская-Невинномысская» помощнику нужно забросить из лотка в топку 15-17 тонн, и добавлять уголь надо было с умом, по прогарам распределяя по колосковой решетке так, чтобы он равномерно сгорал, давая больше тепла. Чтобы в конечном итоге получить максимальный подогрев воды в котле паровоза, как следствие, добиться максимального выделения пара. Поэтому не каждому было дано работать помощником машиниста. Без физической выносливости и расторопности – никак, поэтому некоторые молодые ребята уходили в слесаря по ремонту паровозов или вообще увольнялись из паровозного депо. Но в то время был патриотический задор и все старались работать по-ударному, чтобы быстрей восстановить разрушенную фашистами страну.

Личный и технический рост

Технический прогресс не стоял на месте, для облегчения тяжелого труда помощника машиниста паровоза и кочегара появились стокеры. Это такой механический транспортер, который при помощи шнека, приводимого в движение двигателем, автоматически подавал уголь в топку паровоза, а помощнику машиниста надо было соответствующими соплами регулировать его подачу в нужное время. Первые стокеры появились на паровозах серии «ФД» и ИС, у которых площадь колосниковой решетки была около 7 кв.метров. А затем и на «Л», и «ЛВ».

Для воспитания патриотизма и наибольшей заинтересованности в получении максимальной производительности в перевозках грузов и пассажиров для молодых работников в паровозном депо Кавказская были обозначены комсомольские паровозы, на которых работали только молодые, до 30 лет, локомотивные бригады. На одном из таких комсомольских паровозов Л №1007 работал с машинистом П.П.Мовчан, кочегаром В.И.Подпориным некоторое время трудился и Ерофей Леонтьевич, а затем машинистом-инструктором А.Н.Корниловым был переведен на другой паровоз — Л №3550. Все комсомольские поездные бригады соревновались между собой по достижению наивысших показателе в труде, брали на себя повышенные обязательства. И все успехи постоянно освещались в местной и профгазетах. Затем перевели меня на паровоз серии ИС-20-160. И я начал работать в пассажирском движении с машинистом В.М.Татаркиным, потом И.И.Ахуновым. Через некоторое время попал на паровоз СУ №253-96 и продолжил работать с машинистом Г.Н.Стояковским.

Электрофикация

В 1962 году началась электрификация железнодорожного транспорта, пришлось переучиваться на помощника машиниста электровоза. Вначале освоили северное направление — на Тихорецкую, Батайск, Ростов. Я работал п/машиниста на электровозе ВЛ №222 с машинистом В.П.Городковым.

В 1962 году к нам в депо пришло 20 электровозов серии «К» из Западной Германии, которые мы водили грузовые поезда до 1976 года. На электровозе серии «К» я работал с машинистом Дунаевским, продолжительное время в колонне машиниста-инструктора В.П.Гарагуля, затем с машинистом В.П.Тушка на электровозах ВЛ-60. Нам стали доверять перевозку важных правительственных персон и военных грузов. Были так же локомотивные бригады высокой квалификации, которые были проверены и утверждены КГБ — им поручались особые перевозки под контролем.

По работе нареканий со стороны руководства депо и машиниста-инструктора В.П.Таробули никогда в мой адрес не было.

А- сентябре 1980 года мне исполнилось 55 лет — наступил пенсионный возраст. Некоторое время поработал в подмене при депо, а затем ушел в котельную истопником на стационарный паровоз серии «Э», который стоял под депо и готовил горячую воду. Руководил тогда котельным цехом мастер А.Р.Горюнов…

Ветеран войны и труда

За форсирование Керченского пролива в 1945 году Ерофей Леонтьевич был награжден медалью «За отвагу» — это высшая награда за мужество и героизм для рядового солдата — и медалью «За Победу над Германией», в 1985 году в связи с 40-летием Победы — орденом «Отечественной войны II степени», в 1986 году — медалью «Ветеран труда».

В ветеранской организации эксплуатационного локомотивного депо Кавказская участники Великой Отечественно войны пользуются особым уважением и почетом. К сожалению, с каждым годом их становится все меньше и меньше, на данный момент из 1070 человек осталось только 15. Они находятся на постоянном контроле со стороны руководства Совета ветеранов. Члены совета постоянно интересуются их состоянием здоровья, регулярно навещают. Не забывают ветеранов-участников ВОВ и руководители эксплуатационного локомотивного депо Н.В.Резванов и председатель ОПП А.Ш.Кулиев.

Ко Дню Победы 9 мая Ерофей Леонтьевич Гладков, как участник боевых действий ВОВ, ежегодно получает поздравительную открытку от президента страны В.В.Путина, подарки от руководства холдинга ОАО «РЖД» и Роспрофжел, руководства Северо-Кавказской ж.д., Дирекции тяги Северо-Кавказской ж.д.

4 октября 2017 года Ерофей Леонтьевич отметил 92-й день рождения. Пожелаем ветерану крепкого здоровья и долгих-долгих лет жизни. В локомотивном депо всегда помнят, что молодое поколение своей жизнью обязано ветеранам, которые 73 года назад завоевали нам Великую Победу.

Н.Красных, Ю.Бондаренко,

общественные корреспонденты эксплуатационного локомотивного депо Кавказская.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!