Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация

Мастера печатного дела

110 лет Кропоткинской типографии

В центре хутора Романовского в 1907 году открылась типография владельца Михайлова. В ней была одна печатная машина альбомного формата и «бостонка», приспособленная под ручной оттиск. Несколько человек поочередно крутили колесо, и из чудо-машины выходили цирковые афиши, бухгалтерские книги, визитные карточки и бланки. Работали здесь, в основном, ученики. Им не нужно было много платить, хватало четырех рублей в месяц, зато выполняли они всю тяжелую и грязную работу. Многим труженикам было не больше 12 лет.

Через три года, в 1910 году, типография переехала в новое помещение. В советское время здесь располагался горсобес, а сейчас музыкальная школа №2. Учеников стало больше, но зарплаты их оставались грошовыми.

В 1914 году в стране началась империалистическая война. В это время в Романовском открылась вторая типография под руководством некоего Величко. Радио и газет в хуторе не было, а значит, люди нуждались в получении информации и готовы были за нее платить. Предприимчивый делец начал выпускать «Экстренные телеграммы» — сводки с фронта. Часть из них была плагиатом ростовских и екатеринодарских газет, часть — собственными выдумками.

Смена власти

Октябрьская революция 1917 года переменила жизнь маленького хутора. «Красные» полки и боевые дружины рабочих Кавказского железнодорожного узла нарушили шаткий покой. В конце 1919 года Советская власть установилась на Кубани. На базе частных  типографий была создана одна — центральная. Разместили ее сначала в подвале бывшего госбанка (сейчас — здание рассчетно-кассового центра), а после — в доме напротив нынешнего кинотеатра (уничтожен во время войны).

Бумажный дефицит

Полиграфическая база была слабой. Не хватало шрифтов, приходилось пользоваться церковно-славянскими. Печатный цех был снабжен плоскопечатной «Франкентайль» и тремя «Американками». С бумагой тоже наблюдались перебои. Чтобы решить проблему, был организован красильный цех, где бумага подготавливалась вручную. Заказчики собирали старые газеты, бланки и документы и несли их в типографию, где работники занимались их колировкой в красный или коричневый цвета.

Первые газеты

В 30-е годы в городе появились свои газеты. «За коммуну» была органом Кропоткинского райкома партии и районного Совета депутатов трудящихся. Наряду с ней политотделы машинотракторных станций начали выпускать многотиражные газеты, среди которых версталась железнодорожная отделенческая газета «За здоровый транспорт». Качество печати прессы оставляло желать лучшего. Бумага Матвей-Курганской фабрики была белой, но с многочисленными вкраплениями мелкой древесины. От нее шрифты быстро изнашивались и становились непригодны для работы. Тогда-то и появились «стереотипы» — печать по матрицам. Только набиравшее обороты предприятие было разрушено в один миг.

Война

Началась Великая Отечественная война, Кропоткин подвергся нападению фашистских войск. Здание, в котором располагалась городская типография, было разрушено в 1942 году.

Галина  Тихоновна Шевченко  — одна из свидетельниц самых страшных потрясений в стране. С 17-ти лет она трудилась в  городской типографии. Вернулась к работе после военной эвакуации, набирала фронтовые сводки. Из – под ее руки вышли самые важные сводки информбюро: «Никто еще не знал, что война кончилась. Шла домой  после работы и сердце замирало от  радости!»- написано в ее воспоминаниях.

Смешались кони, люди

1943 год принес городу долгожданную свободу. В здании чудом уцелевшей гостиницы на улице Вокзальной расположились все городские учреждения: горком КПСС, горисполком… нашлось место и для типографии. Правда, сделать помещение пригодным для работы стоило сотрудникам предприятия немало сил. В подвале гостиницы, в месте, выделенном под печатные станки, немцы во время оккупации содержали лошадей. Несколько дней люди чистили, скребли и мыли небольшое, но такое необходимое помещение. Из старой, выжженной дотла типографии почти ничего не удалось извлечь. Чудом уцелевшая «Американка», да несколько наборов шрифтов из совхоза «Кубань» — вот и все богатство, с которым типография начинала новую жизнь.

Главные новости

Война продолжалась, и особенно необходимы были фронтовые сводки. Единственный в городе радиоприемник был установлен в типографии. Получая сводки информбюро и телеграммы, работники за ночь на бумажных кулях Гулькевичского комбикормового завода отпечатывали газету. От бумаги пахло рыбьим жиром, но каждое утро около станции или на базаре собирались толпы людей, жаждущих вестей с фронта — только бы вести эти были добрыми! Из-за недостатка бумаги тираж «За коммуну» не превышал и 500 экземпляров.

После  победных салютов  возвратились домой  фронтовики, работники типографии – Г. Савенкова, К. Цапов. На полях сражений пали смертью  храбрых  С. Лихвинцев, В. Жданович, Н.Волошин. Во время оккупации был замучен К. Макурин.

Новая  старая техника

С конца марта 1943 года типография вновь стала выпускать бланки. А через год из-под развалин старой типографии извлекли деформированную плоскопечатную машину. К этому времени с фронта вернулся замечательный печатник Никита Петрович Ильюшкин. Ему удалось восстановить «Франкентайль».

Иван Андреевич и Тамара Васильевна Дроновы – семья, всю жизнь проработавшая в типографии. Их  совместный  путь начался  здесь  — такой  вот счастливый служебный роман.

Своя земля

Победоносно завершив войну, страна невиданными темпами начала восстановление. Росло и крепло народное хозяйство. Развивалась и полиграфическая база. Внедрялась новая техника, шрифты, машины, оборудование. Решением исполкома города Кропоткина от 13.01.1956г. выделен участок площадью 1635 кв.м под строительство здания по улице Красной,131. В этом здании, введенном в эксплуатацию в 1962 году, типография живет по сей день.

Золотые кадры

Вырос профессионализм сотрудников: семь работников имели среднетехническое и восемь — полное среднее образование. Коллектив растил и свои кадры. Начинавший линотипистом Иван Андреевич Дронов заочно окончил Московский полиграфический техникум и вырос до главного инженера объединения. Александра Алесеевна Лантратова, получившая хороший старт на этом предприятии, долгое время возглавляла крупнейшее краевое издательство «Периодика Кубани».

В 1957 году пришла работать в типографию  Нина Васильевна Гудкова. Каждое утро за наборной кассой она знакомилась с оригиналами и с головой уходила в  полиграфический мир. Ей поручали набор самых важных сверхсрочных оригиналов: афиши кино, приветственные адреса, художественные программы для праздников.

В 1977 году начала трудиться в типографии и дочь Нины Васильевны – Валентина. Долгие годы работает Валентина Николаевна Курганская, бухгалтер подразделения, на благо предприятия и считает, что если работа  дает  повод для радости, то дело жизни выбрано верно.

Высокие показатели

В 1970 году городская типография стала головным предприятием Кропоткинского полиграфобъединения, в которое вошли Гулькевичская и Тбилисская районные типографии. Еще через четыре года производственное объединение пополнили Тихорецкая, Новопокровская и Белоглинская районные типографии. Профессионально росли и работники. Активно шла подготовка и переподготовка кадров полиграфистов. С 1974 по 1985 годы коллектив возглавлял Виктор Иванов. Под его руководством совершенствовалась и развивалась материально-техническая база. Качество продукции радовало все больше. Небольшая типография стала крупной полиграфбазой. Вместе с профессионализмом сотрудников росли и новые здания — предприятие укрупнялось. В 1985 году появилось административное здание площадью 685 кв.м в Кропоткине, персонал получил просторные кабинеты, гаражи, склады, мастерские. С 1975 по 1990 годы полиграфобъединение имело самую высокую производительность. Выпуск продукции достигал до 42664 тыс.листов в год.

В 1985 году новым директором назначен Н.Л.Годин. Под его руководством в подвале административного здания был организован спортивно-оздоровительный комплекс. Появился даже свой транспорт… Но наступили кризисные 90-е и производство пошло на спад.

Технический прогресс

В 1994 году уже новый директор Л.А.Иванова начинает внедрение офсетного способа печати. Это ставит типографию в один ряд с предприятиями, оснащенными новейшей техникой. Переоборудована плоскопечатная машина для высечки коробок, ротационная машина по выпуску кассовой ленты. Из малой печатной машины БПП-75 изготовлен автоматический позолотный пресс, позволяющий производить тиснение фольгой. Компьютеры дали возможность печатать газетную продукцию с фотополимерных форм.

В 2014 году в результате  реорганизации Кропоткинское  полиграфобъединение объединено с ООО «Редакция газеты «Огни Кубани». Под началом организации  работает подразделение типографии, которое возглавляет профессиональный  полиграфист  Надежда Ткаченко.

Сегодня в Кропоткинской типографии продолжают трудиться небезразличные люди. Каждый из них — мастер своего дела, высокий профессионал и, без преувеличения, человек, преданный любимой профессии. Типография растет, ряды сотрудников пополняют молодые кадры. Очередной юбилей — это лишь цифра, доказывающая, что типография живет и продолжает свое славное дело.

Фото: ветераны труда Кропоткинской типографии И.А. Дронов, Р.Т. Москалёва, Л.Ф. Васлочук, Н.В, ГУдкова. Архивное фото.

Читайте также

290

Как кропоткинские машиностроители вопреки европейским ограничениям увеличивают объемы производства

ЗАО «Кропоткинский завод МиССП» более 25 лет имел прочные партнерские отношения с европейскими поставщиками комплектующих….

274

День матери

259

Воспитанники детской музыкальной школы №1 завоевывают награды всероссийского конкурса

Трое учеников преподавателя по классу фортепиано Аллы Минасян стали победителями Второго Всероссийского конкурса «АРХипелаг —…