Как кубанские казаки украинских панов восвояси отправили

Как кубанские казаки украинских панов восвояси отправили

К вопросу об отношении кубанских казаков к притязаниям Украины на кубанские земли.

Кандидат исторических наук, учредитель 1-й казачьей организации Кубани, атаман Екатеринодарского РКО в 2010-2012 годах войсковой старшина Александр Бурмагин рассказывает, почему притязания нынешних украинских политиков на Кубань никогда не найдут отклик среди местных жителей.

Заставили прочесть телеграмму на русском

С установлением на Украине профашистской майданной власти в украинской прессе и органах государственной власти стали все чаще обсуждаться вопросы территориальных претензий к России, в том числе на кубанские земли. Об этом не раз заявляли официальные лица: Турчинов, Парубий, Омелян и др. Известный своими громкими, но ничем не подтверждаемыми высказываниями депутат Гончаренко создал в Раде межфракционное объединение «Кубань», в которое вошли 13 депутатов. Ему принадлежит фраза о том, что Кубань — это «украинские этнические земли», которые были отрезаны от Киева лишь «волею судьбы». При этом он ссылался на то, что якобы еще 100 лет назад здесь все поголовно разговаривали на украинской мове. Не буду вдаваться в лингвистические отличия кубанского диалекта от украинской мовы, приведу лишь несколько фактов из казачьей истории Кубани.

17-22 апреля 1917 года в Екатеринодаре состоялся съезд представителей казачьих станиц Кубани, провозгласивший создание Кубанской казачьей Рады. 19 апреля делегатам была зачитана телеграмма из Киева следующего содержания:

«Екатеринодар. Рада войскового товарищества им. гетмана Полуботка посылает свой привет наследникам славных запорожцев. Призываем съезд присоединить свой громкий голос к голосу своей Украины. Добудем вместе автономную Украину. Председатель рады Михновский. Писарь Колос».

Телеграмма была зачитана членом президиума представителем партии «черноморцев» хорунжим П.И. Макаренко на украинском языке. Представители «линейцев» возмутились, хотя и знали этот язык. Вопрос был поставлен на голосование, и большинством голосов хорунжего заставили прочитать его на русском, который он также прекрасно знал, «как языке родном большинству кубанских казаков». Это было решение потомственных кубанских казаков.

От ворот — поворот

Через 70 лет вновь стали осуществляться попытки реанимировать этот вопрос. В созданной нами в 1989 году 1-й казачьей организации Кубани — Кубанском казачьем клубе поначалу подвизался, как мы его называли «пан Голуб», который стал активно пропагандировать необходимость украинизации кубанского казачества. Сам он ходил в широченных запорожских шароварах, а подстрижен был «под горшок» в стиле кузнеца Вакулы из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Однако казаки клуба твердо стояли на пророссийских позициях. Впоследствии Голуб, так и не найдя единомышленников, перестал посещать клуб. Позже он был редактором газеты «Козацьке слово», несколько номеров которой вышло в 1991-1992 гг., затем «растворился» в неизвестном мне направлении.

В июне 1990-го на одно из собраний нашего казачьего Клуба прибыли гости из «Черноморского товарищества» Украины — Богдан Яковцев и Леонид Дубовик. Нас вновь попытались втянуть в уже известную дискуссию. Конец затянувшемуся спору положил есаул Клуба Владимир Громов, будущий атаман Кубанского казачьего войска, который заявил, что, невзирая на то, что его предки происходят из черноморских казаков, за время существования Кубанского казачьего войска его казаки стали говорить на кубанском диалекте, а переход на украинский язык будет искусственным и никому из казаков ненужным. Его поддержал потомственный пашковский казак А.Е. Горбань, отметивший, что даже небольшая история клуба показала, что пока мы делились на «черноморцев» и «линейцев», работу клуба лихорадило; как только этот вопрос был снят, началась позитивная работа. «Товарищи» из Украины отбыли не солоно хлебавши.

Цена — договорная

На учредительном съезде казаков Кубани, проходившем в октябре 1990 года, подойдя к столу регистрации, я был весьма удивлен настойчивости наших украинских «братьев». Среди раздатки получил обращение «Участнику учредительного Всекубанского казачьего съезда» Центра национальных отношений Академии наук Украинской ССР, ставшей менее чем через год «незалэжной» Украиной. В обращении в частности говорилось:

«Центр национальных отношений Академии наук Украины выполняет исследовательскую программу по научному проекту «Украинцы в республиках СССР». Мы обращаемся к Вам с просьбой содействовать изучению проблем истории заселения украинцами Кубани, динамики этнического и национального состава населения края в советский период, взаимоотношений украинцев с другими национальными группами населения… уровня национального самосознания, динамики ассимиляции украинских национальных групп, прогноза сохранения этнической целостности на месте проживания…» И далее в нем говорилось: «Если Вы заинтересованы в сотрудничестве с нами, мы готовы приобрести по договорной цене научный и документальный материал самого разного характера…».

Не знаю, может в условиях всеобщего дефицита 1990 года, включая продукты, кто-то и стал «сотрудничать», но у нас, казаков, такое обращение вызвало только недоумение.

«А мы — за единую и неделимую Россию!»

Интерес Украины и ее представителей к кубанским казакам активно проявлялся и позднее. Не могу не привести еще один факт.

Летом 1992 года мы, группа казаков различных организаций, в т.ч. Кубанского казачьего клуба во главе с атаманом Ф. Буниным, собрались в только что отреставрированном доме Бурсака по приглашению тогдашнего руководителя казачьего фонда имени атамана Ф. Бурсака А. Нехаева. Вдруг открывается дверь, и к нам, в сопровождении знакомых мне работников крайсовета, входят: сопредседатель украинского народного «Руха» «батько» Вячеслав Чорновил, министр культуры Украины (не помню фамилию) и еще какие-то люди. Как оказалось, они настоятельно просили познакомить их с кубанскими казаками. Работники крайсовета, как говорится, наобум привели их в дом бывшего запорожского казака-атамана Федора Бурсака, где и встретили нас.

Как добрые хозяева мы плеснули «батьке» чарку, и он стал произносить тост. Речь была длинная, минут на пятнадцать. Чорновил говорил о том, что «москали» на Украине уничтожили украинскую культуру и теперь украинцы едут на Кубань, так как только здесь она осталась чуть ли не в первозданном виде, и что кубанцам, как потомкам запорожцев, нужно держаться Украины и так далее. В конце он предложил выпить за единение украинцев и кубанских казаков. И тут известный кубанский художник Михаил Скворцов, родом линеец, провозглашает алаверды: «А мы все равно за единую и неделимую Россию». Надо было видеть лицо Чорновила. Выпить он уже успел, а закусить нет. Так и стоял несколько секунд. Потом делегация быстро ретировалась из казачьего дома бывшего запорожского казака Бурсака.

Кубанские казаки давно сделали свой выбор в вопросе о своей этнической принадлежности и еще раз подтвердили его в 2014 году. Более тысячи кубанских казаков участвовали в возвращении Крыма в состав России. Кубанцы сыграли одну из главных ролей, успев в самые критические моменты взять под охрану важнейшие государственные учреждения республики и защитить наиболее уязвимые участки на Турецком валу, Перекопе и Чонгаре, остановив поток террористов и провокаторов. Многие из них получили заслуженные награды, в том числе от Президента России Владимира Путина.

Кубанские пластуны против боевиков УПА* (Организация признана экстремистской, и ее деятельность запрещена в РФ)

В данной статье я хочу привести еще один малоизвестный факт «взаимодействия» кубанских казаков с украинскими националистами.

После освобождения большей части Кубани от фашистов по инициативе руководства края, поддержанной кубанскими казаками, в сентябре 1943 года в Краснодаре была сформирована 9-я Краснодарская пластунская дивизия. В соединение шли добровольцы — потомственные пластуны, такие как участники трех войн И.Г. Екатов, В.Г. Дубовик, А.В. Донской и другие. Представитель Генштаба генерал-полковник С.М. Штеменко вспоминал: «Пластунская дивизия вся своим видом радовала глаз. Подразделения — полнокровные. Бойцы молодец к молодцу. Много боевых стариков добровольцев с Георгиевскими крестами на груди. Одеты все с иголочки в бешметы и кубанки».

Командовал дивизией генерал-майор П.И. Метальников. Забегая вперед, скажу, что после увольнения в запас в 1946 году Петр Иванович жил в Краснодаре, вел активную общественную работу, был председателем краевого комитета ДОСААФ, избирался депутатом горсовета. Умер 30 марта 1970-го, похоронен на Славянском кладбище. На доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В 1995 г. именем П.И. Метальникова названа одна из улиц города в Прикубанском округе. С 2016 года его имя носит 89-я краснодарская школа.

Весной 1944 года дивизия была переброшена на Украину, где вошла в состав 18-й армии 4-го Украинского фронта. Район сосредоточения дивизии был назначен у села Ново-Мамаевцы Черновицкой области Украинской ССР.

Советские войска в марте-апреле вышли к Карпатам и стали готовиться к летнему наступлению. В это время фронтовые и армейские тылы столкнулись с организованными диверсионными действиями отрядов украинских националистов. Прибывшие пластуны были задействованы в борьбе с отрядами Украинской повстанческой армии* (признана экстремистской, и ее деятельность запрещена в РФ) и зачистке прифронтовой территории. Это решение было обусловлено тем, что по мере освобождения западных областей Украины, понесшие большие потери стрелковые дивизии пополнялись за счет мобилизованного населения ранее оккупированных территорий Украины и, по мнению командования, мало годились для боев с бандеровцами. Поэтому выбор командования фронта пал на пластунов.

Три радиоприемника, винтовка, карабин и немецкий парашют

В работах советских историков и воспоминаниях бойцов и командиров пластунской дивизии об этом периоде боевой работы пластунов всегда говорилось очень поверхностно. Сегодня из рассекреченных оперативных документов мы понемногу стали узнавать об участии пластунов в борьбе с бандеровскими бандами и их пособниками. Об этих боях не сообщали в сводках Совинформбюро, а по факту это были настоящие сражения с хорошо вооруженными отрядами бандеровцев, имеющих на своем вооружении даже артиллерию. Население многих сел поголовно скрывалось в лесах.

Вот лишь некоторые выдержки из боевой работы пластунов. В боевом донесении № 061/оп от 30.05.44 г. генерал-майор Метальников докладывал командиру корпуса: «Во время прочесывания лесных массивов и населенных пунктов задержано 42 человека, один из них заподозрен в румынском шпионаже. Во время боя отряда (учебная сотня 214 человек, кавэскадрон 42 человека) в ур. Кабак взято в плен 7 бандеровцев, убито 3 чел. Отряд имеет потери: ранено 4 человека. Без вести пропавших 1 чел.»

В приложенных к донесению «Сведениях по отселению местного населения по нижеуказанным селам Вашковского и Визницкого районов с 14 по 25 мая 1944 года» говорилось, что за указанное время из прифронтовой полосы из 11 сел было отселено 3273 семейства, «остальные находились в лесах» — уточнялось в документе.

Кроме зачистки прифронтовой территории, пластуны несли комендантскую службу в населенных пунктах Западной Украины. В боевом донесении №059/оп от 30.05.44 г. комдив Метальников сообщал, что в результате сплошной проверки документов населения и военнослужащих, проведенной в ночь с 27 на 28 мая 1944 года, в городе Коломыя Станиславской — ныне Ивано-Франковской области — было задержано 200 человек. Изъятые три радиоприемника, винтовка, карабин и немецкий парашют были сданы в городской отдел НКВД.

С возложенной задачей пластуны справились успешно. 12 июля 1944 года от имени Президиума Верховного Совета СССР командир 95-го стрелкового корпуса, Герой Советского Союза генерал-майор И.А. Кузовков вручил пластунской дивизии боевое Красное знамя. Затем были бои по освобождению Польши, Германии и Чехословакии.

Герои художественного фильма

Только в Польше, за период боев с 22 августа 1944 по 1 февраля 1945-го, пластунами было освобождено свыше 200 населенных пунктов, включая города Краков, Дембица, Катовицы, Ротибор, Тырнув, Штрелен и другие. Многие пластуны погибли в этих боях и были похоронены на территории Польши. Только в 193-м пластунском полку за 5 дней боев в районе Дембицы погибли 133 пластуна, в их числе 8 офицеров и получили ранения 483 пластуна в т.ч. 25 офицеров. Сегодняшние «благодарные» потомки освобожденных Красной армией поляков с остервенелой ненавистью разрушают памятники своим освободителям. Вопреки всем моральным и нравственным нормам разрушают даже памятники, установленные на братских могилах советских воинов.

По данным журнала боевых действий, за годы войны бойцами дивизии было уничтожено 17705 фашистов, 49 танков, 51 самоходных установок, 80 бронетранспортеров, 157 орудий и много другой техники. Уже после подписания капитуляции Германии дивизия продолжала бои по разгрому частей из группы генерал-фельдмаршала Шернера и закончила войну 12 мая 1945 года в Чехословакии в предместье Праги. Об этом периоде действий пластунов в наши дни был снят художественный фильм «Неслужебное задание».

За боевые отличия дивизия была награждена орденом Кутузова 2-й ст. Москва шесть раз салютовала ее победам. 14 тысяч пластунов были удостоены высоких наград Родины. Однако победа досталась дорогой ценой — в боях с врагом погибло 1874 и было ранено 5886 пластунов.

В параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. в составе сводного полка 4-го Украинского фронта участвовало десять воинов-пластунов во главе с 23-х летним командиром минометной батареи 36-го пластунского полка капитаном Г.А. Горобцовым.

Легендарная дивизия стала легендарной бригадой

Пластуны вернулись на Кубань. 16 сентября 1945г. рядом с городским парком имени Горького состоялся митинг и торжественный парад воинов дивизии. Газета «Советская Кубань» от 18 сентября 1945 года в своей статье освещала это событие:

«Никогда не забудет Краснодар 16 сентября 1945 года — день радостной встречи с воинами-победителями, отважными кубанскими казаками-пластунами…Утром по радио было объявлено: «встреча состоится у городского парка». Через час десятки тысяч трудящихся вышли на улицы и нескончаемым потоком устремились к парку… Мимо трибун проходят пластуны, впереди они несут боевые знамена.Проходящих воинов забрасывают цветами. Вся улица в цветах. Это была незабываемая встреча героев».

Пластунская дивизия была дислоцирована в Краснодаре, в 1950-м переведена в Майкоп. В 1992 году дивизию переформировали в знаменитую 131-ю отдельную мотострелковую бригаду. В 1994-1995 годах она участвовала в 1-й чеченской войне и штурме Грозного. В 1996-м стала Кубанской казачьей.

В 2009 году бригаду передислоцировали в Гудауту Республики Абхазия, где на ее базе была создана 7-я Краснодарская Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды военная база.

Память о подвигах кубанских пластунов жива среди нынешнего поколения краснодарцев. В 2020 году городская Дума Краснодара приняла решение о присвоении школе №77 имени 9-й Краснодарской пластунской орденов Кутузова и Красной Звезды дивизии.

*Признана экстремистской, и ее деятельность запрещена в РФ

Источник: Краснодарские известия

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!