По рельсам в прошлое

По рельсам в прошлое

Как это было

__1905_.vokziiiikkktr765443
__1905_.vokziiiikkktr765443

15 июля 1875 года — начало движения поездов со станции Кавказская

В далеком 1872 году у бывшего поста Романовского появились первые строители — плотники и каменщики, грабари, выполнявшие земельные работы при помощи лопат, тачек и тягла. Так, 145 лет назад началось строительство участка Ростово-Владикавказской железной дороги и станции между станицами Кавказская и Казанская, получившей название Кавказской. Предполагалось, что населенный пункт у строящейся станции будет называться Кавказским. Этот поселок строителей железной дороги положил начало хутору Романовскому, а впоследствии нашему городу Кропоткину.

Зачем царскому правительству понадобилось прокладывать железнодорожные пути, соединяющие центральную Россию с Кавказом? И почему местом для одной из станций был выбран бывший пост Романовский? Об этом по порядку.

Торговый путь

В 1864 году при императоре Александре II полностью завершилось покорение горских племен Кавказа, весь Кавказ вошел в состав России. В том же 1864 году на Кубани в районе Майкопа было открыто нефтяное месторождение. Тогда особенно актуально обозначился вопрос о надежных путях для освоения Кубани — о торговых путях.

Одним из авторов проекта железной дороги «Ростов-Владикавказ» стал наместник царя на Кавказе его брат Михаил Николаевич. Он писал Александру II, что «одни победы оружия,.. одно участие русского войска и русских чиновников не в состоянии в близком будущем довершить задачу обрусения Кавказа. Оно может свершиться лишь посредством участия русской цивилизации, русских капиталов и русской промышленности, но для привлечения их в здешний край… нужно сократить расстояния, отделяющие Кавказ от центра России, а это возможно только посредством сооружения железнодорожных путей» (7 января 1869 года).

В 1870-1871 годах проводились полевые изыскания пути железной дороги, намеченной к строительству от Ростова-на-Дону до Владикавказа. И уже в 1872 году комитет по строительству железных дорог утвердил главное направление железнодорожной линии: Ростов — бывший пост Романовский и далее по долинам рек Кубани, Кумы, Молоки, Терека и до Владикавказа.

Инженер Штейнгель

Была выдана концессия на постройку дороги инженеру барону Рудольфу Васильевичу Штейнгелю. О деловых качествах Штейнгеля писал краевед А.А.Пташник в книге «История Кубани и Кропоткина»: «Крупнейший инженер путей сообщения, барон Штейнгель, в острой конкурентной борьбе за получение концессий на строительство Ростово-Владикавказской железной дороги вышел победителем. 2 июля 1872 года концессия была учреждена, а в сентябре того же года барон Штейнгель был избран акционерами директором.

Инженер Штейнгель имел огромный опыт в строительстве железных дорог в центральной части России. Под его руководством построены Московско-Рязанская, Московско-Курская, Орловско-Витебская, Балтийская, Грязевоцарицинская железные дороги. Ростово-Владикавказская железная дорога, одна из сложнейших, была построена в установленный срок, без необходимости доделок в последующем, каких-либо упущений. Их просто не было».

Станция

В договоре предусматривалось, что после 30 лет эксплуатации, в 1906 году, дорога будет выкуплена правительством, этот срок был перенесен на 1 января 1924 года (смена политического строя в Российском государстве 1917 года помешала осуществлению этого плана).

Бывший пост Романовский был выбран как один из пунктов для устройства железнодорожной станции и в дальнейшем города по четырем причинам: удобного расположения на местности — при пересечении линии железной дороги почтовою дорогой (от Ставрополя к Екатеринодару); как исходный пункт вверх при развитии пароходства на реке Кубани, чтобы речной транспорт находился в прямом сообщении с железнодорожным; в качестве перспективного места для развития сельскохозяйственной промышленности; как центр, от которого будет распространяться культурное влияние на окружающие станицы и хутора.

С марта 1873 года строительство железной дороги шло полным ходом, на нем было занято 17 тысяч рабочих. Это, в основном, беднота из Украины и центральных областей России, отправившаяся на заработки. Все поселенцы не казачьего сословия получили название иногородних.

Линия железной дороги

Наш современник, член Кропоткинской первичной организации Краснодарского краевого отделения РОИА, краевед В.Н.Фоменко в книге «Хутор Романовский — история образования» приводит сведения на 1873 год о строящейся железной дороге из «Памятной книжки Кубанской области. 1874г.»: «Общая протяженность строящейся Ростово-Владикавказской железной дороги составит 653 версты, из коих рельсовый путь пройдет, начиная от Ростова, по Екатеринославской губернии и области Войска Донского 79 верст, по Кубанской области 303 версты и остальные 271 версту по Ставропольской губернии и Терской области.

В пределах Кубанской области линия железной дороги пересекает земельные участки станиц, сел, частных лиц, аулов, земли колонистов и других владельцев; на землях этих учреждаются следующие станции:

— Павловская IV класса на 135 версте на станичной земле;

— Леушковская IV класса на 151 версте на станичной земле;

— Мирская IV класса на 211 версте на станичной земле;

— Кавказская II класса на 229 версте на станичной земле;

— Гулькевичи IV класса на 242 версте на земле Тайного совета Гулькевичи;

— Отрадная IV класса на 257 версте на земле генерала Коцебу;

— Кубанская IV класса на 274 версте на земле князя Святополка-Мирского;

— Армавирская III класса на 291 версте на земле села Армавир;

— Успенская IV класса на 313 версте на землях аула Конокова и т.д.».

Первый поезд

Железнодорожная колея на участке Кавказская-Мирская и далее на Ростов была уложена к июню 1874 года. Первый поезд со станции Кавказская на Мирскую проследовал 18 июня 1874 года. Он вез рабочих, которые жили в поселке Кавказском, а работали в Мирской. Следовательно, к этому времени у станции Кавказской уже образовался «поселок со значительным числом постоянных жителей: рабочих, служащих, торговцев. Но так как большинство из них жили в железнодорожных бараках и домах, а не в собственных, то они считались не имеющими оседлости» (М.Ф.Чередник «Возникновение и развитие города Кропоткина», ООО «Кавказская типография», 2014г., стр.16).

Первый пассажирский поезд от Ростова-на-Дону во Владикавказ проследовал 15 июля 1875 года. В это время поезда состояли из паровоза, 6-8 двухосных вагонов и двигались со скоростью около 25 км в час. Вот как описывал первые впечатления жителей станицы Кавказской, наших ближайших соседей, от встречи с поездом историк Кубанского казачьего войска А.Д.Ламанов в своей работе 1914 года издания «Исторический очерк о заселении станицы Кавказской Кубанским казачьим войском» (стр.62): «Вся станица (Кавказская) вышла на яр посмотреть издали на двигавшийся поезд, дома остались только старые люди, в глазах которых движение поезда совершалось «нечистою силою», а не умом человеческим. В первое время шум двигающегося поезда, пар, свистки пугали животных, которые неслись в разные стороны, отчего получались только обломки от повозок и увечья самих животных и пассажиров на повозках, это вызывало озлобление против дороги и подтверждало мнение старых людей о действии нечистой силы. Впрочем, население и животные скоро привыкли к движению поезда».

Первые дома

Вместе с постройками служебных помещений для железной дороги — здание станции, паровозное депо, веерное депо — в поселке Кавказском строилось жилье. Первые турлучные и кирпичные дома появились на Бульварной улице. По материалам преподавателя средней школы №45 В.А.Помазанова, которые хранятся в фондах городского краеведческого музея, с северной стороны от железной дороги были пустыри, перемежающиеся с остатками леса. На нынешней улице Пушкина находились землянки. Их установили рабочие-землекопы (грабари) во время постройки железной дороги. Эти землянки стали занимать новые переселенцы, которые с проведением железной дороги широкой волной хлынули в эти места.

Когда за поселком Кавказским закрепилось наименование хутор Романовский, точно не установлено. «Скорее всего, переименование из пос.Кавказского в пос.Романовский и из пос. Романовский в хут.Романовский произошло поэтапно до 1894 года» (В.Н.Фоменко, «Хутор Романовский — история образования», ИРИО «Музеон», 2017г., стр.16-17). Первые достоверные данные о численности населения уже хутора Романовского датируются этим же 1894 годом. Тогда в хуторе насчитывалось 65 казачьих дворов и 894 двора иногородних, проживало 194 казака и 7953 иногородних жителя. Хутор Романовский развивался быстрыми темпами: к 1905 году казачьих дворов было 117 и 1502 двора иногородних, проживало 408 казаков и 19313 жителей не казачьего сословия.

Пассажиропоток

Число пассажиров, путешествующих через железнодорожную станцию Кавказская, увеличивалось. В книге М.Ф.Чередника «Возникновение и развитие города Кропоткина» приводятся данные за 1887 и 1897 годы, из которых видно, что за десятилетие количество проданных билетов возросло почти в два с половиной раза (в 1887 году — около 20,5 тысячи билетов, в 1897 году уже более 50,5 тысячи билетов). Очевидно, что расширение объема перевозок требовало увеличения числа рабочих и служащих железнодорожной станции Кавказская, а значит, косвенно, влияло на рост и развитие хутора Романовского.

Вокзал

В 1903 году было построено здание железнодорожного вокзала по проекту Петербургского проектного института (архитектор неизвестен). Строение из красного кирпича, сочетающие стили русской архитектуры средних веков и ампир, изначально вызывало заслуженное восхищение хуторян. И сейчас вокзал — памятник архитектуры начала ХХ века — объект гордости для всех горожан. На момент открытия это здание отвечало всем требованиям своего времени: имелись три зала ожидания, комнаты матери и ребенка, почта, парикмахерская, билетные кассы, здравпункт, помещение для полиции и служебные комнаты. На втором этаже размещалась комната отдыха транзитных пассажиров, ресторан, служебные комнаты. В подвале — котельная, склад, комнаты персонала. По свидетельству старожилов, под аркой центральной части проходил тракт в степь за железнодорожные пути, прямо через здание вокзала. С небольшими изменениями здание достояло до Великой Отечественной войны. Во время оккупации было разрушено, после освобождения Кропоткина от немецко-фашистских захватчиков вокзал полностью восстановили по старому проекту. Единственное существенное послевоенное изменение — возведенный в 1961 году тоннель из здания вокзала к третьей и четвертой платформам…

Паровозный парк

Но вернемся в начало ХХ века. В 1900-х годах паровозный парк депо насчитывал 30 пассажирских и товарных паровозов. Часть этих паровозов можно было видеть на путях и в 1930-е годы. Наиболее комфортные пассажирские вагоны — мягкие, первого и второго классов — предназначались для обеспеченной публики. В вагонах 3-го и 4-го классов колесили по своим нуждам представители малообеспеченных слоев населения. Ночью пассажирские вагоны освещались стеариновыми свечами, в течение всей ночи стоял полумрак, а в вагонах 4-го класса из-за отложных вторых полок — почти полная темнота.

Революция

На некоторых участках Владикавказской железной дороги движение оставалось однопутным, только 1 декабря 1913 года по всей дороге было открыто двустороннее движение, что, конечно же, поспособствовало ускорению продвижения поездов. В следующем 1914 году началась Первая мировая война, затем последовали февральская и октябрьская революции 1917 года, гражданская война (1917-1922 г.г.). Работники железнодорожной станции Кавказской вместе со всей страной участвовали в этих героических и трагических событиях, которые привели к появлению на мировой карте первого социалистического государства — СССР.

В глобальном масштабе развитие Владикавказской железной дороги поспособствовало расширению экономических связей Кубани и Черноморья с центральными районами России и зарубежными странами, втягивало их в мировое товарное обращение. И в новой стране железнодорожная станция Кавказская по-прежнему имела большое значение для развития нашего населенного пункта — теперь уже города Кропоткин (преобразование из хутора Романовского в город Кропоткин произошло в 1921 году).

И сегодня железнодорожная станция Кавказская — одна из крупнейших в крае, где останавливаются все проходящие поезда дальнего следования. По сей день здесь трудится уже далеко не первое поколение горожан, имеются династии железнодорожников.

С.Езаова,

сотрудника городского краеведческого музея.

Фото: строители Ростово-Владикавказской железной дороги; вокзал станции Кавказской (хутор Романовский, ныне г.Кропоткин).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!