Огни Кубани – Новости Кропоткина

Кто провожает поезда

На железнодорожном предприятии трудятся увлеченные профессией люди, которые берегут историю своего производства

Белая каска гостя

На проходной Вагонного ремонтного депо Кавказская меня встречают: это серьезный объект, просто так не пройти. Первым делом мне объясняют правила поведения в вагонном ремонтном депо: здесь много механизмов, тяжелых устройств, и от соблюдения техники безопасности зачастую зависит жизнь. Выдают настоящую «гостевую» каску. Кроме того, выслушиваю лекцию и даже получаю буклет о правилах поведения, на территории и в цехах.

С первых шагов становится понятно: в депо работают увлеченные своим делом люди. Казалось бы, что может быть  интересного в ремонте вагонов для человека со стороны? Но уже через пару минут нюансы проверки целостности колесной пары владеют моими мыслями. И красивейший (как оказалось!) узор магнитного порошка, который образуется на месте микроскопической трещинки, выявленной специалистами, и серьезные мастера, сосредоточенно склонившиеся над очередной деталью…

С 1973 года продолжается оснащение парков ПТО ремонтно-самоходными машинами, в свое время совершившими техническую революцию на станции Кавказской и Тихорецкой. Это позволило справиться с резко возросшим потоком поездов. По тракционным путям передвигаются железнодорожные подвижные составы, народ слаженно шагает в стороны, повинуясь звуковому сигналу.

«И ты был фронтом»

«Мы не просто работаем на железной дороге — мы ею живем. У депо огромная история, есть музей, даже специальная комната совета ветеранов предприятия. Стенд «И ты был фронтом» представляет уникальные фотографии, — вдохновенно рассказывает мой инструктор Надежда Захарова. — Недавно к нам обратились потомки фронтовика, трудившегося в депо, у семьи не сохранилось ни одного портрета ветерана, а у нас фото нашлось! В грозные годы Великой Отечественной войны коллектив депо мобилизовал все силы на борьбу с врагом под лозунгом «Все для фронта — все для победы». Условия работы депо были тяжелые: сказалось увеличение потоков груза для фронта и вывоза эвакуируемого оборудования в восточные регионы страны, 200 работников депо ушли на фронт, угрожала вражеская авиация. Но коллектив депо в войну полностью обеспечил выполнение всех заданий по перевозкам. Взамен ушедших на фронт мужчин в депо пришли женщины.

Когда над станцией Кавказской нависла угроза оккупации, работники депо за двое суток демонтировали все основное оборудование. Депо для всех — часть жизни, души, если хотите.

Новая гвардия

Труженики вагонного депо преданы работе как та, старая гвардия. Сотрудники в возрасте до 30 лет участвуют в мероприятиях Совета молодежи, в депо стажируются студенты. Раньше даже свадьбы играли прямо здесь, на территории. Надежда Александровна Захарова о любимой работе может говорить часами. Она, несмотря на внешнюю хрупкость, очень серьезный специалист, руководитель участка, на котором проверяют детали на неразрушение. Видя мое удивление, поясняет, что в депо есть и женщины-фрезеровщицы, и сверловщицы.

Направляясь из цеха в технический класс, обращаю внимание на памятную табличку: оказывается, много лет назад, в 1933 году, работники заложили послание к потомкам, прочесть которое полагается в 2033!

Вагонная история

В депо собрана уникальная информационная база. Здесь любят и хранят историю, учтены все, кто трудился в депо за все годы его существования депо. Ветеранов уважают, к ним прислушиваются и ценят их советы.

Когда-то давно, в годы первой пятилетки, вагонное хозяйство было выведено в самостоятельную отрасль, от паровозного депо Кавказской отделили участок по ремонту вагонов. Этот день — 23 июля 1933 года, стал днем рождения вагонного ремонтного депо Кавказская. В системе Министерства путей сообщения была выделена отдельная самостоятельная отрасль. На станции Кавказской специального вагонного депо построено не было, а для планового ремонта вагонов был выделен один из цехов паровозного депо с двумя путями и примыкающими к нему зданиями вспомогательных цехов. Первый коллектив работал в очень сложных условиях. Уровень механизации на всех работах был крайне низок. Подъемка вагонов в депо и в поездках производилась реечным домкратом, причем последние приводили в движение четыре человека. Кувалда и зубило были основным инструментом в сборочном цехе.

Редакционный след

Многие передовики из числа кавказских вагонников стали инициаторами и новаторами инновационных методов труда. Так, еще на заре зарождения стахановского движения осмотрщик-пролазчик А.К.Галыгин создал свой метод осмотра вагонов, который был распространен по всей сети дорог. За это рабочий был награжден орденом Ленина.

Колесный мастер Я.К.Зверев разработал метод обнаружения трещин в оси, а осмотрщик-пролазчик В.М.Стадник его усовершенствовал. За что оба они были награждены знаком «Почетному железнодорожнику». Вагонное ремонтное депо Кавказская славится трудовыми династиями. Многие работники депо имеют высокие трудовые награды.

Работает с 1978 года слесарь по ремонту подвижного состава А.М.Тютярев. Начинал «на приборах», разборке вагонов. «Отслужил в армии и пришел в депо. Здесь отличный, дружный коллектив, хорошие условия. Всю жизнь работаю на одном месте», — улыбается слесарь.

Колесный мастер Яков Зверев — это прадедушка нашего корреспондента Анастасии Зверевой. Она хорошо помнит прадеда-фронтовика, который, кстати, много лет руководил депо. Яков Кузьмич — один из тех, кто работал со дня основания предприятия.

В вагонном депо в 1975-1976 годах было полностью реконструировано отделение ремонта и заливки подшипников, и создан новый для депо цех ремонта колесных пар с роликовыми подшипниками. В обоих цехах широко использованы поточно-конвейерные линии, полностью ликвидирован ручной труд. В этот же период был построен деревообрабатывающий цех, самый просторный цех в депо.

Имея высокие показатели в работе, коллектив неоднократно выходил в лидеры экономического соревнования среди подразделений ОАО «РЖД».

Технический класс

Так, под разговор с Надеждой Захаровой об истории, доходим до технического класса.

Мастер производственного обучения Татьяна Сигарева уже 42 года работает с молодежью: в депо приходят студенты Кропоткинского техникума технологий и ж.д.транспорта, наглядно изучают техническую часть вагонов, подвижного состава. К их услугам — целый технический класс.

— Здесь готовятся и сотрудники депо, новые специалисты, повышают квалификацию и старожилы, — рассказывает преподаватель.

Становление Кропоткина тесно связано с развитием депо. Здесь удивительно все: люди, история предприятия, бережно сохраненная неравнодушными железнодорожниками, процесс ремонта огромных вагонов, механизмы и компьютерная техника, помогающая мастерам в работе, музей, тематические стенды… Люди не просто работают на железной дороге, они ею живут.

 Фото: Слесарь по ремонту подвижного состава А.М. Тютярев работает в депо с 1978 года. Начинал «на приборах», разборке вагонов. «Здесь отличный, дружный коллектив, хорошие условия», — считает Александр Михайлович.

 

 

 

 

Читайте также

645

Региональный центр компетенций Краснодарского края успешно прошел сертификацию

Работу РЦК по реализации национального проекта «Производительность труда» оценивали специалисты Федерального центра компетенций. Комиссии представили…

202

Воспитанники детского военно-патриотического клуба «Патриот» побывали у горы Большой Тхач

Природный парк регионального значения Большой Тхач находится в Майкопском районе Республики Адыгея. Он создан для…

283

Кубанское предприятие-участник нацпроекта вошло в ассоциацию крупнейших производителей строительных материалов в стране

Производитель металлических дверей получил статус члена Ассоциации «Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии»…