Кто провожает поезда

Кто провожает поезда

На железнодорожном предприятии трудятся увлеченные профессией люди, которые берегут историю своего производства

Белая каска гостя

На проходной Вагонного ремонтного депо Кавказская меня встречают: это серьезный объект, просто так не пройти. Первым делом мне объясняют правила поведения в вагонном ремонтном депо: здесь много механизмов, тяжелых устройств, и от соблюдения техники безопасности зачастую зависит жизнь. Выдают настоящую «гостевую» каску. Кроме того, выслушиваю лекцию и даже получаю буклет о правилах поведения, на территории и в цехах.

С первых шагов становится понятно: в депо работают увлеченные своим делом люди. Казалось бы, что может быть интересного в ремонте вагонов для человека со стороны? Но уже через пару минут нюансы проверки целостности колесной пары владеют моими мыслями. И красивейший (как оказалось!) узор магнитного порошка, который образуется на месте микроскопической трещинки, выявленной специалистами, и серьезные мастера, сосредоточенно склонившиеся над очередной деталью…

С 1973 года продолжается оснащение парков ПТО ремонтно-самоходными машинами, в свое время совершившими техническую революцию на станции Кавказской и Тихорецкой. Это позволило справиться с резко возросшим потоком поездов. По тракционным путям передвигаются железнодорожные подвижные составы, народ слаженно шагает в стороны, повинуясь звуковому сигналу.

«И ты был фронтом»

«Мы не просто работаем на железной дороге — мы ею живем. У депо огромная история, есть музей, даже специальная комната совета ветеранов предприятия. Стенд «И ты был фронтом» представляет уникальные фотографии, — вдохновенно рассказывает мой инструктор Надежда Захарова. — Недавно к нам обратились потомки фронтовика, трудившегося в депо, у семьи не сохранилось ни одного портрета ветерана, а у нас фото нашлось! В грозные годы Великой Отечественной войны коллектив депо мобилизовал все силы на борьбу с врагом под лозунгом «Все для фронта — все для победы». Условия работы депо были тяжелые: сказалось увеличение потоков груза для фронта и вывоза эвакуируемого оборудования в восточные регионы страны, 200 работников депо ушли на фронт, угрожала вражеская авиация. Но коллектив депо в войну полностью обеспечил выполнение всех заданий по перевозкам. Взамен ушедших на фронт мужчин в депо пришли женщины.

Когда над станцией Кавказской нависла угроза оккупации, работники депо за двое суток демонтировали все основное оборудование. Депо для всех — часть жизни, души, если хотите.

Новая гвардия

Труженики вагонного депо преданы работе как та, старая гвардия. Сотрудники в возрасте до 30 лет участвуют в мероприятиях Совета молодежи, в депо стажируются студенты. Раньше даже свадьбы играли прямо здесь, на территории. Надежда Александровна Захарова о любимой работе может говорить часами. Она, несмотря на внешнюю хрупкость, очень серьезный специалист, руководитель участка, на котором проверяют детали на неразрушение. Видя мое удивление, поясняет, что в депо есть и женщины-фрезеровщицы, и сверловщицы.

Направляясь из цеха в технический класс, обращаю внимание на памятную табличку: оказывается, много лет назад, в 1933 году, работники заложили послание к потомкам, прочесть которое полагается в 2033!

Вагонная история

В депо собрана уникальная информационная база. Здесь любят и хранят историю, учтены все, кто трудился в депо за все годы его существования депо. Ветеранов уважают, к ним прислушиваются и ценят их советы.

Когда-то давно, в годы первой пятилетки, вагонное хозяйство было выведено в самостоятельную отрасль, от паровозного депо Кавказской отделили участок по ремонту вагонов. Этот день — 23 июля 1933 года, стал днем рождения вагонного ремонтного депо Кавказская. В системе Министерства путей сообщения была выделена отдельная самостоятельная отрасль. На станции Кавказской специального вагонного депо построено не было, а для планового ремонта вагонов был выделен один из цехов паровозного депо с двумя путями и примыкающими к нему зданиями вспомогательных цехов. Первый коллектив работал в очень сложных условиях. Уровень механизации на всех работах был крайне низок. Подъемка вагонов в депо и в поездках производилась реечным домкратом, причем последние приводили в движение четыре человека. Кувалда и зубило были основным инструментом в сборочном цехе.

Редакционный след

Многие передовики из числа кавказских вагонников стали инициаторами и новаторами инновационных методов труда. Так, еще на заре зарождения стахановского движения осмотрщик-пролазчик А.К.Галыгин создал свой метод осмотра вагонов, который был распространен по всей сети дорог. За это рабочий был награжден орденом Ленина.

Колесный мастер Я.К.Зверев разработал метод обнаружения трещин в оси, а осмотрщик-пролазчик В.М.Стадник его усовершенствовал. За что оба они были награждены знаком «Почетному железнодорожнику». Вагонное ремонтное депо Кавказская славится трудовыми династиями. Многие работники депо имеют высокие трудовые награды.

Работает с 1978 года слесарь по ремонту подвижного состава А.М.Тютярев. Начинал «на приборах», разборке вагонов. «Отслужил в армии и пришел в депо. Здесь отличный, дружный коллектив, хорошие условия. Всю жизнь работаю на одном месте», — улыбается слесарь.

Колесный мастер Яков Зверев — это прадедушка нашего корреспондента Анастасии Зверевой. Она хорошо помнит прадеда-фронтовика, который, кстати, много лет руководил депо. Яков Кузьмич — один из тех, кто работал со дня основания предприятия.

В вагонном депо в 1975-1976 годах было полностью реконструировано отделение ремонта и заливки подшипников, и создан новый для депо цех ремонта колесных пар с роликовыми подшипниками. В обоих цехах широко использованы поточно-конвейерные линии, полностью ликвидирован ручной труд. В этот же период был построен деревообрабатывающий цех, самый просторный цех в депо.

Имея высокие показатели в работе, коллектив неоднократно выходил в лидеры экономического соревнования среди подразделений ОАО «РЖД».

Технический класс

Так, под разговор с Надеждой Захаровой об истории, доходим до технического класса.

Мастер производственного обучения Татьяна Сигарева уже 42 года работает с молодежью: в депо приходят студенты Кропоткинского техникума технологий и ж.д.транспорта, наглядно изучают техническую часть вагонов, подвижного состава. К их услугам — целый технический класс.

— Здесь готовятся и сотрудники депо, новые специалисты, повышают квалификацию и старожилы, — рассказывает преподаватель.

Становление Кропоткина тесно связано с развитием депо. Здесь удивительно все: люди, история предприятия, бережно сохраненная неравнодушными железнодорожниками, процесс ремонта огромных вагонов, механизмы и компьютерная техника, помогающая мастерам в работе, музей, тематические стенды… Люди не просто работают на железной дороге, они ею живут.

Фото: Слесарь по ремонту подвижного состава А.М. Тютярев работает в депо с 1978 года. Начинал «на приборах», разборке вагонов. «Здесь отличный, дружный коллектив, хорошие условия», - считает Александр Михайлович.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!