Династия военнослужащих Шляпиных отдала службе в Вооруженных Силах более полувека

Династия военнослужащих Шляпиных отдала службе в Вооруженных Силах более полувека

Отец, сын и внук однажды связали свою жизнь с армией. Как в легендарном кинофильме «Офицеры», службу каждого прошила эпоха, особый этап истории страны.

На долю Бориса Степановича выпала служба в Германии, введение войск в Чехословакию, охрана воздушных рубежей Дальнего Востока и эпизод со сбитым «Боингом» над Сахалином в 1983 году. Его сын Виталий, капитан ВВС, после сокращения Вооруженных Сил в 90-х прошел вторую чеченскую кампанию. Теперь и внук Александр служит в военной части на границе Ростовской и Воронежской областей. Он окончил Высшее Казанское танковое училище и ожидает присвоения очередного звания — старший лейтенант.

Глава военной династии Шляпиных Борис Степанович родился в Перми в 1939 году. После срочной службы на Балтийском флоте по примеру своих товарищей решил связать жизнь с армией и поступил в Пермское авиационно-техническое училище. По распределению был направлен на службу в Германию. В 1968 году отряд самолетов части вместе со службой вооружения, в состав которой входил Борис Шляпин, приземлился в аэропорту «Прага». В эти дни в Чехословакии зрел бунт против советского режима. Летчики ждали прибытия войск из Советского Союза и улетели лишь через два месяца.

Из Германии Борис Степанович перевелся на Дальний Восток, в Хабаровск в 1-ю Особую Краснознаменную Дальневосточную армию. Ему довелось служить на всех должностях, а уже в авиационно-техническом полку Уссурийска Борис Шляпин стал начальником службы вооружения. Позже солдатская судьба забросила его на Сахалин, где был назначен командиром части, выполняющей охрану воздушных рубежей Советского Союза.

— На Сахалине я прослужил шесть лет, на Дальнем Востоке — почти двадцать. Аэродром — это самое холодное место. В Хабаровске снега мало, ветра сильные, морозы крепкие. Мы были экипированы очень хорошо — меховые ползунки, куртки, унты, но по аэродрому ходишь, и через полчаса ощущение такое, будто одет в тонкую рубашечку. Чего не скажешь о Сахалине. Там климат помягче, но снега бывают с переметами до 3,5 метров. Аэродром заносило иногда до полутора и больше метров. А к капонирам, где самолеты стоят, бывало и вовсе не подойдешь. Их приходилось откапывать. Полк нес боевое дежурство, и моя авиационно-техническая часть обеспечивала полеты. Дежурное звено — четыре самолета, которые могли в любую минуту подняться. Это происходило очень часто.

Одним из эпизодов боевого дежурства стало появление на радарах самолета без опознавательных знаков. Он летел с севера над морем вдоль территории Камчатки. На сигналы не откликался. В небо поднялся «СУ-15». Летчик подавал знаки «садись», качал крыльями — никакой реакции. Когда «Боинг» начал приближаться к южной границе Сахалина, то был сбит «МиГом» соседней воинской части. Как говорит Борис Степанович, его «положили» в море. Вокруг инцидента до сих пор много загадок и тайн. Места крушения якобы пассажирского южнокорейского «Боинга» и останков тел, даже личных вещей так и не было найдено. Мировая общественность сначала подняла много шума, но подозрительно быстро стихла. Советские военные и Борис Степанович убеждены: борт был напичкан секретной разведывательной аппаратурой и появился в небе над Союзом, чтобы выяснить местоположение войск.

Сын Виталий решил пойти по стопам отца.

— Ты — военный, и я буду военным, — заявил он.

Отец не противился: Виталий вырос в военных городках, и даже маленьким мальчишкой во время праздничных построений в части каждый раз вставал в строй вместе с солдатами. Виталий Шляпин поступил в училище, которое когда-то окончил его отец. Во время развала Советского Союза и последовавшего сокращения Вооруженных Сил он в звании капитана оставил родную часть под Комсомольском-на-Амуре.

В 90-е после увольнения из Вооруженных Сил к Борису Степановичу переехал и сын Виталий. Он пошел служить в отдел МВД. Во время второй чеченской кампании в составе объединенного отряда милиции он обеспечивал порядок и защищал мирных граждан от боевиков. Виталий стал майором и вышел на пенсию в начале 2000-х.

Теперь и его сын Саша — военный офицер. Борис Степанович вспоминает:

— Когда внук сообщил, что хочет стать военным, я ему сказал: «Эта служба почетная, но трудная. Раз надел погоны, взялся за гуж — не говори, что не дюж!».

Внук Александр Шляпин служит в танковой части на границе Воронежской и Ростовской областей и признался дедушке, что ни капли не жалеет о выборе профессии. Борис Степанович по-армейски немногословен и сдержан. Он сам признался, что военного офицера всегда видно издалека по выправке и даже манере разговора.

Борис Шляпин — активный член Совета ветеранов Вооруженных Сил Кавказского района, часто встречается с молодежью, рассказывает о своей службе, верности и любви к Родине. Вместе с ним всегда рядом его супруга Людмила Федоровна, с которой они готовятся отметить бриллиантовую свадьбу — 60 лет совместной жизни. Главное богатство — двое детей, двое внуков и двое правнуков. В кабинете висят их фотографии, и порой Борис Степанович вместе с женой садится на диван перед этой стеной и любуется своими потомками, гордится и вспоминает встречи, и, наверное, представляет, какими они станут.

Юлия Шигина.

Фото из архива семьи Шляпиных.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!