Депо... и вся жизнь

Депо... и  вся жизнь

Мы - железнодорожники

Сам Леонид Брежнев пожал руку машинисту локомотивного депо Кавказская Валентину Ралько за мягкое управление поездом

Кочегар

Было это в далеком 1949 году, когда в поисках работы Валентин Ралько постучался в дверь отдела кадров Кавказского паровозного депо. Цыганистого вида молодой крепыш едва ли не с порога сказал кадровику, что очень хочет стать машинистом. А пока согласен поработать и кочегаром, которых набирали в депо по объявлению.

В коллективе паровозного депо нового работника встретили радушно. Его новым друзьям понравились решимость новичка и его готовность пройти нелегкий путь, прежде чем стать настоящим паровозником. Они и в дальнейшем всегда от души поздравляя Ралько с очередным трудовым успехом, желали ему новых достижений на пути к заветной мечте.

Между тем, судьба не баловала новичка-кочегара. Едва успел Валентин Ралько освоиться в коллективе, как был призван на службу — отправили на Дальний Восток. Следом за ним уехала и молодая жена Валентина. Ее не устраивала ни жизнь на съемной квартире, ни перспектива ожидания мужа, которому предстояло пять лет служить срочную. Там семья не осталась: у молодых родилась в Приморье дочь Юлия. Однако по совету врачей после службы Ралько вернулись в Кропоткин.

Слесарь

В середине 50-х в депо кочегаров оказался в избытке и Валентину Ралько предложили должность слесаря по ремонту паровозов. Он согласился. Снова съемная квартира с удобствами на улице, недовольство квартирной хозяйки шалостями подрастающей дочери. С работы глава семьи возвращался далеко за полночь. Согласно приказу наркома Лазаря Кагановича, строго соблюдался жесткий график выпуска паровозов из депо. В заготовительном цехе бригадиры и слесари задерживались до двух-трех ночи. А утром снова бежали на работу по первому гудку. Хорошо, что не нужно было отлучаться по бытовым делам. В магазинчик, находившийся в депо, шутливо прозванным брехаловкой, к обеденному перерыву привозили хлеб. Здесь паровозные бригады по маршрутному листу вне очереди получали в поездку 150 граммов полукопченой колбасы, сахар к чаю, — все, чтобы было дефицитом. Хлеб отпускали всем работникам депо.

«Мы жили мы на улице Гоголя, не очень далеко от депо, и я к 11 часам дня выходила за калитку, с нетерпением ожидала отца с буханкой еще горячего ржаного хлеба», — вспоминает годы далекого детства его дочь Юлия Ралько.

Машинист

Заглянем немного вперед. Валентин Ралько стал помощником машиниста после окончания Тихорецкой школы машинистов. В свидетельстве об окончании из восьми оценок по предметам лишь одна четверка, остальные пятерки. Стал водить пассажирские поезда на плечах «Кавказская-Тихорецкая», «Кавказская-Минеральные Воды», «Кавказская-Иловайск», «Кавказская-Белореченская».

«Валентин Ралько был классным машинистом по целому ряду позиций. Недолго задержался в помощниках. В 1968 году он был уже машинистом 1-го класса. Был включен в группу машинистов, которым доверяли водить литерные пассажирские поезда с членами правительства. Молодые помощники считали за честь оказаться в группе обкатки с таким машинистом и впоследствии они уверенно сдавали на права машинистов. Образно говоря, Валентин Ралько был моей правой рукой в колонне», — вспоминает это время Юрий Бондаренко, будучи тогда самым молодым машинистом-инструктором в депо.

Наставник

Между тем это был самый напряженный период в жизни коллектива цеха эксплуатации и время большой нагрузки на машинистов, которые трудились с высокой отдачей. В 1964-1985 годах депо обкатывали и осваивали первые пассажирские электровозы ЧС-4. Локомотивные бригады были переведены на безвызовную систему работы по именным графикам. Впоследствии пассажирский парк электровозов ВЛ-60 был заменен на электровозы ЧС-4т, которые интенсивно осваивали локомотивные бригады. Машинист Валентин Ралько за короткое время изучил конструкционные особенности новых серий пассажирских электровозов, успешно водил эти локомотивы. Как профессионал, он был самым опытным наставником машинистов комсомольско-молодежной колонны, слава о которой гремела на Кавказском отделении дороги.

Он помогает молодым машинистам безбоязненно осваивать новые серии электровозов на различных профилях пути. Особенно было сложно на горных участках Белореченского и Минераловодского направлений. На технических занятиях они буквально впитывают наставления старшего товарища. Ведь за каждым рассказом Валентина Ралько — личный опыт выхода из внештатных ситуаций. О его профессиональных и мужественных действиях свидетельствуют записи в трудовой книжке- благодарность за образцовое выполнение служебного долга. За этим и другими примерами ответственного отношения Валентина Ралько стоят годы напряженной учебы.

«Жили в однокомнатной квартире. Муж, чтобы не мешать нам спать, закрывал лампочку газетой, писал очередную курсовую, что-то чертил. Он сам пришел к мысли, что необходимы знания, чтобы умело водить поезда. Окончил вечернюю школу, затем Тихорецкий железнодорожный техникум. С отличными оценками возвращался после учебы в школе машинистов», — вспоминала его жена Валентина Васильевна.

Она, кстати, работала нарядчиком в этом же Кавказском локомотивном депо, также не раз отмечалась благодарностями за добросовестный труд.

Спецрейс

В трудовой книжке машиниста Валентина Ралько целых три вкладыша — все они заполнены благодарностями за его верность к профессии, за мастерство вождения пассажирских поездов. А благодарность «за выполнение ответственного задания» появилась в его трудовой книжке после выполнения спецрейса, когда он вел пассажирский состав, в котором ехал глава государства Леонид Брежнев. По словам очевидцев, генеральный секретарь ЦК партии подошел к машинисту Ралько, и пожал ему руку в знак благодарности за вождение: «Так мягко еще никто не вел поезд!».

Был в работе Валентина Ралько случай, когда он вовремя заметил посторонние предметы на рельсах. И только благодаря умелым действиям опытного машиниста и грамотному применению в этой ситуации экстренного торможения крушение пассажирского поезда было предотвращено. В июне 1987 года Валентин Ралько был награжден знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 километров». А годом ранее он был удостоен медали и звания «Ветеран труда».

К сожалению, уже нет среди нас замечательного труженика, ветерана труда, машиниста 1-го класса Валентина Ралько, воспитавшего замечательную плеяду машинистов-профессионалов, представляющих сегодняшнее поколение локомотивщиков. Ушла из жизни и Валентина Васильевна. Оба всей накрепко были связаны с железной дорогой, родным депо. Но осталась людская память об этом труженике стальных магистралей и его доброй хозяйки, тоже железнодорожницы.

Николай Бастрыкин.

*** *** ***

Фото из семейного архива Ралько: машинист Валентин Ралько с помощником-передовая локомотивная бригада комсомольско- молодежной колонны 70-х годов.

P.S. Автор благодарит дочь машиниста Юлию Ралько за предоставление семейного архива при подготовке материала.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!