90-летняя горожанка пишет стихи о Родине и молится за здоровье близких

90-летняя горожанка пишет стихи о Родине и молится за здоровье близких

Когда мы приехали в гости к труженице тыла Кларе Михайловне Пановой, в первую очередь мне бросились в глаза подписанные и аккуратно сложенные в стопочку на подоконнике тетради. Я сразу же поинтересовалась: что это? Клара Михайловна ответила:

Это я пишу стихи, басни. Прочитать Вам мое любимое?

Лучшее авторское стихотворение пожилой женщины — «Родина», стихосложение об уголке России, где она родилась. Клара Михайловна, человек с удивительной памятью, она в деталях рассказывала мне о своем детстве. Прошло оно в селе Ключики, это 250 километров от Челябинска. Как сейчас помнит, что в этом селе было 650 дворов.

На красном полотне белой глиной

В 41-м году Клара Михайловна работала на ферме, ей было 11 лет. Дети, женщины и старики трудились тяжело, ответственно. Пожилые люди, а им было лет по 70, отбивали «литовки» (косы). Женщины доили коров (у них было больше сил), а дети собирали «глызы» (коровьи лепешки). В деревенские сани с большим плетеным коробом кидали «глызы», но перед этим дети их очищали, потому что за ночь органика замерзала. Потом юные колхозники вывозили навоз на поле — это было лучшим удобрением, пшеница росла буйно.

В то время на три-четыре колхоза было по одному трактору и комбайну. Комбайнером была женщина, трактористом — женщина, покосом занимались тоже женщины. А Клара делала веревки: скручивала колоски пшеницы, подавала взрослым, которые вязали снопы. В марте 1944 года Кларе исполнилось 14 лет, и она уже, как взрослая, наравне со всеми косила в поле.

Снопы мы клали на повозки, запряженные быками и лошадьми, подвозили на край деревни. Впереди шел обоз — животные, тянувшие телеги, на которых лежали мешки с зерном. Впереди обоза обязательно несли лозунг: на красном полотне белой глиной было написано «Все для фронта. Все для победы!».

Корочки от хлеба

Тогда копали по 600-700 ведер картошки, ссыпали клубни в специальную яму. С этой картошкой люди и прожили всю войну, хлеба не было ни грамма. Весной, когда картошка кончалась, — голодали…


Лежишь и думаешь, хоть бы во сне увидеть маленький кусочек хлебушка. Сейчас, когда сын обрезает корочки от буханки, я их забираю себе в карман, и во время обеда в борщ крошу… Все вспоминаю голод моего детства, — дрожащим голосом и со слезами рассказывает мне Клара Михайловна.

Видение

Отца Клары звали Михаил Андреевич Дворянцев, он был сапожником, обшивал обувью весь колхоз. Мама, Антонина Семеновна, была глазной медсестрой. Родители были партийными людьми. Детей в семье было пятеро, Клара — самая старшая.

Родители: Михаил Андреевич и Антонина Семеновна Дворянцевы.

У мамы во время войны было видение. Моего отца, ему тогда уже было 53 года, по болезни комиссовали, он трудился в колхозе. Знакомый отца в военное время сторожил зерно и однажды говорит ему: «Михаил, ты приди ко мне ночью, я тебе килограмм пять зерна отсыплю, каши наварите, накормите детей и себя».

Мама тогда от голода уже пухнуть стала, но согласилась на это не сразу, так как была секретарем ячейки в Ключиках, — рассказывает семейную быль Клара Михайловна.

Но все же решились. Муж с женой ночью набрали зерна, взяв узелки на плечи, двинулись домой через лес. Вдруг взгляд мамы остановился на листочке, по которому муравьишко бежит, затем вокруг воссиял яркий свет. Она скинула свой узелочек, подняла вверх глаза, а там на небе Спаситель и от него во все стороны огненные листочки падают на землю. Через секунду все сомкнулось. Она и говорит отцу: «Я ворованный хлеб домой не понесу». Так и пришли они домой без зерна, а мы в это время спали. Отец разбудил меня и моего шестилетнего брата Витьку, мы взяли тележку, и пошли за зерном. Витьку он тогда через весь лес на тележке катил. Дошли мы до того самого места, где маме видение было, погрузили узелки в тележку, закидали их хворостом и привезли домой. А на утро я слышала разговор родителей. Мама очень боялась, ведь Сталин тогда издал указ: если пять колосков у тебя найдут, на пять лет сядешь в тюрьму.

И это не одно чудное видение, которое произошло с мамой в военные годы. Как-то поздно вечером она возвращалась с партийного собрания домой мимо церкви. Смотрит, а в церкви горит свет, подошла туда, чтобы посмотреть: а людей там нет, церковь закрыта на замок, но свечи горят, и раздается пение «Христос Воскресе»…

О себе — коротко

Кларе Пановой 21 год.

После войны Клара Михайловна работала на продуктовом складе там же в Челябинской области, в 22 года познакомилась с мужем. Они создали большую и крепкую семью, родили и воспитали четверых детей. В 1962 году переехали в Кропоткин. Сейчас ей 91 год, живет она с сыном, который за ней ухаживает, пишет стихи и всегда молится о близких, как ее мать.

—————————————————————————————

На одном из мероприятий губернатор Кубани Вениамин Кондратьев обратился к труженицам тыла:

Мы преклоняем головы перед подвигом наших женщин во время войны, знаменитых летчиц и медсестер. Всех, кто в тылу стойко переносил тяготы и лишения, трудился, растил детей. И тех, кто в послевоенное время отстраивал станицы и хутора, чтобы продолжалась история. Там где женщина, там всегда жизнь. Это мы усвоили с детства.

На Кубани благодаря региональным программам Министерства труда и социального развития Краснодарского края труженики тыла пользуются рядом льгот. К юбилейному Дню Победы 2020 года граждане льготной категории получили единовременную выплату в 50000 тысяч рублей. Ежемесячная региональная выплата составляет 736 рублей. Также труженики тыла имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов.

Алеся Зайцева.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!