Дни священных созерцаний

Дни священных созерцаний

В храмах Кавказского района тысячи прихожан собрались на рождественскую вечерню, вместе с христославами спели колядки, насладились ночной божественной литургией. За богослужением с благодарностью прослушали рождественские послания Святейшего Патриарха Кирилла
и епископа Тихорецкого
и Кореновского Стефана.
А 7 января вновь встали
на утреннюю праздничную литургию. Храмы
дышали благодатью
рождественской ночи.

В чем православный смысл и красота рождественских дней? На вопросы «ОК» ответил настоятель Покровского собора г.Кропоткина,
игумен Андрей (Мороз).

— Праздники Православной церкви — это дни священных созерцаний. Когда мы идем на природу, особенно желая отдохнуть от мирской суеты, предоставляем свое зрение, уготавливаем свой слух и даже дыхание для того, чтобы природная красота проникла
в нас. Мы смотрим ее, слышим ее и обоняем ее. Все вокруг захватывает с такой силой, что даже производит в нас внутренние перемены — это созерцание природы. В священных созерцаниях мы делаем тоже самое, только даем возможность Богу захватить нашу природу и Своею благодатию произвести в нас изменение греховных и эгоистических чувствований в мир священных образов, пониманий, ощущений и даже действий. Церковный праздник, проведенный правильно, дарует ощущение полноты бытия, так как человек через молитву, участие
в церковных таинствах, доброделание, через устремленность умом и сердцем к Богу входит в теснейшее единство со своим благостным Творцом и возобновляет свои богообразные и богоподобные черты. Что касается праздника Рождества Христова, то верой мы приходим в Вифлеем, в город, который погрузился в сон таких же людей, как мы. Верой и в песнопениях нашей Церкви видим пещерный загон для скота, даже чувствуем холод пустынной зимней ночи, видим дряхлого старца Иосифа, ставшего служителем превосходящего таинства конца времен своевольного человеческого изгнания от лица Божия. Видим юную мать Пречистую и Преблагословенную Марию, родившую в этой пещере и в эту ночь сокровище всей Вселенной — воплотившегося Бога, но ныне младенчествующего по причине восприятия всего человека от его эмбрионального периода до зрелого мужа. Бог, создавший человека по Своему образу, предуготовил этот день нашего посещения и Его принятием нашей плоти — прославляем дивный обмен: мы даем плоть — приемлем дух, отдаем смертное и испорченное — приемлем освящение и жизнь вечную. Глаза нашей веры устремлены на крохотного Иисуса — Он смиренный Спаситель мира от грехов, проклятия, смерти и власти диавольской, но сегодня он нуждается в заботе своей мамы Девы Марии, своего мнимого отца старца Иосифа и через то дает нам понять, что Бог не отказывается от нашей заботы, даже похваляет ее и дает нашей заботе о нем всечеловеческое измерение. Созерцаем ангелов, поющих мир в людях, созерцаем пастухов, взволнованных радостной новостью, созерцаем восточных мудрецов дары Младенцу приносящих, созерцаем многое… Наша вера смотрит чрез века, чрез культурные особенности, через толщу сомнения и даже болезненные приступы безверия, видит таинство славное — Бог стал человеком, чтобы мы стали ему братьями и сестрами, чтобы мы стали богами по Его милостивому дару.

...Можно я на этом прерву свой рассказ, чтобы предоставить каж­дому жителю нашего города самому видеть красоту Христова снисхождения через участие в богослужении этого праздника Света.

— Почему так важно православному человеку быть на службе
в день праздника?

— Я в таких случаях шучу, чтобы Бог не забыл, как мы выглядим. Конечно, Бог смотрит наши сердца постоянно, Создатель заботится о сохранении нашего бытия, ни на долю секунды не теряет нас из вида. Но таинства, освящающие и преображающие нас, совершаются только тогда, когда мы единым сердцем и едиными устами предстоим Богу в храме за богослужением. Дома можно говорить речи, философствовать, радоваться, но освящаемся мы в храме Божием посредством таинств, облаченных в богослужебные священнодействия.

— Что касается традиций, каким образом можно проводить рождественский и крещенский сочельник дома?

— Вы про пост? Постимся кто как может, но постимся. Пост не диета, пост — приготовление к принятию благодати грядущего торжества. Я бы посоветовал устам — ­­­поститься молчанием, разуму — поститься бегством от пошлости, рукам — поститься щедростью милостивых трудов, ногам — поститься путями, ведущими к престарелым, больным и одиноким. Кастрюли наши пусть постятся тем, что мы отдадим часть содержимого незнакомому нуждающемуся. Телевизор пусть постится недоумением, что про него как-то забыли. Наши малыши пусть постятся ушами, слушая повествования о рождении Спасителя. Пусть постятся все, как могут. Приготовим место в наших мыслях, душе, сердце и даже желудке благодати Всеосвящающего Духа, который желает нас наполнить.

— В представлении русских классиков — сочельник связан
с нечистой силой, гаданиями. Это все всерьез?

— Не все, кто живет под солнцем, умны, некоторые из нас, современников, суеверны. Есть древнее доб­рое предостережение — с кем поведешься, от того и наберешься. Глупый к глупому льнет и всякими глупостями заниматься намеревается. Думаю, что среди наших горожан найдется мало людей, которые захотят осквернить торжество Праздника такими скверными и богопротивными занятиями.

— Действительно ли в сочельник мир невидимый прорывается в мир видимый?

— Каждый верующий знает, что они не прорываются, они постоянно господствуют в воздухе. И неделю назад, и три дня до сочельника, и в сам сочельник. Такова духовная реальность. Их задача погубить наши души и они не успокоятся пока этого не добьются. Наша задача веровать во Иисуса Христа, ходить Его святыми путями, исполнять Его слово жизни открытое нам, стремиться и делать правду Божию, и враги невидимы, да и видимые тоже отступят от нас, будут бежать от нас, как в известной поговорке про ладан. Надо нам понимать, что страшнее злых духов бывает только человек с безбожным сердцем, изощренным в грехах умом, исполненного нечестивыми и омерзительными страстями сердцем. Дай Бог каждому из нас избежать дружбы и с первыми, и другими.

Чем должен заниматься хрис­тианин в Святки?

— Святить! Святить везде Рождество Христово! Сделать эти дни днями собственной святой жизни, днями радости для живущих рядом с нами, днями торжествующего духа, любви, милосердия, терпения и утешения.

Марина Смирнова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!