Мечта наша гордая, наша мечта…

Мечта наша гордая, наша мечта…

К 100-летию ВЛКСМ

Воспоминания о комсомольской юности объединяют миллионы людей, ведь комсомол для нас — это верная дружба и любовь, студенчество и надежды новых дорог, это общие цели и мечты, молодежные собрания, песни Александры Пахмутовой под гитару, танцплощадка и рейды по ночному городу… В этом году, 29 октября, мы отмечаем 100-летие комсомола, вековой юбилей яркой, романтичной эпохи, которая воспитала поколения созидателей и идеалистов. К этому юбилею сосредоточено большое внимание в мире. Бывшие комсомольские лидеры — ныне лидеры государств и руководители министерства иностранных дел, взяли на себя основное направление работы по подготовке 100-летия комсомола. В Кропоткин по поручению Международного организационного комитета по подготовке к празднованию 100-летия комсомола из Москвы приехал первый секретарь горкома комсомола 60-х годов в Кропоткине Виталий Григорьевич Сыроватко. Легендарный Виталий Сыроватко дал интервью «Огням Кубани».
Сыроватко Виталий Григорьевич [caption id="attachment_16596" align="alignnone" width="196"]
Виталий Сыроватко, первый секретарь Кропоткинского горкома комсомола, 1959 г.[/caption] Родился 28 апреля 1940 года в г. Кременчуге; окончил Армавирский машиностроительный техникум в 1958 году, Кубанский сельскохозяйственный институт — в 1967 году, заочную ВПШ при ЦК КПСС — в 1977 году, аспирантуру АОН при ЦК КПСС — в 1981 году, доктор наук, профессор, Действительный член инженерных (Российской и Международной) академий. Работал фрезеровщиком на Армавирском заводе испытательных машин, мастером цеха; был первым секретарем Армавирского горкома ВЛКСМ, секретарем и первым секретарем Краснодарского крайкома ВЛКСМ, избирался членом ЦК ВЛКСМ. С 1973 года — первый секретарь Кавказского райкома КПСС, с 1975 года — заведующий отделом оргпартработы Краснодарского крайкома КПСС; с 1981 года — инструктор отдела сельского хозяйства и пищевой промышленности ЦК КПСС; в 1988 году был избран секретарем Брянского обкома КПСС, в 1989 году — председателем исполкома Брянского областного Совета народных депутатов; удостоен более 20 государственных наград. Народный депутат, секретарь Президиума Верховного Совета РФ (1990-1993), был председателем Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям, заместителем председателя Совета Национальностей; входил во фракцию «Коммунисты России».
— Я был избран первым секретарем горкома комсомола в Кропоткине в октябре 1959 года в 19 лет. Я еще даже не был коммунистом, только кандидатом в члены партии. По уставу первыми секретарями райкомов ВЛКСМ избирались только коммунисты, в моем случае сделали исключение. Когда я прибыл в Кропоткин, то первую встречу провел с железнодорожниками в локомотивном депо, а вторую — в газете «Огни Кубани». Заместитель главного редактора, комсомольский организатор в газете Герман Ключеров пригласил меня в редакцию, познакомил со своими ребятами и девчатами. Это была плодотворная встреча, и после мы долго работали сообща. 7 октября у нас состоялась отчетно-выборная конференция, а 29 октября вышел тематический номер «Огней Кубани», посвященный Дню рождения комсомола. Мы подняли всю историю комсомола. Эта газета понравилась всем. Даже первый секретарь горкома партии Кропоткина Николай Кириллович Сухомлин 7 ноября прямо перед началом демонстрации собрал всю редколлегию и поблагодарил за работу над спецвыпуском.
— Виталий Григорьевич, какое место в Вашей биографии занимает комсомол?
— С высоты сегодняшнего дня очевидно, что эта организация сыграла в истории нашей страны и в судьбах людей выдающуюся роль. Она сформировала простых ребят в лидеров трудовых коллективов, общественных организаций, государственных деятелей. Обеспечила массовое участие молодежи во всех государственных проектах — строительстве городов, промышленных гигантов, БАМа, освоения Сибири, целины и космоса. Помните, известное выражение «раньше думай о Родине, а потом о себе»? Так и было в жизни миллионов комсомольцев, с таким чувством жил и я. Мы работали, любили свою страну и гордились ею, как и весь народ.
— Ваша биография наполнена интересными событиями, встречами с известными личностями. Вам часто приходится общаться с журналистами и рассказывать о советском времени?
— Науку не отказывать в интервью журналистам мне когда-то преподал герой Сталинграда, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Он говорил, что мост между лидерами и рядовыми людьми строит пресса. Генерал никогда не уходил от разговора ни в местных ни в центральных, ни, тем более, в зарубежных печатных органах. Журналисты знали об эпизодах войны из первых уст. И я, по его заветам, куда бы ни приезжал, всегда начинаю с газеты, радио, телевидения.
— С кем из комсомольских работников Кропоткина и Кавказского района 60-х годов Вам приходилось сотрудничать особо деятельно? Вы помните их имена?
— Ведущими секретарями комсомольских организаций были: Петр Ендовицкий из локомотивного депо, Иван Шрамко из вагонного депо. Из сельских секретарей Иван Налетов — лидер молодежи колхоза «За мир», Таня Черепова — секретарь комсомольской организации молокозавода, Сталина Бердиченко — из колхоза имени Калинина, Александр Шевченко — из колхоза имени Кирова. Нина Адоньева возглавляла комитет комсомола свеклосовхоза «Кавказ», Ардавас Мангасарян — мехзавод, Виктор Бударин — СМУ-44. Это ребята — «глыбы».. Они были постарше меня по возрасту и опора на них была ощутимая. [caption id="attachment_16599" align="alignnone" width="241"] Секретари Кропоткинского горкома ВЛКСМ, 1961 г.[/caption] [caption id="attachment_16597" align="alignnone" width="206"] Людмила Гетман - зам. секретаря комитета ВЛКСМ локомотивного депо, 1959 г.[/caption] Велика помощь моего предшественника Виктора Щербатенко, который позже стал директором типографии. Он — любимец молодежи города, признанный авторитет, был моим неформальным наставником. Поддерживала меня в деле второй секретарь горкома комсомола Ирина Вахонина. Мы с активом Кропоткина сдружились и сразу включились в бурную деятельность.
— С чего Вы начали?
— С создания комсомольско-молодежных трудовых коллективов, поскольку все проекты определяются сопричастностью с делом. Коллективная работа всегда стимулирует на творчество на порыв и поиск нового. Это и комсомольские молодежные коллективы, и ударные комсомольские стройки. Вот почему уже к 29 октября в локомотивном депо мы сформировали и утвердили приказом начальника депо комсомольско-молодежную колонну. Возглавлял ее Иван Рясненко. По своим человеческим качествам — это комсомольский работник, а по административным способностям — железный командир. Из этого начинания по сети железных дорог были созданы не только комсомольско-молодежные колонны паровозов, тепловозов, но и целые рабочие смены предприятий, узлов и отделений. Комсомол объявил шефство над важнейшими сферами обслуживания и потребкооперацией, строительными объектами. Мы смело вошли в это движение. И я по сей день считаю, что самый главный подход к работе с молодежью — находить взаимоотношения в труде. Мы решили привлечь внимание к комсомолу, навести порядок на танцплощадках там, где собирались молодые. Устраивали дежурство комсомольских оперативных отрядов. Но самое интересное: я договорился с руководством милиции, прокуратуры, суда, горкома партии и КГБ, чтобы нас «не прижимали», потому что молодежи свойственны различные методы влияния. И если кому-то мы и по бокам давали, то это воспринималось без возмущений. Тех, кто особо на танцплощадках хулиганил, комсомольцы вывозили под хутор Лосево, высаживали из машины, а оттуда они ночью возвращались пешком, обувь без шнурков, брюки без ремней… Это получило резонанс и одобрение со стороны общественности. Пожаловался начальник отделения дороги Иван Иванович Киреев, что на станции Кавказской участились случаи хищение государственных грузов из вагонов, платформ и с грузовых площадок. Комсомольцы провели ночные рейды. Были подключены правоохранительные органы. Поднялись все комсомольские организации Кавказского узла. Группы по пять-семь человек разошлись по путевым зонам. Утром Сухомлин нас собрал и сообщил, что за мелкое хищение и хулиганство осудили 212 человек. И это за одну рейдовую ночь, в которой участвовало 1500 человек! Эти акции сразу позволили комсомолу в городе завоевать деловой авторитет.
— А как ребята-комсомольцы реагировали на участие в таких акциях?
— С энтузиазмом, отмазок не было.
— А были, на Ваш взгляд, упущения и ошибки руководства в работе с молодежью?
— Моя самая большая стратегическая ошибка в том, что мы плохо работали с девушками, которые вышли замуж. Они попадали в чужие семьи, и родители ребят подавляли в них комсомольскую активность. В кинотеатре «Мир» мы проводили вечер космоса. Директор Виктор Петрович Дудник снял с демонстрации два последних киносеанса. Комсомольцы вынесли кресла из зрительного зала и освободили место для танцев. Но Дудник поставил условие: к 11 утра следующего дня чтобы кресла вновь закрепили. И мы это сделали. После громкого мероприятия о комсомоле города стали говорить в полный голос, с интересом. …Еще Гагарин не летал в космос, а мы уже провели в Кропоткине День космонавтики. Мы знали — космос будет наш!
— Нужна ли сегодня нашему обществу идеология?
— Вы же сами знаете ответ на этот вопрос. Сравните, сейчас церковь получила определенную поддержку государства. Строим храмы, существует даже московская программа — возведены сотни православных храмов. А Вы знаете, что в храмах некому работать? Кадры духовные сформировать — это не токаря или слесаря обучить. Священник должен воспитываться в христианстве с детства. Из своей практики общения я знаю, что сейчас священники — нередко это неудачливые спортсмены, журналисты, военные. Поэтому церковь пока не восполнит нравственную идеологию общества именно по этим причинам. …Моральный кодекс строителя коммунизма частично взят из Библии. Вы это помните? Столетие комсомола готовят ветераны движения. Плохо, что с нами мало молодых ребят, мы должны их сплотить. В оргкомитете края мы будем обсуждать именно эту тему. Идеология — это многогранное понятие. Наши современные лидеры говорят, что детские и молодежные объединения — и комсомол, и пионерия, сегодня нужны. Как это сделать? Реставрировать то, что было? Не получится. Мы потеряли эту ценность, когда была логичной скрепка «семья-школа-комсомол». Теперь нет такой связи. …Но как только 19 мая, на Красной площади повязывают пионерские галстуки — перед телевизором все плачут. А кудаты денешься? Это наше прекрасное прошлое. Разрушить десятилетиями наработанный опыт просто, создать новое гораздо сложнее.
— Как бы Вы подошли к проблеме наркомании в молодежной среде? И было ли это явление в годы социализма столь распространено, как сегодня?
— Совершенно спокойно могут сказать, что в наши годы этого не было. Выпивать выпивали, но наркомании не было. Проявлялось это только в элитных и преступных кругах, и то в областных и краевых центрах, в отдаленных регионах, крупных промцентрах и в Москве. Это трагедия. Государство принимает административные меры в борьбе с наркоманией, вплоть до того, что мы обостряем отношения с Афганистаном, латиноамериканскими и другими странами, откуда различными путями поставляются наркотические вещества. Это неоднозначный, сложный вопрос. Сегодня высвечивается столько наркозависимых «звезд» шоу-бизнеса, спорта! И это так называемые «ориентиры» для нашей молодежи? …Проблему нужно решать безотлагательно на государственном уровне.
— Виталий Григорьевич, а Вам доводилось встречаться с диссидентами? Как Вы строили взаимоотношения?
— Диссидентов порождали мы сами, особенно среди творческой молодежи. Некогда было разбираться, некогда индивидуально работать с людьми, у которых талант, недюжинные способности. Эти люди где-то переоценивали себя и испытывали недооценку со стороны власти. Хотите, я назову сколько у нас диссидентов?
— …?
— В каждой семье, на каждой кухне. К примеру, на 1 сентября подросток не хочет идти в школу, потому что в канун прошлого учебного года в классе возник конфликт с одноклассниками. Он не желает принимать сложившиеся правила, протестует. А все потому, что мы вовремя не урегулировали отношения школьников, отмахнулись от скандальной ситуации. В 60-х унизили молодого Роберта Рождественского, кто-то из верхних эшелонов власти публично отозвался о нем: «Этот заикающийся поэт». Возникло отторжение. То же произошло и с художником Ильей Глазуновым, которого не захотели понять, а потом с такими усилиями его возвращали из эмиграции в родные пенаты. Диссидентство — это явление, нередко возникшее от нашего невнимания к личности. Когда я был на краевой работе, мне в редакции газеты «Комсомолец Кубани» приходилось собирать таких ребят. Один наш товарищ, учитель, работник крайкома комсомола Анатолий Мартовой предложил в Краснодаре создать клуб тех, кто под другим углом смотрит на современное творчество. И они собрались. Споры были такие жаркие, что перья летели. Творческие личности находили выход своим эмоциям. Человек должен излить свои мысли, в этом и есть психологический конек. И если растущий талант поддержали хоть на йоту, человек считает, что он победил «заскорузлую систему», а мы считаем, что победа за нами. Общий результат — творчество замечательного человека.
— Как Вы относитесь к произведениям современных писателей?
— Форма изложения — это их литературная методика, творческая индивидуальность. А суть и глубина материала — это основа. Быков, Варламов, Прилепин — все они патриоты России. Мы с Вами, к счастью, имеем сопричастность с творчеством Константина Симонова. Так вот великий писатель, почетный гражданинГулькевичи, когда работал с молодыми поэтами и писателями в «Литературной газете», каждого хвалил до безумия. Пока тот или иной раскрывался и сам говорил: «Я же знаю, что у меня есть недостатки». Какие? И молодое дарование их излагал. В этом и была соль методики воспитания писателя. Вот в Кореновске замечательный поэт — Николай Зиновьев. Это сейчас он поэтическая звезда, администрацией края издан его сборник. А ведь начиналось все «на нерве», на отторжении. …Беречь и сохранять нужно то, что мы имеем, что создали. И комсомол в том числе — это великое достижение нашей эпохи. Продолжать дело комсомольских поколений, развивать их традиции — мое пожелание молодым прекрасного XXI века! Комсомольцы 60-х в воспитательных целях вывозили хулиганов с танцплощадок под хутор Лосево, откуда те возвращались пешком…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!