Слово о «Максиме»

Слово о «Максиме»

image013vtoroyimage005tretiyimage009chetvertiyimage011piyatiyimage019shestoiimage003sedmoyВнук первого директора совхоза имени М.Горького Федора Долгополова делится воспоминаниями о дорогих ему людях

Каждый год перед Пасхой я приезжаю на старое кладбище поселка им.Максима Горького Кавказского района. Здесь покоятся мои родные, друзья и просто люди, которые всегда в моей памяти. Мой дед Федор Федорович Долгополов — первый директор совхоза. Недалеко от него похоронен Николай Петрович Друшляков. Прежде он работал управляющим отделения в совхозе Кубань и был назначен на должность директора после того, как Федор Федорович ушел на заслуженный отдых. Чуть дальше — могила Ивана Павловича Арепьева, который работал главным агрономом и после скоропостижной кончины Друшлякова стал руководителем хозяйства.

Достижения совхоза

Как известно, совхоз возник на прос­торах казачьих лагерей на реке Челбас 3 сентября 1931 года. За короткое время в хозяйстве были получены рекордные показатели в свиноводстве, и в 1938 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке хозяйству был присвоен диплом первой степени и премия — легковой автомобиль М-1 («эмка»), а также денежная премия в размере 10 тысяч рублей. Огромная заслуга в этом достижении принадлежит ветеринарному врачу Якову Комарову, который любил свое дело.

Военная страда

Вероломное нападение фашистских полчищ на Советскую Родину вызвало у жителей Кубани, как и у всех советских людей, ненависть к агрессору, готовность вступить в смертельную схватку с ним. Партийные организации края только с июня по сентябрь 1941 года направили в Красную Армию страны 26 тысяч коммунистов. За это время ушло на фронт 48 тысяч комсомольцев. С первого дня войны Кубань активно приступила к перестройке народного хозяйства на военный лад. Это давалось нелегко. Численность трудоспособного населения сокращалась из-за ухода мужчин на фронт. Война уже бушевала на значительной территории страны, когда Кубань готовилась к уборке урожая 1941 года. В страде приняло участие все трудоспособное население, в поле вышли служащие и домохозяйки. Уборка и обмолот хлеба проводились круглосуточно. Днем и ночью шла отправка зерна на элеваторы. 30 июля край в основном закончил уборку колосовых. Организованно развернулись работы по подготовке сева в 1942 году. Несмотря на сложные условия прифронтовой обстановки, кубанцы вырастили отменный урожай.

Уберегли хлеб

К концу 1941 года немцы взяли Ростов-на-Дону, и над Кубанью нависла угроза оккупации. Но в начале 1942 года гитлеровцы были выбиты из Ростова и отброшены на запад. Хозяйства края всю первую половину 1942 года имели возможность продолжать обеспечивать фронт сельхозпродукцией. Однако летнее наступление немцев, вторично взявших Ростов, создало чрезвычайно тяжелую ситуацию.

Фашисты вырвались на просторы Кубани. В подавляющем большинстве районов края сельскохозяйственные работы продолжались и были прекращены лишь за один-два дня до захвата района гитлеровцами. Одновременно с уборочными работами осуществлялась эвакуация техники, скота и ценного оборудования.

Большую часть урожая в совхозе им. М.Горького удалось вывезти на элеватор, но немало оставалось еще на току. Тогда Федор Федорович Долгополов, собрав жителей совхоза, дал указание забрать зерно домой и спрятать по подвалам и погребам, а остальное сжечь. Рано утром он пришел на ток и не увидел ни одного зернышка. После этого он с кучером Чернышовым на тачанке уехал из совхоза. Спустя два часа в совхоз вошли немцы.

Оккупация и разруха

Шесть месяцев длилась оккупация Кубани. Отступая под ударами Красной Армии, фашисты не оставили ни одного района, где бы не были разрушены промышленные предприятия, МТС, колхозы, совхозы. Они истребили или вывезли в Германию практически все поголовье скота и птицы, разбили все тракторы и комбайны. После изгнания гитлеровских захватчиков с Кубани необходимо было возродить народное хозяйство и в кратчайший срок поставить его на службу фронту.

Не все вернулись с войны. 189 сельчан пали смертью храбрых. В память о погибших земляках на старом кладбище установлены памятник советскому солдату и стела.

Шофер

Как директор, Федор Федорович Долгополов имел служебный автомобиль, которым управлял Дмитрий Бунь (дядя Митя). До войны работал на «эмке», а после войны — на «Победе», а затем на «Волге». Это был человек бывалый — прошел войну. Его жена Елена работала кассиром в совхозе. Вспоминается такой случай: после войны на Кубани из всех щелей вылезла всякая нечисть, в том числе и бандиты. Вот на таких бандитов и нарвались супруги Бунь, получившие в банке Кропоткина деньги для выдачи зарплаты работникам совхоза, когда возвращались домой. Была осень, стемнело быстро. Проехали станицу Кавказскую, подъезжали к переезду станции Гетмановской. И тут супруги заметили троих мужчин. Один из них лег поперек дороги за железнодорожным полотном, а двое встали по обочинам. Переезд в то время не охранялся, освещался одной лампочкой. Кругом была только степь. Дмитрий принял решение не останавливаться и дал полный газ. «Победа» «подпрыгнула» на переезде и пролетела над лежавшим на земле бандитом. Дмитрий Бунь выжал из машины все, избежав засады. Федор Федорович сообщил об этом в органы милиции в город Кропоткин и станицу Кавказскую. У Дмитрия Буня был брат Федор, тоже шофер — работал на автомашине «ГАЗ-51». С его сыном Федей мы дружили. Впоследствии он окончил сельхозинститут, стал агрономом.

Футбольная команда

По соседству с дедом жили Василий Васильевич Бобров и его жена Прасковья Ефимовна. Василий Васильевич заведовал складом и был человеком разносторонних интересов. В ту пору, как я помню, он был заядлым охотником и рыбаком, но больше всего любил футбол. Он организовал футбольную команду из молодых ребят, отслуживших в армии и работавших на разных участках в совхозе. Именно по его инициативе в поселке был построен стадион. Василий Васильевич грамотно судил большинство матчей, хотя и не имел категории. Постоянные тренировки после работы принесли результат — команда начала участвовать в районных, а затем и краевых состязаниях. Название команды — «Урожай». Вспоминаю в то время молодых игроков команды: Павла Вострина, Виктора Безуглова, Александра Ванацкого. Вратарем был Николай Ильич Гримов — игрок кропоткинского «Локомотива». Он женился на моей тете, проживавшей в совхозе, стал работать шофером и играть в футбол.

Команда, возглавляемая В.В.Бобровым, достигла больших высот — выиграла Кубок края. Вратарь команды Гримов неоднократно спасал команду от неминуемого гола. Когда заканчивалась игра, на всех трибунах болельщики кричали: «Кубок — вратарю!». Однажды во время игры в краевом центре Николай брал очередной мяч с ноги другого футболиста, тот ударил его бутсой по голове. Игра была остановлена. Легендарного вратаря унесли на носилках… Этот случай дал о себе знать — опухоль стала разрастаться. Николай Ильич Гримов скончался в 1965 году после тяжелой болезни.

Труженики

Главным инженером в совхозе был Павел Васильевич Сухинин. Даже в тяжелое послевоенное время он обеспечивал повышение уровня механизации в хозяйстве. Благодаря правильной эксплуатации и техническому обслуживанию машинно-тракторного и автомобильного парка увеличились энергонасыщенность и рабочая скорость тракторов, производительность плугов, зерновых сеялок и комбайнов, в результате чего повысилось качество полевых работ, а также было достигнуто значительное сокращение сроков проведения сева, обработки посевов, уборки.

Тепло вспоминаю Ивана Ивановича Сопливенко. Участник войны, неутомимый труженик — он возглавлял полеводческую бригаду, которая выращивала овощи для рабочих совхоза.

Рядом с домом деда был дом коневода Андрея Григорьевича Гончарова. Он был большой знаток лошадей и заведовал конюшней. Надо сказать, что до середины 60-х годов агрономы, зоотехники, управляющие отделениями и бригадиры ездили на бедарках, запряженных одной лошадью, а Федор Федорович — на тачанке, запряженной двумя лошадьми, возил его сам Андрей Григорьевич.

Чуть дальше жили Григорий Михайлович Ванацкий, его жена Анастасия Михайловна и три сына: Саша, Анатолий и Женя. Когда началась война, Григорий Михайлович ушел на фронт, а Анастасия Михайловна с детьми осталась в оккупации. Спустя годы она рассказывала, что ей пришлось пережить. Немцы вели себя нагло. Врывались в дом и требовали продукты — в основном «яйки». Однажды немец демонтировал камеру из пробитого колеса мотоцикла и, заклеив дырку, повесил ее на куст сирени, чтобы клей высох. Камера была изготовлена из качественной резины. Саша дождался, когда немец отлучился и незаметно украл ее. Немец был в ярости. Но еще больше все перепугались, когда у пацанов в округе появились рогатки с резиной красного цвета…

К счастью, все обошлось. Женя был младшим сыном. После окончания средней школы; он поступил в военное училище, стал офицером, служил в Германии, Польше.

Мы с ним дружили. Последний раз мы встретились в 1968 году в совхозе, когда он и я приехали в отпуск. В настоящее время он проживает в Подмосковье. А Саша, то есть Александр Григорьевич, до конца своей жизни прожил в совхозе, трудился электриком. Его жена Юлия Иосифовна работала учителем средней школы в совхозе.

В 50-е годы прошлого века за рекорды в свиноводстве четверо работников совхоза были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Это Татьяна Донская-Шмурыгина, Анна Олиференко, Валентина Рухляда-Матвиенко и Ефросинья Лысенко, а Анатолий Булычев получил Звезду Героя за высокие показатели в растениеводстве.

Орденами Ленина были награждены Долгополов, Спесивцева и Копанева, а орденами Трудового Красного Знамени — Авилова и Рудакова.

С тех пор прошло не одно десятилетие. Дочь Василия Васильевича Боброва — Людмила — окончила Армавирский пединститут, преподавала в средней школе совхоза, сейчас на пенсии, воспитывает внуков.

Дочь Николая Ильича Гримова — Надежда, после окончания Московской академии предпринимательства работала на руководящих должностях города Владимира. Сейчас на пенсии.

Сын Ивана Ивановича Сопливенко — Евгений окончил Брюховецкий сельскохозяйственный техникум, получив специальность механик-организатор.

Начал работать в совхозе, а затем с 1979 года перешел в районную сельхозтехнику, где работал главным инженером. Живет в поселке им.Максима Горького.

Дочь Павла Васильевича Сухинина в настоящее время проживает в станице Ленинградской Краснодарского края, но ежегодно с семьей приезжает на кладбище, чтобы почтить память своих родителей. Их могилы всегда ухожены.

Внук Григория Михайловича Ванацкого — Евгений окончил Кубанский сельхозинститут в 1976 году. Работал агрономом. Сейчас Евгений Александрович Ванацкий уже человек новой формации — в настоящее время он глава крестьянско-фермерского хозяйства.

У каждого человека есть на земле заветные места, которые всегда живут в его сердце. В моем сердце всегда была Кубань —совхоз имени Максима Горького, где прошло мое детство. Пусть извинят меня те товарищи, которым я не сумел воздать должное. Думаю, что после моего небольшого рассказа откликнутся их внуки и расскажут про своих дедушек и бабушек.

Мавромати,

бывший работник

«Кубаньгазпрома»,

в настоящее время пенсионер.

Фото: 1) Коллектив совхоза им.М.Горького: Фёдор Фёдорович Долгополов (в центре), рядом с ним (слева) его жена Александра Гавриловна, в верхнем ряду (третья слева) - Прасковья Ефимовна Колесникова. 2) 1956 г. Фёдор Фёдорович Долгополов (крайний справа). 3) Апрель 1941 года. Главная улица совхоза им. М.Горького. 4) Легендарная совхозная футбольная команда. 5) Наши совхозные футболисты. 6) 1945 год. Виктор Долгополов, курсант Армавирского авиационного училища, среди своих товарищей в совхозе. 7) 1944 год. Григорий Михайлович Ванацкий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!