Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация

Стальные версты

Железнодорожники станции Кавказской героически трудились в годы войны, доставляли стратегические грузы к местам сражений.

Ветераны локомотивного депо в День Победы 1967 г.: в первом ряду (слева направо) Иван Сергеевич Дмитриенко, машинист паровоза, комиссар партизанского отряда, Герой Соцтруда; Макар Васильевич Еременко, мастер подъёмника паровозов, участник войны; Иван Дмитриевич Морозов, дежурный паровозного депо Кавказская, командир партизанского отряда.

В эксплуатационном локомотивном депо станции Кавказской находится музей боевой и трудовой славы большого предприятия железной дороги с 143-летней историей.

Его смотритель Юрий Бондаренко 51 год назад перешагнул порог этого предприятия. Теперь он хранит историю славного коллектива. Мы с Юрием Михайловичем попытались воссоздать те далекие дни.

КЛЯЛИ ГИТЛЕРА

— В музее собраны воспоминания работников паровозного депо станции Кавказской о начале войны 22 июня 1941 года. Как это было?

— Краеведы записали рассказы очевидцев о том, что во дворе депо в тот день собрались трудящиеся. Они кляли Гитлера и были настроены защищать страну. Из депо в 1941 году ушли на фронт 650 человек. 52 человека из того списка, скажу забегая вперед, не вернутся с фронта. 24 июня депо уже работало по режиму военного времени. Был создан истребительный батальон по борьбе с немецким десантом и диверсантами, который возглавил майор милиции Н.В.Гирник, а впоследствии инженер-инструктор И.Д.Морозов. В батальоне, ставшем потом партизанским отрядом, было 103 человека, 75 из которых — наши паровозники. Создавали комплексные бригады, две колонны особого резерва, в которые вошло более 300 работников депо. Они возили грузы к Сталинграду, Курску, дошли до Берлина. В музее есть воспоминания П.Л.Корнеева о том, как наши машинисты доставляли по железным дорогам ночью грузы.

БОМБИЛИ СОСТАВЫ ОСОБОГО РЕЗЕРВА

Это особая страница военной истории депо.

— Колонны особого резерва доставляли военную технику, живую силу и продовольствие на фронт. Машинисты вели составы по прифронтовым дорогам под бомбежками — вражеская авиация беспощадно бомбила эти составы. Немцы специально создали авиационные подразделения по 15-20 самолетов, которые охотились за колоннами, идущими к линии фронта. Гитлер поощрял летчиков, уничтожавших составы особого резерва: награждал Железными крестами и давал 10 дней отпуска.

ОТЛИЧНЫЙ ПАРОВОЗНИК

Президиум СССР учредил нагрудный знак «Отличный паровозник». Первое награждение прошло в октябре 1943 года. В Кавказском депо за все годы этим знаком были отмечены 300 человек. Колонну особого резерва №13 возглавил Шалва Никурадзе, уполномоченный Наркомата путей сообщения СССР. Колонна прошла Сталинградскую и Курскую битву, дошла до Берлина. Состав этой колонны доставил И.В.Сталина на конференцию в Потсдам, когда главы трех держав — США, Англии и СССР — встречались 2 августа 1945 года.

Железнодорожники нашли способ, как обманывать воздушного врага: принудительно пускали пар и бросали в паровозную топку мазутные тряпки, чтобы парный дым окутывал состав. Немецкие пилоты, сбросив партию бомб и увидев дым, улетали с уверенностью, что состав уничтожен. А находчивые паровозники вели воинские эшелоны дальше, спешили к линии фронта. Такой маневр предпринял и машинист нашего депо Алий Делов, когда вел санитарный поезд из Батайска: во время бомбежки «задымил» состав и тем самым спас людей.

ПАРОВОЗ ИМЕНИ ШАЛВЫ НИКУРАДЗЕ

Дважды почетный железнодорожник Шалва Никурадзе, возглавлявший Кавказское паровозное депо с 1946 по 1959 годы, вошел в историю не только предприятия. Коллектив депо к 80-летию образования Краснодарского края представил его в краевой акции «Трудовое имя района». Именем Шалвы Никурадзе назван пассажирский электровоз ЭП1М.

Это не единственное имя, которым гордятся сегодняшние железнодорожники.

СЕРГЕЙ ПОТОЦКИЙ

В историю депо вошел Сергей Потоцкий, известный не только как основатель железнодорожной династии. Сергей Иванович организовал соревнование паровозных бригад «За скоростное продвижение грузов к фронту», а в июле 1942 года был отмечен орденом «Знак Почета». К сожалению, его предал сосед, и 7 ноября 1942 года он был расстрелян в гестапо г.Кропоткина.

ВАСИЛИЙ ЖИЖКО

Машинист Василий Жижко заблокировал 15 вражеских эшелонов, загруженных награбленным добром, зерном и оборудованием, которые немцы сосредоточили на станции Кавказская, чтобы вывезти в Германию. Василий пустил паровоз мимо рабочей фермы северного поворотного круга, заблокировав эшелоны в ремонтных стойлах депо. Гитлеровцы не смогли подать к ним паровозы. Машинист это сделал сознательно, понимая, что враг ему этого не простит. Василия расстреляли.

ВИКТОР ЛУКИН

Виктор Лукин имеет медаль «За оборону Сталинграда». Такую награду вручали железнодорожникам, доставлявшим грузы к городу во время сражения.

АЛИЙ ДЕЛОВ, ИВАН ТУФТОВ

Герой Социалистического Труда Алий Делов водил поезда во время боевых действий на Кавказе. Помощник машиниста паровозного депо станции Армавир, которая сейчас входит в состав эксплуатационного локомотивного депо Кавказская, Иван Туфтов — Герой Советского Союза, шесть лет работал на предприятии.

СВОИ И ЧУЖИЕ

— Юрий Михайлович, а действовало во время оккупации Кропоткина депо?

— Его возглавил бывший сменный мастер Василий Бешнейдер, который незадолго до оккупации города напросился в командировку в Ростов. Оттуда прибыл в Кропоткин вместе с немецкими войсками. Оккупанты поставили его во главе депо. Он заставил старых работников под дулами автоматов работать.

Часть паровозов и ценного оборудования удалось спасти до оккупации, вывезти на Урал, а другую во время эвакуации пришлось уничтожить в карьере станции Гирей, так как немцы высадили десант, перекрыли путь под Армавиром.

Работали на вражеских паровозах под охраной немцев. Время оккупации разделило людей на своих и чужих. Бургомистром города, как писал краевед Анатолий Пташник, немцы назначили машиниста Приходько. У новой власти оказались бывший помощник машиниста Барановский, слесарь Молочков, начальник полиции Кустов, который и руководил арестами. В первые дни начались облавы, истязания в гестапо, расстрелы. В числе первых 19 расстрелянных оказались председатель женсовета депо В.Н.Александрия, приемщик П.А.Сердюков, машинист Федор Сердюков, теплотехник М.И.Дубянский, слесарь Н.Ф.Емельянов.

ПАМЯТНИК ПОГИБШИМ

Сегодня в музее локомотивного депо хранится много свидетельств, фотографий, способных восстановить картину военных лет.

Во дворе предприятия возведен памятник 52-м железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, с их именами. 5 мая 2017 года установлена мемориальная доска у входа в цех эксплуатации депо Герою Советского Союза, кавалеру двух орденов Красной Звезды и Боевой Славы третьей степени Ивану Туфтову. Еще одна Доска увековечила память Героя Социалистического Труда Алия Делова, открытая 12 апреля 2017 года в техникуме технологий и железнодорожного транспорта (бывшем ПТУ №18), где он учился с 1932 по 1934 годы.

Ольга Васильченко.
Читайте также

28

Полицейские и общественники провели акцию по популяризации государственных услуг

В ходе мастер-класса сотрудник полиции разъяснила, как зарегистрироваться на сайте и подать заявку на наиболее…

54

Жители станицы Темижбекской потушили пожар до приезда экстренных служб

Возгорание произошло 9 августа на улице Почтовой. Беда была в том, что рядом с сухой…

50

Поздравьте учителя с профессиональным праздником

Ежегодно 5 октября отмечается День учителя.  Поздравьте своих учителей на страницах газеты и электронных площадках «Огней Кубани»….