Христианская судьба

Христианская судьба

В истории хутора Лосево тесно переплелось прошлое и настоящее православных храмов, старообрядческой церкви, судьбы священнослужителей и прихожан Дорога в хутор Лосево недолгая, 15 минут от Кропоткина и — вот они, живописные места у речки Челбас, поросший камышом берег, а через мосток — поворот на улицу Набережную, где у реки пристроились кубанские домишки нехитрой архитектуры в два-три окна, с крыльцом и навесом. За оградами из модного профиля — уложенные плиткой дворовые дорожки, клумбы с тюльпанами и огороды, уходящие к воде.
О ПРЕЛЕСТЯХ ЗДЕШНИХ МЕСТ
История хутора Лосево с его белогвардейским прошлым, таинственным Жуков-курганом и старообрядческой седой стариной уникальна, неповторима. Об этом и речь. На берегу Челбаса меня встретил Сергей Иванович Цапко, один из местных добровольцев, который года два назад запустил малька амура и карпа в заилившееся русло речки. Рыба-санитар свое дело сделала — оно стало чище, «глыбже» — как говорит Сергей Иванович, и запах речной гнили ушел. Сергей толкует мне о коварстве арендатора этого участка реки, который только и делает, что вредит «людЯм», о дамбах, которые возводили с мужиками, чтобы рыба не ушла в Привольный, о прелестях здешней рыбалки на карася. …Мы на другом бережке. Сергей Иванович показывает мне место, где берет начало родничок. Вот она, серебряная струйка воды, сочится из-под земли. Это место жители очистили от «куширей», посадили вербы. Тоненькие веточки, перевязанные красными лентами, бойко выбиваются из-под земли. Уж очень хочется хуторянам, чтобы и река Челбас, и ее берега были облагорожены и красивы, как в их далеком детстве. Сергей — о речке, а я — о храме, строительство которого не двигается с мертвой точки многие годы. Собственно, в Лосево я по этому поводу.
В ГОСТЯХ У ДЯДИ ЛЕВЫ
Мы в гостях у Шишикина дяди Левы (как мне его представили). Ему — 90 лет. Лев Васильевич — коренной житель, 30 лет работал комбайнером в хозяйстве, всегда был передовиком. Его жена — тетя Шура — «пришла сюда замуж» в 52-м году, трудилась в колхозе на свекле, потом в котельной, «отопляла» жилые дома, детский сад, контору. [caption id="attachment_12423" align="alignleft" width="200"] Лев Шишикин[/caption] «Православная церква была «у тут», где клуб сейчас. [caption id="attachment_12429" align="alignnone" width="300"] Пристроенная к бывшей церкви часть здания клуба.[/caption] А чуть подальше была церква староверская, хорошая, крепкая, двухэтажная. Но когда «я пришла» в Лосево, там уже была контора «эмтээсовская», а внизу трактора делали, — вспоминает Александра Павловна. [caption id="attachment_12430" align="alignnone" width="300"] Перестроенное здание старообрядческой церкви (бывшая МТС).[/caption] — А церква новая маленькая по размеру. Когда был общий молебен, я туда ходила, ну маленькое помещение. Тогда батюшка сказал: «Скоро откроем», но вот уж лет семь прошло, а стройка не движется. Вот скажите, кто кивал головой, когда принимали решение устанавливать на таком неудачном месте храм?.. Кровля староверческой церкви-конторы, по свидетельству местных жителей, была железной. Затем помещение сгорело. Говорят, ее сторож любил выпить, здание по пьянке спалил. Церковь была крепкая, подвалы обширные, сохранились они и поныне. После пожарища останки церкви местные стали называть рейхстагом: очень было похоже на разрушенное убежище врага. — Когда закрыли православную церкву, не помню, за работою я даже «не подхватилась», но еще в 52-м году она была открыта, — разводит руками Александра Павловна. [caption id="attachment_12424" align="alignnone" width="300"] Александра Шишикина[/caption] — Теть Шур, да я помню ее действующую, меня туда бабушка моя, Агафья Дмитриевна, маленького водила. Там по залу иконы большие стояли, а во дворе висел или кусок авиационной бомбы, или часть кислородного баллона, и в него стучали, собирая на службу, — тоже вспоминает Сергей Цапко. — Марыночка, у нас тут живет хороший мужик, — подсказывает мне дядя Лева, — Витя Коневецкий. Он с сестрой дарил в музей кадило. Их мама была дочерью священника Никитина. Найдите Витю, он расскажет.
ХОРОШИЙ МУЖИК
Из калитки небольшого подворья вышел доброжелательный, спокойный мужчина. Ничуть не удивившись визиту журналиста, подтвердил: да, мол, мой дед родной Сергей Васильевич Никитин здесь был православным священником. Сам он переселенец из Чернигова. [caption id="attachment_12425" align="alignnone" width="200"] Виктор Коневецкий[/caption] — Не дожил до светлых революционных дней, был захоронен при церкви. В 20-е годы пришли комсомольцы, раскопали могилу деда — золото искали. Выкинули и гроб, и кадило деда. А моя мать, будучи маленькой, со своей сестрой тайно перезахоронила отца-священника. Как-то мы с двоюродным братом на кладбище копали могилу для своей родственницы (копачей не было) и случайно наткнулись на кости крупного человека и на поповское кадило. Думаю, что это его останки. Я долго не знал, что дед был служителем церкви, мама не говорила: так в свое время была запугана всеми этими репрессиями… Виктор даже показал фотографию священника Сергея Васильевича Никитина, которую бережно хранит в семейном альбоме. — Из церковной утвари у нас в семье осталось лишь одно ка­дило, которое отдали в хуторской музей. Что с ним стало? Не знаю, — музей давно не работает: экспонаты его перенесли в другое здание.
ВСЕ ДЕЛО В НЕДОБРОМ МЕСТЕ
Церковь-часовня, носящая имя великого Святого Благоверного Александра Невского, уже возвышается над хуторской землей — на пустыре улицы с одержимым названием — Революционная. Корпус сложен из красного кирпича, установлена основа купола. Строительство храма началось в 2011 году, в бытность главы Лосевского поселения Александра Шишикина, по краевой программе финансирования «Строительство православных храмов на Кубани». Вложено порядка двух миллионов рублей. [caption id="attachment_12428" align="alignnone" width="300"] Освящение места строительства храма в 2011 году.[/caption] Подразумевалось, что продолжат стройку, как принято, на средства местных жителей. Но ожидания не оправдались. Хуторяне жертвуют по своим силам, а бизнесмены и фермеры с некоторых пор осторожничают с крупными вложениями. Селяне считают, что в Лосево должен быть свой священник, настоятель прихода, который бы проводил службы по воскресеньям и праздникам. Он бы и взял стройку в свои руки, да и жертвователей привлек. А еще лосевцы перешептываются, что место, на котором возводят православную церковь, недоброе, что называется, мертвое — здесь располагалось староверческое кладбище. Поговаривают, когда строители рыли котлован, им даже попадались человеческие кости. Те их перезахоронили как придется. Мне рассказали леденящую душу историю о том, что землекопы наткнулись в этом месте на древнее захоронение — дубовый гроб вскрыли, рядом с человеческими костными останками покоилась бутыль с жидкостью, залитая сургучом. Бр-р-р! Разве можно строить православную церковь на кладбищенской земле, да еще на костях людей?! Поэтому и дело не идет, — считают местные. — Выход, по их мнению, один — аккуратно перенести сооружение в более благоприятное место.
ЖДУТ СВОЕГО СВЯЩЕННИКА
Наслушалась я местных преданий, по-новому взглянула на клуб-церковь, в котором неоднократно бывала на открытых отчетах, и прямиком направилась к уважаемому мною главе поселения Юрию Дмитриевичу Ламанову. — Какие решения принимаете по поводу возобновления строительства храма? — Люди правы: и место было выбрано необдуманно, и трудности в том, что в Лосево нет своего церковнослужителя. Земляки видели бы его заинтересованность в возведении храма и развитии православной культуры. Мы обсуждали этот вопрос с фермерами, они хорошо понимают духовную значимость церкви для населения, готовы помочь. А люди у нас хорошие, они будут жертвовать, если увидят сдвиги и внимание священника. К примеру, одна наша старушка уже передала на храм 200 тысяч рублей. В прошлом году мы начали делать своды, привлекли строителей. Но средств на продолжение работ не хватило. По большому счету за стройкой должен быть установлен контроль Епархии.
ОБЩЕЕ ДЕЛО
Сегодня в Лосево избрали нового казачьего атамана, оборудовали штаб. Первое, что сделал атаман, обратился к казакам: «Возведение храма — это наша задача». Казаки хотят открыть свой счет и самим осуществлять денежный сбор. Все поддержали предложение, в том числе и фермеры. А они уж, не сомневайтесь, отчет о затратах потребуют. Юрий Дмитриевич привел в пример как быстро движется капремонт помещения под церковь в пос.Степном Лосевского сельского поселения благодаря усилиям деятельного отца Георгия. Администрация выделила землю, помогла передать в собственность здание. Хорошо помогли предприниматели Щербенко, Хазбанов. Татьяна Виталиевна Очкаласова просто подарила здание людям, которое было в ведении ее хозяйства. В праздничные дни там уже идет служба.
ПО КРУПИЦАМ СОБРАННАЯ ИСТОРИЯ
Пару лет назад о Лосево издана книга «Край отцов и родина моя». Мне довелось познакомиться с ее автором — Татьяной Ивановной Грищенко, учителем русского языка и литературы на пенсии. [caption id="attachment_12427" align="alignnone" width="200"] Татьяна Ивановна Грищенко.[/caption] Когда я открыла это уникальное издание — ахнула. В книге по крупицам собрана история поселения, в том числе и православия Лосево, фотографии, свидетельства, воспоминания земляков. Татьяна Ивановна четыре года собирала материалы и писала книгу. Она, местный историк, называет строящуюся церковь несчастной. Сколько возмущений она выслушала от земляков о неверности избранного для нее места. Люди сетовали, что с ними не держали совет и по поводу присвоения ей имени святого покровителя. Ведь изначально православная церковь в Лосево носила название Покрова Пресвятой Богородицы. Сам Бог велел восстановить историческое именование. По сведению Татьяны Грищенко, в одной из хуторских семей сохранились ценнейшие книги, по которым в старину велось богослужение. Татьяна Ивановна в детстве была прихожанкой этого храма, причащалась там. Уже после издания книги она получила уникальную информацию, как в 1958 году в день, когда закрывали храм Покрова Пресвятой Богородицы, всю церковную утварь и иконы власти снесли в ров через дорогу и должны были сжечь. Но руководитель этой вакханалии, видимо, дрогнул и сказал простому люду, певчим, которые мрачно наблюдали за действом: «Бог с вами, сожгу утром». За ночь все церковные реликвии попрятали по домам. Даже у Татьяны Ивановны имеются две иконы из церкви.
ИЗ КНИГИ «КРАЙ ОТЦОВ И РОДИНА МОЯ»
В станицу Кавказскую донцы приехали в 1794 году в количестве 225 семей. …Праздник Покрова Пресвятой Богородицы праздновали на новом месте жительства. По воспоминаниям старожилов, впоследствии именно этот церковный праздник стал для лосевцев престольным. Все ждали его: жители им завершали подготовку к зиме, собирались 14 октября у церкви (ныне — клуб), накрывали разными угощениями большой общий стол, веселились, обсуждали насущные дела, планы на следующий год. По вероисповеданию переселенцы относились к православным старообрядцам — поповцам, признававшим двуперстие в крестном знамении. За любое дело казак и казачка брались только после молитвы. По воскресеньям в церковь ходили всей семьей, только одни шли в православную, другие — в староверческую. Строго соблюдали пост и церковные праздники. После Пасхи три дня не полагалось работать. Соблюдали казачьи обряды хуторяне и при советской власти. Так это было при рождении ребенка, когда родители тайком крестили его в церкви. Так это было с отпеванием умершего, когда приглашали в дом бабу Феню Евглевскую с певчими. Так это было при проводах в армию, когда мать тайком надевала на шею сыну крестик. Таким образом казаки молчаливо противостояли идеологическим запретам. ***** Территорию заселяли люди разных вероисповеданий, назрела необходимость иметь свой молельный дом. Постройку турлучного типа возвели в короткий срок. Строение это по улице Набережной сохранилось в перестроенном виде. Живет в нем Федор Поляков со своей семьей. В дальнейшем молельный дом был закрыт, и возведен первый православный храм в центре хутора (здание клуба), освященный в 1901 году.
Из рассказа Николая Прохоровича Коневецкого:
«Священником в православной церкви был родственник Владимира Петрови­ча Платонова — Дмитрий Михайло­вич Полянских. Человеком он был культурным, образованным, знал иностранные языки. Жил он с семьей у тети Мили Платоновой (хата ее стояла за кафе «Лосенок»). С его сыном Виктором я учился в од­ном классе. Через несколько лет Полянских поселился в доме напротив церкви. Раньше здесь жил богач Аксенов. Во время престольных праздников сте­лили красную дорожку от его дома до самой церк­ви, и батюшка в своем церковном облачении шел к службе. Рядом с церковью, где в 2011 году возведен Поклонный крест, стояла маленькая сторожка священника. В церкви был хороший певческий хор из чис­ла женщин-хуторянок. Регентом в храме служил Захар Васильевич Пономарев. В начале 60-х годов Полянских уезжает в Ставрополь, а службу до закрытия ее ведет отец Иоан. Смотрителем при церкви был Ананий Ананьевич Теревцов, звона­рем — Трофим Иванович Чужинов. [caption id="attachment_12420" align="alignnone" width="300"] Певчие церковного хора с Ананием Теревцовым (в черном) и священником Иоанном (в белом).[/caption] Богослужения в храме проводились до 1958 года. После его закрытия всю церковную утварь певчие хора разнесли по домам, не дав уничто­жить. Последние, кого здесь венчали, были Иван Федорович и Любовь Михайловна Колмыковы». В 1962 году к церкви пристроили вторую половину, крышу пере­крыли, вход сделали с южной стороны. В перестроенном здании от­крыли ДК, который работает и сейчас. Второй храм строился на средства старообрядческой общины. Освящен в 1913 году. Здание его находилось в полуки­лометре севернее православного, в районе сегодняшнего футбольного поля. Это было высотное здание из красного кирпича, стены снаружи украшены старообрядческими крестами кирпичной кладки. Дали ему название в честь Архангела Михаила. Храм постигла та же участь, что и православный, только закрыли его раньше — в 1929 году. Но даже через многие годы сквозь побелку на стенах просматривались лики святых. Напротив храма, через дорогу, ближе к кургану, открыли вто­рое староверческое кладбище. Удивлял факт его заброшенно­сти. И спустя время в разговоре с одним очень пожилым казаком выяснилось, что с установлением со­ветской власти в хуторе казакам запретили его посещать. Особенно строго следил за этим председатель сельского Совета Морозов. Поэто­му кладбище быстро при­шло в запустение. Яркая и противоречивая христианская судьба у старейшего хутора Кавказского района, сопряженная с расцветом православия и старообрядчества, революционным игом, неприязнью к Советской власти и потерей старейших храмов, церковных реликвий. Оттого старожилы, казаки, нынешние власти болеют душой за возрождение православных устоев и так настойчиво желают восстановить утраты прошлого, а значит восстановить справедливость.
Марина Смирнова.
В истории хутора Лосево тесно переплелось прошлое и настоящее православных храмов, старообрядческой церкви, судьбы священнослужителей и прихожан

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!