Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация

Дорога Победы

Неоценимый вклад в дело победы над фашистскими захватчиками внесли  своим самоотверженным трудом, любовью к своей родине, сплочённостью  железнодорожники Кавказского отделения СК ЖД станции Кавказская, жители Кропоткина. Одним из них был Иван Дмитриевич Филоненко.

Шёл январь месяц 1943 года. Шло наступление совестких войск, но станция и город были еще оккупированы немецкими захватчиками. Всюду рвались бомбы, полыхали пожарища. Железнодорожная станция Кавказская была в руинах. Оккупанты уничтожали всё, что только можно было взорвать и  сжечь, наводя этим страх и ужас на людей. Основные железнодорожные пути были взорваны фашистами: изуродованы громадными воронками,  рельсы разлетелись на куски.  От пожарищ город и станция были мрачными, пустынными.  Все жили в неведении, что происходит,  и тс нетерпением  ждали совободительницу  Красную Армию, которая   29 января с рассветом вошла в город.  

На многих станциях СК ЖД перед отступлением наших войск были специально оставлены люди, которые должны были с первых часов и дней освобождения от немецких захватчиков возглавить восстановление движения на железнодорожном  транспорте. Ведь основным средством передвижения наших войск были, не секрет,  солдатские ноги  да железная дорога. На станции Кавказская, так получилось, таких людей не оставили. Но железнодорожники без промедления, сразу после ухода  фашистов взялись за восстановление движения. Организаторами и зачинателями стали железнодорожники Кавказского вагонного депо во главе с Иваном Дмитриевичем Филоненко. Старые кадровые рабочие хорошо его знали. Это были М.И.Волобуев, М.П.Дарьенко, И.А.Зварыкин, Ф.П.Сабина-Орленко, А.И.Иванов, которые обратились  к И.Д.Филоненко с просьбой принять руководство восстановлением движения. Он согласился.

 Кто такой Филоненко? Мой отец. Это  первый мастер вагонного депо после разделения железнодорожного депо станции Кавказская на паровозное и вагонное  депо.  Он проработал там с 1913 года по июнь 1937 года. Изобрел автосцепку  паровозов и вагонов С.А.-З. Эта автосцепка является  одной из лучших автосцепок мира и работает  по настоящее время. С июня 1937 года мой отец был переведен  в только что организованное Кавказское  отделение С.К. ж.д. ревизором безопасности по вагонной службе. Он являлся также организатором  безводного движения паровозов, что значительно повысило  их производительность. Многие машинисты Кавказского паровозного депо за этот  метод вождения получили ордена Ленина. Это – М.Соловцов, Голубочка, П.Семененко  и многие другие, их целая плеяда. Вагонная служба, которой руководил И.Д.Филоненко, была одной из лучших по всей сети железных дорог Советского Союза. Обо всем  этом говорят записи в его  трудовой книжке. Вот поэтому люди доверяли ему и обратились с просьбой возглавить руководство восстановления движения. Он согласился.

Первое, что сделал мой отец, он  запретил без разрещения ходить по территории депо, так как оно могло быть заминировано. Сам же он в быстром порядке получил у  военного коменданта станции Кавказская разрешение начать работы по восстановлению движения. Ознакомившись с документами отца, комендант дал согласие на восстановление и  наложения  брони на кадровых рабочих, так как шла массовая мобилизация, и одновременно он дал саперов проверить  депо. Вскоре они подтвердили, что депо было заминировано. Были  обнаружены  четыре мины в скелетах вагонов. Их обезвредили. Отец сразу же обратился к путейцам, дал распоряжение восстанавливать пути не хаотично, а протягивать, как тогда говорили  «нитку», чтобы  соединиться, но  не хватало людей. Филоненко направил им вагонников, которые вместе с путейцами заново переделывали пути с немецкой на советскую колею. Железнодорожный мост через реку Кубань был взорван немцами. Этот мост считался стратегическим объектом, и восстанавливать его должны были только военные, а у военных не было специалиста, который бы мог руководить восстановлением моста. Отец знал мастера производственного обучения ЖУ № 1 А.К.Хвостенко, который  в училище преподавал мостовое дело. С ним отец пошел к коменданту, рассказал, кто такой  А.К.Хвостенко. Комендант дал военных, которые под руководством  Хвостенко  восстановили мост за три дня. Путейцы и вагонники станции Кавказской отстроили  не только свой участок путей, но и помогли армавирцам. Станция Армавир была освобождена от оккупации 26 января, а восстанавливаться начали, глядя на железнодорожников ст.Кавказской, после 29 января. Вот почему «кавказцы» восстановили не только свой участок дороги, но и помогли  армавирцам в восстановлении пути. Когда соединили пути, «кавказцы» и армавирцы по старой традиции, как говорят, забили «серебряный костыль». Обнялись, порадовались окончанию работы, на удачу выпили самогонки, которую привезла ради такого радостного случая вагонница Нина Ягудина. Отец обратился в паровозное депо для более быстрого и слаженного восстановления движения. Здесь люди собрались, но за руководство восстановлением никто не хотел браться, так как считали это очень ответственным делом, на что отец возразил: надо восстанавливать всем вместе, сообща. Они согласились.

По всем станциям и перегонам водозаборные колонки для заправки паровозов водой были взорваны, кроме одной на станции Кавказской. (А без воды паровоз не поедет.) Надо было переводить паровозы на советскую колею, готовить технику под цистерны для заправки водой. Паровозники начали работать сообща. А тем временем вагонники запустили в работу кузнечный и механический цеха для распрессовки колес вагонов на советскую колею. Первым делом переделали цистерны для заправки водой составов. Это значит, что паровоз везет за собой цистерну и может самостоятельно заправиться водой на любом участке пути.

И 9 февраля 1943 года началось движение на Сталинград. «Загремели составы», как тогда говорили железнодорожники. Люди радовались, ликовали.

Прибыл первый состав с эвакуированными железнодорожниками. В честь этого был устроен митинг, играла музыка. Приехал первый заместитель СКЖД Колабухов, начальник КГБ города Кропоткина Иванов, присутствовал военный комендант станции Кавказская, которые высоко оценили работу железнодорожников Кавказского железнодорожного узла по восстановлению движения во главе с моим отцом  И.Д.Филоненко.

Это дорога на Сталинград имела большое историческое значение для победы нашей страны, так как помогала в кратчайший срок передислоцировать войска на Сталинградском фронте, укрепить их позиции с целью дальнейшего продвижения наших войск на запад. Это дорога обеспечивала передовые позиции юга и севера всех фронтов  живой  силой, боеприпасами, техникой, питаниием и особенно горючим, которые подвозились прямиком к фронту из Грозного, Баку и Туапсе. Всем хорошо известно, что люди старались эвакуироваться в те места, где теплее и сытнее – на юг, в Грузию, Азербайджан, Армению.  И  их столько туда понаехало, что неспроста И. В.Сталин издал указ о том, чтобы Грузию после войны освободить от налогов в течение 10 лет, из-за большой перенаселенности беженцами. И действительно перенаселенность была огромной. Люди были доведены до крайнего отчаяния. Но вместе с тем, это был и огромнейший резерв боевых сил. Поэтому с восстановлением железнодорожного движения была объявлена сплошная мобилизация (да и много было добровольцев), и эта огромная новая свежая сила мобилизованных  с неимоверным упорством ринулась в бой. И если из Сибири прибывали поезда в одну точку – Сталинград, то с юга шли составы прямиком через всю страну, наперерез врагу с юга на север ко всем фронтам. Если немецкие войска к линии фронта подвозились на автомашинах, то нашу свежую силу  доставляли  непосредственно к линии фронта вагонами и составами. Кроме того, Сталинградский танковый завод в то время начал выпускать танки до 100 шт. в сутки. Машинисты, которые подвозили горючее и эшелоны солдат к линии фронта, рассказывали, что танки заправлялись непосредственно после разгрузки цистерн на эстакадах и сразу же шли в бой, а солдаты прямо с вагонов бежали на передовую. Вот что сделала инициатива железнодорожников станции Кавказской!

Если дорога в осажденный немцами Ленинград через Ладожское озеро считалась дорогой Жизни, то дорогу на Сталинград, в восстановлении которой приняли участие железнодорожники станции Кавказская под руководством моего отца Филоненко И.Д., можно смело назвать дорогой Победы. Ведь только после ее незамедлительного введения в строй началось самое активное продвижение наших войск на запад. Наступление шло по всем фронтам, в чем есть и заслуга  наших замечательных железнодорожников станции Кавказская, жителей г.Кропоткина, их вклад в общее дело Победы.

В. И. Леонтьева(Филоненко).

 

На фото: Иван Дмитриевич Филоненко, 60-е годы прошлого века.

 

 

Читайте также

134

Ребята с пришкольной площадки СОШ №2 побывали на экскурсии в городском краеведческом музее

Учащиеся младших классов узнали интересные факты из истории своей малой родины: от Каменного века к…

135

В городском краеведческом музее на обзорной экскурсии побывали семиклассники лицея №45

Подростков познакомили с экспозиционными разделами: «Кубань в эпоху каменного века», «Бронзовый, железный и средний века»,…

147

В Краснодаре состоялся l этап XXXIV партийной Конференции Регионального отделения

Секретарь Кавказского местного отделения партии » Единая Россия» В.Н.Очкаласов возглавил делегацию, избранную на Конференции местного…