«По следам педучилища». Загадочная история Кропоткинского педучилища

ognikubani.ru

«По следам педучилища». Загадочная история Кропоткинского педучилища

История Кропоткинского педагогического училища, созданного в 30-е годы, пережившего военное лихолетье и просуществовавшего по 1956 год, остается для архивистов Кропоткина загадкой.

Держу в руках папку со странным названием «Невостребованные документы». Фонд №50-Г, дело №1. Листаю документы. Свидетельства о рождении, об окончании школ, как семилеток, так и фабрично-заводских, колхозной молодежи, других ликбезов.

Наткнулась на паспорт Российской империи, выданный кузнецу. Аттестаты зрелости.

Невостребованные документы

Исторической справки в архиве нет. Предать гласности рассказ о том, кем и когда было создано училище, по какому адресу находилось в Кропоткине и как работало, нет возможности — архив не располагает этими данными. Можно предположить, что часть документов утеряна еще до того, как их затребовали в городской архив. Да и о людях, которые работали и учились в училище, увы, сведений нет. Во всяком случае, архивисты Кропоткина, старожилы города ничем помочь не смогли. Мои попытки отыскать хотя бы крупицы сведений не увенчались успехом. Невостребованные документы да несколько журналов приказов. И все. Что ж, попытаемся восстановить былую действительность по этим документам.

Что рассказывают журналы?

Несколько толстых, некогда в голубых обложках, тетрадей подписаны общим заголовком — «Книга приказов» за разные годы. Пожелтевшие листы, но на удивление не выцветшие чернила. Возможно, они и помогут хотя бы частично восстановить жизнь училища. Думаю, заполнял их секретарь, человек, обладающий красивым почерком. Но ни одной фамилии директора, учителей, лишь отдельные из ряда вон выходящие события. Скажем, отчислить такую-то — не предоставила документы о своем социальном положении, отчислить двоих учащихся — они дети кулаков. Объявить выговор пришедшему на занятия в нетрезвом виде. Предупреждение о том, что тексты объявлений и плакатов необходимо сверять в администрации, в связи с появлением ошибок в текстах.

Даже эти факты свидетельствуют о строгой дисциплине, классовой борьбе, которая шла в те годы в стране. Дети кулаков не имели права получать образование в социалистическом учебном заведении. Только представители рабочих и крестьян. Среди обучающихся был кузнец. Об этом свидетельствует паспорт Российской империи, где печать органа, выдавшего документ, а на обратной стороне листа — церковная печать 1907 года. Факты о текущей подготовке к общим мероприятиям, запись кто и за что отвечает. Вот и все о жизни педучилища.

Меня удивило, как строго шел классовый отбор. Детей богатых, в частности кулаков, отсеивали сразу и безоговорочно. В то же время встречались табели успеваемости, где оценки выше тройки не поднимались. Видимо, это рабоче-крестьянские дети, им прощалась успеваемость на «троечку». Кстати, качество знаний оценивалось по такой шкале: отлично, хорошо, очень хорошо, посредственно. Оценка «удовлетворительно» нигде не использована.

Бросилось в глаза и качество документов: свидетельство о рождении могло выглядеть, как клочок бумаги, восьмая часть листа. И только штамп или печать говорили о том, что это государственный документ. Свидетельства об окончании курсов или школ колхозной молодежи, фабрично-заводских и комсомольско-молодежных курсов подтверждают, что студенты училища имели не только семилетнее образование, но и разных ликбезов. Люди тянулись к знаниям, любыми средствами получали тот уровень знаний, который позволял иметь общее, а затем среднее специальное образование. Скорее всего, педагогическое училище в Кропоткине открыли с тем, чтобы стало больше государственных учебных заведений — раз, и пополнить нишу учителей, которых не хватало — два. Недавно одна из моих героинь рассказывала, что ее отец обладал грамотой. Его пригласили обучать в своем селе молодых людей. 30-е годы — то время, когда не существовало единых требований к документам: Россия только создавала свои образцы, а потому принимали свидетельства царской империи, справки, подписанные священниками, с печатями церквей, где записывали родившихся детей. Паспорта — просто лист бумаги с печатью, такая же бумага и на свидетельствах об окончании школы. Никаких «корочек», плотных обложек с «золотой» надписью, а чернила, которыми заполняли все документы, восхищают своим качеством — они не выгорели за более чем 100 лет со дня выдачи. Со временем государственные бумаги примут единый стандарт, будут на плотных, а то и на лощеных образцах.

Язык до Киева доведет

Оказывается, судьбой Кропоткинского педагогического училища интересовались многие. Над этой темой работают в краеведческом музее и архивисты местного отделения Всероссийского общества. Да и работники районного архива желали ли бы знать: где находится весь объем документов училища, почему сохранилась их малая толика? Загадка заключается в том, что образовательное учреждение существовало более 20 лет. Но мы не знаем, где оно располагалось, по какому адресу, кто преподавал, кто и в какие годы его возглавлял. Не знаем выпускников, во всяком случае, работавших в Кропоткине и Кавказском районе. Училище было, действовало, и его не стало. Сегодня некоторые с удивлением переспрашивают у меня: «Разве такое было? Не путаете ли с медицинским училищем?».

Вопросов много, ответов пока что мало. Это и побуждает обратиться к читателям районной газеты. Если кто-то из читателей знает о педучилище, имеет фотографии, документы, воспоминания — поделитесь с нами.

Позвоните корреспонденту Ольге Васильченко: 8 (861-38) 7-37-40.

Ольга Алексеева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!