Крепче за баранку держись, шофер!

Крепче за баранку держись, шофер!

Как это было

2577107336ikarussss
2577107336ikarussss

Еще 55 лет назад в Кропоткине регулярного внутреннего автобусного сообщения не существовало. В те времена люди передвигались кто на своих двоих, кто на велосипедах; начальники, пожарные и милиция — на ведомственных авто. Поход на рынок был проблемой, ведь человеку приходилось на большие расстояния носить сумки с продуктами в руках. А город наш немаленький — 98,70 кв.к м.

Совет министров решил…

Постановлением Совмина РСФСР от 5 июля 1962 года и приказа Минтранса РСФСР за №240 от 12 июля того же года принято решение создать в составе Краснодарского автоуправления Кропоткинское пассажирское автохозяйство (ПАХ). Водитель-ветеран этого предприятия Ивана Дубенко хорошо помнит период образования ПАХа и первого его директора — Ивана Павловича Поддубного. До назначения на этот пост тот работал главным инженером автоколонны №1199 — крупнейшего транспортного предприятия г.Кропоткина, чья история начинается примерно с 1937 года. Именно из АК №1199, путем разделения его ресурсов и персонала, образовался ПАХ — нынешнее «Непубличное акционерное общество «Автоколонна №1493».

С 1983 по 2010 годы генеральным директором автомобильного хозяйства был Иван Яковлевич Слипкин, который в последующем возглавлял предприятия долгие годы. А нынешний генеральный директор автопредприятия Сергей Сергеевич Шевченко начинал здесь карьеру в качестве техника контрольно-технического пункта.

52 года

В здании проходной АК №1493 есть кабинет, где дежурит нынешний механик КТП Иван Иванович Дубенко. В 1965 году он поступил водителем в АК №1493 ради работы на новых импортных дизельных автобусах «Икарус». Автобусы производила Венгрия — в то время наш союзник по соцлагерю."ИКарусы" массово поставлялись в СССР с середины 60-х годов. По разным источникам за четыре десятилетия в СССР было ввезено 143 тысячи этих машин.Громадные красавцы, как в заграничных фильмах, с вытянутым корпусом и просторнейшим салоном, а иные и вообще сдвоенные «гармошки», были так не похожи на отечественные неуклюжие пассажирские колымаги. Иван Иванович вспоминает, как нравилось тогда ему и его товарищам по автоотряду Борису Медведенко, Виктору Карханину и Василию Рыбкину осваивать эти «Икарусы».

Позже, в 80-е годы, Дубенкоработал некоторое время начальником одного из автоотрядов АК №1493. Первый автоотряд занимался городскими перевозками, второй — пригородными и третий — межгородными. Вот как описывает состояние дел в АК №1493 образца 1971 года наш историк Михаил Чередник в своей книге «Возникновение и развитие г.Кропоткина»: «Пассажирское автопредприятие имеет парк в 100 автобусов и 18 легковых автомашин (такси)… Движение по городскому кольцу обрело право гражданства в Кропоткине в 1956 году, после того, как началось радикальное (так у М.Ф.Чередника — И.Г.) движение автобусов от автовокзала»…

В книге Валерия Луцкова «Кропоткин» (ККИ, 1986г.) читаем: «В октябре 1962 года в ПАХе на начало его работы было 40 автобусов и 20 такси. Автобусы перевозили людей по четырем внутригородским маршрутам и на одном междугороднем Кропоткин-Усть-Лабинск. Сейчас, в 1986 году, в автопарке АК №1493 более 200 мощных автобусов и более 30 таксомоторов. Годовые перевозки (город, пригород и межгород, — И.Г.) — почти 30 миллионов человек»!

Круг — и не только

Заместитель директора автопредприятия по экономике Галина Клименко объяснила, что собой представляло «кольцо» — первоначальный маршрут городских автобусов: по ул.Красной и ул.Ленина — до горбольницы и обратно. А вот как она прокомментировала снижение объема перевозок автопредприятием (в прошлом году — 2,5 миллиона пассажиров):

— В прежних масштабах за последние четверть века перестали функционировать бывшие промышленные гиганты Кропоткина: химзавод, «Кубаньводреммаш», «Радуга», предприятия стройиндустрии. Только на станицу Казанскую в 70-80-е годы ходили девять «гармошек» «Икарусов». В начале 90-х резко уменьшились ежедневные пассажиропотоки на промзону и обратно. Да и внутри города перевозки работающих сократились: на одном лишь химзаводе работало до 2000 человек персонала — потенциальных пассажиров. Появились и другие перевозчики.

Были и мы монополистами…

У АК №1493 теперь много конкурентов. Поэтому по результатам разыгрываемых один раз в пять лет конкурсов из пригородных маршрутов у АК №1493 остались лишь направления на с.Новоукраинское и ст.Ильинскую. «Пригород» теперь обслуживают два перевозчика — ООО «Трансавто» и ИП Валентина Слипкина. В городе несколько легальных фирм такси. К тому же полно подпольных «бомбил». И личного транспорта стало во многие разы больше, чем в 70-80-е годы, когда АК №1493 была монополистом пассажирских перевозок по г.Кропоткину...

Сегодня в АК №1493 35 автобусов всех типов (большие, средние, малой вместимости ), которые обслуживают 12 внутригородских маршрутов, два пригородных и восемь междугородних.

Тем не менее…

В День работников автомобильного транспорта нужно обязательно воздать должное нелегкому труду водителей и сотрудников автоколонны. «Автобусное сообщение в пределах города прочно вошло в быт горожан и стало необходимым элементом жизни трудящихся»… — писал наш земляк М.Ф.Чередник в начале 70-х годов.

Вспомним же первых работников середины 60-х годов ПАХа — это водители Иван Тамбов, Алексей Голота, Иван Билик, Александр Костыря, Виктор Кравченко, Иван Азаров, Александр Супрунов, Василий Рыбкин, Виктор Мартыненко и Валентин Трандофилов, токарь Валерий Новицкий, слесарь Виктор Игольников и другие. С тех пор минуло почти полвека. Общественный транспорт по-прежнему важен городу и району. Спасибо им: водителям, слесарям, механикам, менеджерам и директорам — за их столь нужный обществу труд. Крепче держитесь за баранку!

Игорь Глазунов.

Фото (1) автора.

Фото: 1 - ветеран АК №1493 Иван Дубенко; 2 - сочлененный городской Икарус-280 образца 1980г;


1980 г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!