Сельское хозяйство — традиционно опорная отрасль экономики Краснодарского края. Причем треть всей продукции производят именно крестьянско-фермерские хозяйства. Как научиться зарабатывать на собственной земле, с чего начать бизнес и откуда ждать поддержки — об этом и многом другом мы побеседовали с фермерским омбудсменом Вячеславом Легкодухом.***
Выгоднее, чем холдинг
— Вячеслав Александрович, сколько сейчас фермеров в крае и какой вклад они вносят в экономику региона? — Фермеров на Кубани более 14 тысяч, в последние годы есть небольшой прирост в количественном плане. Крестьянско-фермерские хозяйства занимают 25% земельного клина края, но при этом производят треть всей сельхозпродукции. Эффективность фермерских хозяйств выше, чем крупных агрохолдингов. И показатели уборочной страды доказывают это — именно в фермерских хозяйствах собирают больше 90 центнеров с га, ни в одном крупном такого результата нет. — Интересно, за счет чего фермеры выигрывают в производительности у больших организаций? – Крупные используют в основном наемный труд, а фермер работает сам на себя, поэтому бережнее относится к земле, получает меньшую себестоимость продукции. В агрохолдинге над трактористом стоит бригадир, над ним — начальник, а еще служба безопасности — в некоторых организациях охранников не меньше, чем работающих непосредственно на земле. Да, раньше к фермерам относились снисходительно — мол, и организацию труда используют ущемленную, и технику старую. Когда-то так и было, но сейчас фермерство — наиболее эффективный, максимально вооруженный техникой и технологиями сегмент сельхозотрасли, который ничем не уступает крупным хозяйствам. Благодаря, в том числе, мерам господдержки фермеры обновили материально-техническую базу, построили собственные хранилища — крупным хозяйствам это не нужно, они пришли на готовое. Если хотят заниматься животноводством – строят фермы, в отличие от холдингов, реконструирующих старые, колхозные. Нас немного укоряют, что не так активно идем в животноводство, но извините: фермеру надо построить все с нуля, а крупному хозяйству просто привести в порядок старое колхозное здание.
Чем помогает государство
— Вы говорили, что модернизация стала возможной благодаря господдержке. На какие конкретные преференции может рассчитывать фермер на Кубани? — У нас есть общие меры государственной поддержки — для всех сельхозтоваропроизводителей независимо от формы собственности и размера. Это субсидии на семена, на овощеводство, субсидированные кредиты и т.д. И уникальный в мировой практике момент, индивидуальные формы поддержки для малых хозяйств. Первая и самая главная помощь — программа «Начинающий фермер», по которой человек может получить грант в 1,5 млн рублей на растениеводство, садоводство и 3 миллиона — на выращивание крупного рогатого скота. Напомню, речь идет не о субсидии, не о кредите, а о гранте. За последние годы этой мерой господдержки в крае воспользовались более 100 хозяйств. Один из первых участников программы «Начинающий фермер» Евгений Агафонов из Ейского района получил грант, купил комплект техники — и теперь обслуживает не только свой гектар винограда, но и еще сорок соседних. Георгий Евтушенко на эти деньги построил небольшую ферму на 18 голов. И таких примеров масса. Работает программа «Семейная животноводческая ферма». По ней можно получить гранты до 30 млн рублей. Нужно иметь 40% собственных средств — можно 10% собственных, 30% — заемных. — И это все?? — Отнюдь. Работает программа «АККОР-лизинг», по которой фермеры могут получить технику на льготных условиях: без первоначального взноса, первый платеж — только через полгода. К примеру, купил в мае комбайн, провел все уборки, и только в ноябре начинаешь оплачивать его. Также для ЛПХ есть индивидуальная форма поддержки — субсидии из краевого бюджета на произведенный килограмм мяса и молока. Крупные хозяйства ее не получают, только «малыши». Большим подспорьем стали льготные кредиты. Раньше субсидии получали сами фермеры: надо было взять заем под обычный процент и только после этого государство возмещало часть процентов. Это добавляло аграриям и головной боли, и шансов, что ничего не выйдет — например, ошибешься в оформлении документов, и все. По нашей просьбе правительство теперь субсидирует банки, а фермеры сразу получают кредит под низкий процент — в некоторых случаях до 3% годовых. Да, это тоже общая для всех хозяйств поддержка, но у фермеров есть квота — 20% от всей суммы. Программа работает первый год, есть недочеты, уверен, мы имеем право просить увеличить долю — все-таки, как уже говорил, обрабатываем четверть земли и производим треть продукции. Кроме того, работают две программы поддержки кооперации: работающий не меньше года кооператив может получить до 70 млн рублей на основе софинансирования — 40% собственных средств и 60% государственных. Плюс краевая программа для начинающих кооперативов — 10% своих денег и 90% — из бюджета. То есть создал кооператив, пиши бизнес-план, сдавай документы, приходи на конкурс — и можешь получить поддержку. Инструментов много — заходи и работай, было бы желание.
Вместе — сильнее
— В последнее время региональные власти много говорят об объединении фермеров в кооперативы? Что это дает? — Сейчас идет концентрация земельного ресурса — 70% земли находится в руках 30% фермеров. И небольшим хозяйствам, чтобы выжить, необходимо объединяться: чтобы закупать семена, удобрения, технику, совместно сбывать продукцию и на равных конкурировать с крупными. Понятно, что кубанский менталитет особенный: многие думают, что работать вместе — возвращение к колхозам. Но это не так. Приходится объяснять: если у вас 30-40 га, то сами вы новую технику никогда не купите. Объединяйтесь, участвуйте в программах поддержки — и покупайте. Потому и работают сразу две программы кооперации. Часто фермеры просто не знают о господдержке только потому, что им некогда этим заниматься — на земле работают. Например, недавно приезжали из Новопокровского района, где в руках 1244 фермерских хозяйств 106 тыс.га, конспектировали, когда рассказывал о программах, спрашивали, можно ли другим рассказывать. Так вот, задача кооперативов — забрать у людей заботы о сбыте, о приобретении техники и т.д., чтобы они сосредотачивались на производстве сельхозпродукции. Те же немцы и финны давно это поняли. А АККОР — ассоциация фермеров — должна брать на себя законодательное обеспечение. — Вячеслав Александрович, чем, кроме традиционного выращивания пшеницы и разведения КРС, занимаются кубанские фермеры? — Фермеры — особо чуткий организм, который моментально реагирует на изменение внешних факторов. Почувствовали мы, что рынок овощей пуст, — стали наполнять его. И то, что правительство открыло дорогу турецким помидорам, — это укор для нас, за эти два-три года мы не научились производить столько, сколько нужно людям. Наращивают фермеры закладку садов, виноградников, расширяют овощные плантации, теплицы, выращивают ягоды, разводят кроликов, индеек, даже страусов. — И последний вопрос: с чего начать человеку, решившему стать фермером? — В первую очередь надо определиться, что ему по душе. Затем выяснить, по какому направлению идти проще: животноводство, овощеводство, зерно и т.д. После этого стоит отправиться в местную администрацию и узнать, какие направления субсидируют. Например, у нас можно заложить теплицы с мерами господдержки, по программе «Семейная ферма» построить ферму. Обязательно узнать все условия, по которым предоставляют меры господдержки. Потом уже — после обучения, семинаров, обмена опытом – регистрироваться, предварительно обдумав, где брать деньги и подсчитав предполагаемые доходы и расходы.
Беседовал Виктор Булатов.
***
Досье
Вячеслав Александрович Легкодух с августа 2016 года — полномочный представитель губернатора Кубани по взаимодействию с фермерами (фермерский омбудсмен). Родился 16 июля 1970 года в хуторе Старая станица Каменского района Ростовской области. Окончил Пензенский завод-ВТУЗ, филиал Пензенского политехнического института. С 1993 — фермер. В 2010 году был избран председателем некоммерческого фермерского партнерства «Ейская АККОР».
Фото Игоря Глазко.
С чего начать бизнес и откуда ждать поддержки — об этом и многом другом в интервью с Вячеславом Легкодухом