Дрова должны быть сухими, а топку важно не забивать до отказа, до верха камеры нужно оставить пространство. К утру дом остывает, поэтому надо встать пораньше, чтобы к пробуждению детей было уже тепло, хорошо бы Тане и за водой сходить.

СМОТРИТЕ — МЕДВЕДЬ!

А вот так на Руси было: брала женщина ведра, коромысло, и в снег и в дождь шагала за водой (в старину говорили по воду). Казалось, играю-чи вскидывала она тяжелые ведра и грациозно шагала в обратную сторону. Но мы не на уроке истории, все события происходили не так давно, а семь лет назад, когда Татьяна с двумя детьми отправилась за мужем-военным в Приморский край.

Татьяна — высокая, длинноволосая брюнетка, обладающая хорошим чувством юмора, которое делает ее еще привлекательнее. С безупречной иронией она подходит к повествованию своей жизни. У Тани сильный характер, активная жизненная позиция, уж детям есть, чему у нее поучиться. Девушка без ума от собак, она даже разводит декоративных собак-компаньонов и благодаря имеющимся у нее кинологическим знаниям, воспитывает себе преданных друзей. В силу своего крутого нрава ей и удалось выжить с детьми на краю света, где вроде бы человеку не место и медведей видишь чаще, чем людей.

БЕРЕГИ ПАЛЬЦЫ

Утро на Дальнем Востоке особенное, а его визитная карточка — сопки. Эти величественные холмы, покрытые лесами и кустарниками, первыми встречают солнечные лучи. Семья Ривлиных из Кропоткина поселилась в поселке Терней, в офицерском домике, прямо на сопке, на территории Сихотэ-Алинского государственного природного биосферного заповедника.

— Я выросла в Кропоткине в квартире, никогда не задумывалась, как появляется зимой в доме тепло, а в кране горячая вода. Не думала, что мне придется добывать самостоятельно то, что казалось всегда само собой разумеющимся. Будучи уже в Приморском крае, помню, как мне твердил муж, уезжая в командировку: «Таня, когда колешь дрова, прошу тебя, убирай подальше пальцы от топора!».

С ПРОФЕССИЕЙ ЗНАКОМ

Старшему сыну Ривлиных — Данилу скоро исполнится 18 лет. В Приморском крае парень пожил недолго — родные посчитали, что качество образования там ниже и вернули его в Кропоткин, дома он находился под присмотром родителей Татьяны. Сейчас парень обучается в Кропоткинском техникуме технологий и железнодорожного транспорта на сварщика. Профессию стал постигать с малых лет — он правая рука своего деда-крановщика Владимира Николаевича. К совершеннолетию Даня по максимуму постиг азы ремонта автокрана, наизусть знает содержание пособий по ремонту крупной техники. Мальчик хорошо помнит, какой подарок на свое десятилетие получил от бабушки Елены Владимировны — точную копию любимой игрушки — подъемного крана в виде торта.

Сестренке Данила — Еве — было два года, когда она оказалась с родителями в Приморском крае. Прожила девочка там несколько лет и хорошо помнит этот интересный этап ее жизни.

А ИСТОРИЯ ЛЮБВИ ТАНИ И РОМЫ НАЧАЛАСЬ В… ПОЛИЦИИ!

— До того, как муж восстановился в армии (Рома — военный, окончил Ставропольский военный институт), мы вместе служили в полиции. Я трудилась в должности полицейского-кинолога, а он в группе немедленного реагирования. Помню, как носил мне пирожки и романтично открывал дверь патрульного автомобиля,.. потому что ручка в машине была сломана, и открыть ее изнутри было проблематично! На самом деле мы продолжительное время просто дружили, отношения начались как-то внезапно и захлестнули нас обоих с неимоверной силой. Роман всегда мечтал вернуться в Вооруженные Силы России. Оттуда он был уволен много лет назад после расформирования подразделения. Я поддержала его идею, мне и самой хотелось перемен, потому что когда нашей дочке исполнилось четыре месяца, я столкнулась с серьезной болезнью, выбраться из которой мне помогла семья, — вспоминает Таня.

Молодая женщина с воодушевлением говорит о своих периодах беременности. Роды протекали спокойно, с теплотой вспоминает и выписки из роддома, но после вторых родов у нее начались проблемы со здоровьем — Таня застудила нерв на ноге и мучилась от болей, которые стихали ненадолго благодаря обезболивающим препаратам. Усугубила положение медикаментозная блокада, которую вколол невролог. — После этого укола я вообще не помню, как справлялась с дочкой. Сказать, что было тяжело — не сказать ничего. Рома был в командировке, помощи я отправилась просить у родителей, они меня и спасли. После того, как парализовало правую ногу, мама меня отвела на МРТ в диагностический центр, откуда меня увезли в краевую больницу, где прооперировали, — вспоминает Таня.

ПЕРЕМЕНЫ

После перенесенной болезни девушка приняла решение полностью себя посвятить семье, уволилась из органов внутренних дел, поддержала мужа с восстановлением в Вооруженные Силы России. Одним из условий возвращения в армию стало прохождение службы на Дальнем Востоке. Таня, не думая, собрала вещи и улетела с мужем на край света.

— Нас поселили в самом крайнем домике у леса. До романтики далеко, представьте: на улице минус тридцать, ветер тридцать метров в секунду, в доме холодно и нет воды. Рома уходил на службу, позже начались и командировки, а я одна с двухлетней дочкой живу в лесу, а точнее — в биосферном заповеднике, в котором водятся амурские тигры, дальневосточные леопарды, бурые медведи, лоси. Но я закатала рукава и пошла к ближайшей водозаборной колонке, которая работает с помощью электричества, купила в единственном на всю округу магазине большой таз, оборудовала место для купания и… мы стали жить! — рассказала Таня.

РАЗЛУКА

О том времени женщина без улыбки не рассказывает, хотя прекрасно понимает — было опасно. Вспоминает, когда в местном чате появлялась информация, что в поселок зашел медведь, то родители выбегали из своих домов на поиски детей, которые резвились на улице и срочно заводили их домой. Еду девушка готовила на походной печке, используя газовый баллон. Спустя три года службы, Роман отправился в очередную командировку, а Таня приняла решение возвращаться домой. В разлуке были еще долго, ведь началась специальная военная операция… Мужчину командировали в зону боевых действий, и маму Данила и Евы судьба снова испытывала на прочность. В семье папу ждали долго, и вот спустя время Роман был вынужден покинуть Вооруженные Силы по болезни, но признается, что душа болит за бойцов сильнее его недуга.

ВСЕ ДОМА

Сейчас Ривлины живут размеренной жизнью. Роман работает. Таня продолжает вести хозяйство и готовится с детьми к Новому году. Недавно Татьяна освоила еще один вид искусства — брейдинг, который пришелся по нраву ее дочери Еве. Вместе с мамой девочка постигает точечное афронаращивание волос. Этот способ крепления искусственных прядей через микрокосички понравился и подружкам Тани, которые по очереди становятся моделями на наращивание, благодаря чему Таня набивает руку.

За творчеством Татьяны наблюдают не только ее дети, но и домашний питомец — американский булли Мила, которая любит коротать время за вышиванием и лепкой со своей хозяйкой. Татьяна-искусница поразила родственников и друзей своей креативностью, поэтому рукодельница задумывается над тем, чтобы расширять свое производство, открывать самозанятость, а может быть даже и взять социальный контракт на открытие своего бизнеса, чтобы закупить швейные машинки и другое необходимое оборудование. Ну, а мы в свою очередь, следим за творчеством Тани и готовы написать продолжение ее истории, в которой она поделится с нами успехами своего дела, потому что Таня уверена, мама может гораздо больше!

Фото автора и из личного архива Ривлиных.