Представьте, раннее воскресное утро. В одном из старейших храмов Краснодарского края — церкви Михаила Архангела в станице Темижбекской, яблоку негде упасть от прихожан.

Здесь и местные жители, и из соседнего поселка Венцы, что стоит за Кубанью. Сюда они добрались по речной переправе. Рядом идет бойкая торговля на рынке. Еще чуть дальше работает почта, стоит амбулатория, много магазинов и здание станичного правления. Все это на двух центральных и густонаселенных улицах — Ленина и Красной. Именно так выглядел центр станицы Темижбекской 60 лет назад.

Сегодня все совсем по-другому. Жизнь от речного берега постепенно переместилась на север, ближе к железной дороге. Когда-то оживленная и центральная улица с громким названием — Ленина постепенно стала окраиной населенного пункта.

— Я сюда приехала с Украины в начале 70-х годов, замуж вышла. Тут почта работала, магазины, тут же больница недалеко была. А дороги хорошей не было как тогда, так и сейчас ее нет, — рассказывает Галина Гавриловна Ромашкова.

И хотя административные здания и социальные объекты постепенно с улиц Ленина и пересекающей ее Красной перенесли в так называемый «городок» — новый район Темижбекской, который стал центральным в станице, улица Ленина продолжала оставаться густонаселенной и даже застраивалась до середины 90-х годов.

— До 1993 года здесь люди активно возводили жилье, а потом, уже где-то в 2000-х годах, жизнь как будто остановилась, и улица постепенно начала пустеть. Кто-то уехал, кто-то умер. Новые жители перестали тут селиться, появились брошенные дома. Сегодня уже не у всех есть соседи, например, справа, слева или напротив. Жителей совсем мало осталось, — делится Любовь Васильевна Подлубная.

Одним из последних, кто построил себе дом на улице Ленина, стал настоятель церкви Михаила Архангела отец Сергий. Настоятелем в станичную церковь он был назначен Епархией в 1992 году. Для себя семья священника сразу решила, что приходы менять не будет. Поставили на пост в Темижбекской, значит, тут и нести службу. Участок для строительства дома выбрали неподалеку от храма на улице Ленина.

— Первые девять лет мы жили в домике на территории храма, пока строили свой дом. Тогда людей в округе было больше. На этом месте, слева от дома, сейчас лес растет, а еще тридцать лет назад стояли казачьи хатки. Вокруг соседи были, а сейчас мы в этой стороне практически одни живем, — рассказывает батюшка.

Службу в станичном храме он несет 33 года. За это время отцу Сергию удалось газифицировать церковь и восстановить документы на здание, потерянные в годы лихолетья. Справиться помогли прихожане. К сожалению, их в Михайловском храме совсем немного. Два раза в год, в церкви, по инициативе батюшки проводятся благотворительные ярмарки — в День жен-мироносиц и на Рождество. Вырученные деньги направляют на помощь малоимущим и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Часть средств идет на реконструкцию храма. Сейчас батюшка занят ремонтом фасада, а на будущий год планирует привести в порядок ограждение. Каменный забор — ровесник храма. Он был построен, чтобы жители могли укрыться от горцев, во время их набегов на станицу.

Не забывают в церкви и о станичниках — участниках специальной военной операции. Здесь находится один из пунктов сбора гуманитарной помощи для бойцов. Местные жители говорят о своем настоятеле как о человеке очень ответственном, отзывчивом, не оставляющем без внимания и поддержки никого. Это очень инициативный человек, не боящийся трудностей, кстати — уроженец Кропоткина, казалось бы, городской житель, который осел на селе и ничуть об этом не жалеет.

— Мы тогда молодые были с матушкой, ехали сюда, наверное, с таким же настроем, как в свое время комсомольцы на БАМ, полные энергии и энтузиазма. Живя в Кропоткине в комфортных условиях, я бы, наверное, никогда не научился многим вещам, которые теперь умею делать своими руками. С Божьей помощью все получается, — улыбается отец Сергий.

Шесть лет назад на улице Ленина произошло одно из важнейших событий — сюда пришел сетевой газ. Причем инициаторами и участниками процесса газификации стали сами люди. Объединившись в кооператив и заручившись поддержкой и помощью администрации сельского поселения, за свой счет они оплатили все работы по прокладке газовой трубы по улице и к своим домам.

Те, кто тогда не смог потянуть газификацию финансово, сегодня активно подключают свои дома к газовой трубе по президентской программе. — Сейчас газ есть практически у всех. А вот света на улице и благоустроенной дороги как не было, так и нет. Ночью тьма-тьмущая. Во время дождей ни проехать, ни пройти. Там, в центре, все: и свет, и тротуары, и дороги. А у нас тут ничего, — с грустью в голосе говорят соседки.

Для комфортной жизни им много не надо — лишь бы уличные фонари горели да дорога была без ям и ухабов, чтобы в дождливую погоду не приходилось преодолевать бесконечные препятствия из луж и грязи.

В остальном родная улица людей устраивает. Здесь тихо и спокойно, редко, когда нарушает тишину звук проезжающей машины. По утрам заливисто поют птицы, в воздухе пахнет свежестью, а взору отрывается вид на широкий степной простор, неспешно текущую Кубань и стоящие на другом берегу Венцы и Гулькевичи.