У нашего города особая родственная связь с великим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. 112 лет назад в хуторе Романовском, а в современности городе Кропоткине был основан Покровский собор. Ни одно поколение людей крестилось и венчалось в этом храме, приходило сюда со скорбями, делило с общиной радости. Об этом празднике и связанных с ним традициях накануне Покрова мы говорим с настоятелем Свято-Покровского собора, игуменом Андреем Морозом.
— Наш храм освящен в честь Покрова Божьей Матери и имеет самое прямое отношение к этому празднику.— Это уникальный праздник. Его история восходит к дню, когда в одном из храмов Константинополя во время богослужения сама Божья Матерь посетила молящихся и покрыла всех своим божественным омофором. Этот праздник возник на Руси, и преимущественно он связан с именем святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Великий князь, воин, интеллектуал укоренил богослужебную практику в России. На бескрайних просторах Руси, в самом живописном месте Владимирской области он строит один из самых красивых, самых загадочных храмов — храм Покрова на Нерли. Андрей Боголюбский настаивает на особом почитании праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Благодаря его активному желанию Покров стал на один уровень с великими праздниками православия.
— С какими традициями связно празднование Покрова?
— К этому дню весь ритм жизни, который был связан с добычей хлеба насущного, заканчивается, и Покров всегда окружает немало народных событий. Это завершение уборочной страды, заготовок на зиму: зернышки собрали, в закрома положили. И первым делом поминают защитников Отечества. В храмах перед Покровом служат родительскую субботу, поминают воинов, которые участвовали в походах Андрея Боголюбского, иных павших бойцов и родственников. И в нашем соборе в субботу перед Покровом мы будем совершать особую заупокойную службу. И конечно на Покров из покон веку играют свадьбы.
— Как уникален престольный праздник, так и уникальна история собора. Давайте вспомним. — Храмов Пресвятой Владычице Богородицы на Руси много. Наш храм монастырский. Здесь было подворье Кавказского миссионерского монастыря. Сам монастырь располагался в станице Кавказской и в лихие годы не сохранился, а подворье пережило годы бесчинства. Хотя оно сейчас не принадлежит церкви, но мы видим и настоятельский дом, в котором расположена «первая» школа по улице Сергея Целых, и кельи, и здания мастерских, находящиеся по Комсомольской,28. Эти помещения в послереволюционное время превращали в отдельные квартиры для советской бедноты. *Покровский собор — это один из двух храмов, которые находились в хуторе Романовском, он летний, предназначался для богослужений в теплое время года. А рядом стоял Казанский храм, представлял собой каменный фундамент, деревянные конструкции и турлук — он не сохранился, был снесен. Покровский собор, благодаря своему функционалу с 1933 по 1942 годы, выжил. Склад овощей, склад удобрений, ремонтная мастерская… Чего там только не было.
Строительство этого храма было закончено в 1913 году, а в 14-м, когда началась Первая мировая война, храм стал госпиталем, там лечили инвалидов, потерявших конечности. Мой прадед, кстати, потерял ногу на Первой мировой, и мы знаем, что такое инвалид в семье. Таких изувеченных войной солдат поселяли в храмовом помещении, их было от 20 до 30 человек. В молельном зале стояли больничные койки. Братия монастыря ухаживала за инвалидами. Кто-то из солдат выздоравливал и уходил в семью, а кто-то оставался в монастыре. На момент закрытия церкви, в 1927 году, здесь было порядка 70 человек братии. Затем Покровский храм до 1933 года выполнял миссию приходского, далее его закрыли. Официально церковь была открыта в 1946 году, но ее открывали и ранее, в 1942 году во время оккупации.
— Не принято говорить об открытии храма немцами, потому что фашисты заигрывали с местным населением, пытаясь таким образом привлечь измученных войной людей на свою сторону.* — Конец человеческих безумий, отвратительных страстей, умножения грехов — это война. Трудно остановить войну, люди думают: вот мы вооружимся, сделаем армию сильнее и победим врага, но вы видите: дело к миру идет, идет, идет и срывается. И это повторяется. Главная причина остается — действующий грех. И пока человек не изменится, так и будет. Частица покаянного труда, который принесли кропоткинцы, и помогла открыть храм в период войны. Покаянные молитвы вложены в ту победу. Не только фронтовой подвиг и физический труд, но и молитвенный подвиг приблизили разгром фашистов. В 2025 году есть смысл провести параллели с тем временем. Чего греха таить, из 72 тысяч жителей города Кропоткина кающихся мало, а ведь это должно быть общим делом. Престольный праздник — это повод подвести духовные итоги. Но вот итог пока не утешителен. Все мы мечтаем об окончании войны, но ничего для этого не делаем. Да, мы сегодня занимаемся благотворительностью, люди у нас уникальные — собирают гуманитарную помощь на СВО, плетут маскировочные сети, шьют изделия. Все это важно. Но в то же самое время мы должны приносить плоды покаяния, изменять свою жизнь, отходить от чуждых нам ценностей. Смотрите, нам сейчас одно закрыли, другое запрещают делать, где-то советуют промолчать. Уже даже дерективно нам говорят: измените образ жизни (смеется), а мы считаем, что идет ущемление наших прав. Но прав на грех никто не выписывал…
— Помимо молитвенной миссии православная община несет большую социальную. Расскажите об этом. ** — Престольный праздник — радостный день, и лучше говорить о тех людях, которые остаются преданы Богу, Матери Божьей и Церкви Божьей. Современная задача нашего прихода все та же — совершать богослужение, таинства церковные для освящения этого мира. Это главная функциональная обязанность духовенства, и тех людей, которые здесь трудятся. У нас большой коллектив, порядка 50 человек. Кто-то официально устроен, кто-то работает во славу Божию. Теперь это называется иностранным словом волонтерство.
А как это по-русски?— Добровольчество.
— Как красиво звучит: люди доброй воли. По поводу добровольцев: наших прихожан уже не нужно сподвигать на доброе дело, они действуют сами — собираются на уборку храма и прихрамовой территории. Вот только что прочитал в нашем чате, что 11 октября предстоит такое мероприятие.
Что настоятель при этом делает?
Сердечко ставит под таким объявлением. Слава Богу у нас появились люди, которые не по указанию священника это делают, а переживают жизнь храма, как часть своей истории.И вот они самостоятельно собираются, советуются при этом, конечно, со мной, и помогают. Таким же образом на ступеньках храма перед праздниками создают инсталляции.
— Я помню этот яркий арт-объект: пасхальный кулич, даже фотографировалась возле него.— Это добрая, хорошая инициатива. Благодаря таким же инициативам при приходе появились молодежный клуб «Покров» и группа совместных просмотров поучительных короткометражных фильмов, а после их обсуждение. Есть объединение по изучению Священного Писания, в этом году мы читаем Псалтирь, но не как молитвенную книгу, а как книгу Священного Писания методом святоотческого экзекеза, то есть понимания текста.
Один раз в квартал мы проводим встречи с паломниками, когда руководитель паломнической группы отчитывается и намечает новые туры. География маршрутов и радует, и пугает одновременно своим размахом. На будущий год они нацелились поехать и в Белоруссию, и в Калининград! И эти путешествия имеют не только паломническо-религиозный аспект, но и культурно-просветительский.— Во время службы в храме звучат удивительные песнопения, они завораживают. Профессиональный хор — это особенность собора.— В соборе две хоровые группы — большая и малая. Хористы участвуют в Кубанском фестивале хоров, привозят оттуда дипломы, грамоты. Более того наш малый хор сопровождает епископ Стефан в поездках по приходам. Мастерство наших регентов высокое и очень востребованное. Интересно, что церковно-певческие школы разные. Регент матушка Тавифа представляет питерскую школу, а матушка Елена Кичикова — московскую. Можно отличить разные подходы в исполнении. Матушка Елена училась у известнейшего церковного композитора, регента архимандрита Матфея Мормыля. И это откладывает отпечаток на характер ее подходов на церковное пение. Но, к сожалению, наши хоры взрослеют и мы ждем, чтобы люди, умеющие петь, откликались. Исполнителей не хватает. А раньше было так: Иван Семенович Козловский исполнял свои произведения в оперном театре, был любимцем Сталина, но при этом пел в церковном хоре. Многие оперные певцы служили и дьяконами в храмах. В мире поющих людей считалось, что исполнение церковных песнопений — это десятина, которую они отдают Богу.— Во время праздников во дворе собора православная молодежь устраивает ярмарки, предлагает свои прикладные изделия. У меня дома уже сложилась коллекция таких сувениров.
— Есть такой светский идеал — переход на самоокупаемость. Так и наш молодежный клуб «Покров» старается заработать для своих мероприятий. Ребята не только занимаются образованием, не только социально активны, не только откликаются на просьбы о помощи, но еще имеют способность на свои проекты зарабатывать деньги. Меня всегда радует, что часть средств от продаж на ярмарках они приносят, к примеру, на СВО. У молодежного клуба тоже есть расходы, они купили себе палатку, чтобы удобно было совершать выезды на природу. Они ездили в Михайловский монастырь, в Краснодар в парк Галицкого, понятно, что с посещением главных храмов Кубани. И я уже давно забыл, что нужно им по-родительски выделять деньги. Они большие молодцы, справляются сами. Вот недавно участвовали в крестном ходе в станице Незамаевской. Показали мне флаг, на голубом фоне которого Пресвятая Владычица Богородица. Я их благословил.
— Вы меняете роспись, на стенах появляются удивительной красоты библейские сюжеты.— Особенность нашего храма — дореволюционный местный кирпич, содержащий много глины. К сожалению, он гидроскопичен — втягивает внешнюю влагу. В свое время настоятель отец Петр покрыл стены краской, чтобы снизить влагосодержание, но в тех участках, где вода проникала, все же появлялась плесень. Избавиться от нее помогают работы по удалению штукатурки, пропитка. В результате чего страдает и живописная часть храма. В Русской церкви сейчас принято возвращение храмов к канонической росписи. Поскльку наш храм уже был расписан в академическом стиле, то мы вместе с художниками и приходским советом решили принять русский модерн. Этот стиль имел очень короткую эпоху, но он прекрасен. Так расписан храм Спаса на Крови, подворье Оптинского монастыря в Санкт-Петербурге. Это самые красивые храмы! И мы пошли по этому пути. Работы ведутся медленно. Но у нас тот случай, когда никто не придет и не упрекнет: батюшка, вы водите дружбу с преступниками, казнокрадами. Дорогостоящие работы по росписи храма реально ведутся на копеечки прихожан. Суммы пожертвования разные: кто-то может 100 рублей внести, кто-то одну тысячу, редко кто пять. У людей есть разные поводы жертвовать на храм: у кого-то юбилей и он хочет внести средства на содержание храма, у кого-то печальные события, кто-то благодарит за повышение, устройство детей. Мы с благодарностью принимаем пожертвования и молимся за благотворителей.
Мастера краснодарские, сегодня они делят нашу работу с заказами по восстановлению православных храмов в Новороссии.— Отец Андрей, в нашем храме служат деликатные люди. Давно ушли в прошлое назидания вредных старушек: как одеться, с какой стороны подойти… Это ваше воспитание?— Молитва — это такая хрупкая материя… Кому-то секунды хватает, чтобы сосредоточиться на молитве. А кто-то не может собраться как бы не старался. Единственное, что он может сделать — это свечу поставить, и то слава Богу. Молиться трудно. В храме нас много, мы разные, мы задеваем друг друга. И потому все эти навязчивые реакции — это урон человеку, который старается сосредоточиться на молитве. Потому в храме не следует служащим делать замечания, прихожанам задавать друг другу лишних вопросов, разговаривать. Нам нужно быть предельно деликатными в храме.— Как будете отмечать престольный праздник?— Молитвенно. Прибудет владыка. Вечером, 13 октября, он совершит богослужение, и в самый день праздника прославит Покров Пресвятой Богородицы. Обычно накануне проводим образовательные мероприятия — встречаемся со школьниками, студентами техникумов, собираем подарки на фронт. От наших праздников должна быть польза. В церковных торжествах важна не сама событийность, а важно духовное приобретение. А это утрата грехов, суетности, ложного спокойствия. Мы освобождаем место для приобретения благодати.