Четырехлетняя Ева подошла ближе к маме и повторила в очередной раз свою просьбу — пора завтракать. Девочка подумала, что мама ее не слышит, поэтому еще раз проговорила ей прямо в ухо: «Мам, кушать хочу». Никакой реакции от 32-летней Иры не последовало.

Сегодня суббота — в детском саду выходной, она не спешила вставать готовить детям завтрак. Со вчерашнего вечера беспробудно спала — так подействовало на молодую женщину избыточное потребление «соли».

НА ХЛЕБ ДЕНЕГ НЕТ

Ева и шестилетняя Таня не понимали, почему мама так долго спит. Танюша подошла к сестренке, взяла ее за руку и сказала: «Наверное, мама очень устала, пойдем со мной в магазин, купим хлеба». Денег у девчонок не было, но на кухонном столе среди немытой посуды, лежала десятирублевая монета, Таня ее взяла и повела сестренку в ближайший продуктовый магазин.

Светлана Дмитриевна долгое время работает за прилавком и хорошо знает всех детей в округе, продавец всегда с ними приветлива. Но когда Таня и Ева вошли в продуктовый, улыбку на ее лице сменила обеспокоенность. Тревогу вызвали и слова Тани:

— Тетя Света, здравствуйте. Можно вас попросить дать нам булочку свежего хлеба, но если сегодняшний еще не подвезли, то сойдет и вчерашний. И если можно — пачку недорогого сливочного масла. У нас только десять рублей, но мы обещаем, что как только мама проснется, она придет вам и отдаст остальные деньги.

— Ваша мама дома? — спросила продавец.


— Да, но она очень устала, отдыхает.


— А чем она была вчера занята?


— Она нас забрала из сада, привела домой, ненадолго ушла, а потом спала. На работе была, наверное.


ДАЛЕКО, НО БУДТО РЯДОМ

Светлана Дмитриевна знала историю Иры Ивановой, знала и то, что молодая женщина не работала. Она воспитывает дочек, живет на пособие. До второго декрета работала кассиром в супермаркете. Два месяца назад случилось горе — она похоронила мужа. С тех пор женщина совсем поникла.

Светлана Дмитриевна не оставила Еву и Таню без свежего хлеба, колбасы и хорошего сливочного масла. Предусмотрительно продавец нарезала все прямо в магазине и аккуратно завернула девочкам завтрак. Они поблагодарили добрую продавщицу и вышли, а Светлана Дмитриевна сразу же набрала номер их бабушки. Людмилу Петровну она знала давно, до переезда в другой город она продолжительное время работала напарницей в этом магазине. В трубку она произнесла:

— Люда, у тебя дома что-то неладное происходит. Иру я давно не видела, но сейчас приходили внучки — девчонки просили в долг хлеб. Приезжай.

После звонка подруги Людмила Петровна засобиралась в Кавказский район. Прошел год, как умер муж, и она переехала в Лермонтово Туапсинского района. Дом оставила молодым, дети его оформили в собственность и по взаимной договоренности взяли на побережье маме однокомнатную квартиру в ипотеку. Она всегда мечтала жить ближе к морю и уехала, чтобы не мешать детям вести свой быт. Несмотря на то, что жила от дочери в двухстах километрах, женщина интересовалась тем, что происходит у внучек, очень любила девочек и часто забирала к себе. Для них она купила большой диван. Таня и Ева с радостью приезжали к ней, вместе проводили время у моря, спали в одной комнате, зачитывались сказками и лакомились бабушкиными блинами.

ИСПЫТАНИЕ

Долго Людмилу Петровну ждать не пришлось. Вечером она пришла в магазин к своей давней приятельнице и поблагодарила за своевременное предостережение. В доме, действительно, беда — Ира употребляет наркотики.

— Молодая женщина не осознает, как ей повезло. В семье произошел тот случай, когда вовремя забили тревогу и грамотно отреагировали. Людмила Петровна перешагнула порог своего дома спустя четыре часа после звонка приятельницы, и уже после полудня сидела у меня на приеме с дочкой. Я поняла, в чем дело, да и Ирина призналась, что уже месяц употребляет наркотики. Ее мама выбрала для дочери частную клинику. После лечения прошло некоторое время, Ира наблюдается у меня, и я вижу положительные изменения в поведении женщины, это радует, — рассказывает врач психиатр-нарколог центральной районной поликлиники станицы Кавказской Лариса Серая.

ЖИЗНЬ «ПОСЛЕ»

Людмила Петровна вот уже больше года живет со своей дочкой и внучками. На клич о помощи Ире отозвались все родственники, необходимая сумма на лечение собралась за короткое время. Все документы на опеку детей тоже были подготовлены быстро, и на период лечения Ева и Таня жили в Лермонтово. Там же старшая внучка пошла в первый класс, а на летних каникулах семья перебралась в Кавказскую. Ирина как раз окончила в этот период лечение и вернулась к родным. Таню перевели в станичную школу, а Ирина остается под наблюдением медиков, для нее создан комфортный темп восстановления. В планах семьи продать дом и квартиру на побережье и купить жилье просторнее там же, в Лермонтово. Людмила Петровна уверена, что морской воздух и смена обстановки поможет дочери быстрее восстановиться.

Имена изменены по этическим причинам.