В поселке Октябрьском, расположенном в 20 км от Кропоткина всего одна улица, на которой живут 50 человек и нет ни одного магазина…

Помните строки из песни Мурата Насырова: «Но не летят туда сегодня самолеты, и не едут даже поезда». Примерно такая же ситуация в поселке Октябрьском Мирского сельского поселения. Вот только не «сегодня», а всегда. Речь, конечно же, не о самолетах и поездах, временно отменивших маршрут. Автобусы, наши межпоселенческие, общественные туда не ходят. В поселке не то, что отделение банка или почты не работает, там нет ни одного магазина. А ведь населенный пункт расположен, можно сказать в центре Кавказского района. До Кропоткина по автомобильной дороге всего 21 км, до поселка Мирского — 9 км, до одной из крупнейших станиц района — Казанской — всего 6 км. Поселок находится между двумя оживленными автомагистралями — федеральной трассой «Ростов-Махачкала» и региональной «Краснодар-Кропоткин-граница Ставропольского края», еще в километре от поселка проходит железная дорога. При этом цивилизация его почему-то практически обошла стороной.
ЗА ХЛЕБОМ — В КРОПОТКИН
В поселке Октябрьском всего 60 подворий, вот только жилых из них и половины не наберется. Здесь официально зарегистрированы 92 жителя, а постоянно живут только 50 человек, из них детей всего четверо. Одного школьника в среднюю школу поселка Мирского и домой возит школьный автобус.
Одна единственная улица поселка — Юбилейная заасфальтирована, в домах есть электричество и вода, в некоторых — даже вай-фай. Газ только в баллонах для приготовления пищи, мобильная связь неустойчивая, сигнал есть не везде. На этом, в принципе, все! На прием к врачу, на работу и даже за продуктами нужно ехать в соседние населенные пункты.
— Захожу в магазин и покупаю хлеба 15 булок. Все смеются: «Ого! У вас аппетит», а что я сделаю? Каждый день за свежей булкой не наездишься, закупимся, а потом хлеб в морозилке храним, — делится Валентина Литвинова.
Жизнь в поселке как нигде лучше иллюстрирует известную поговорку о том, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. В Октябрьском без него никуда. Тех, у кого личного транспорта нет, выручает электричка, которая делает остановку в километре от поселка.
— Сумки навьючу по две-три, и все на себе тащу. А от электрички еще дойти нужно, минут двадцать не меньше пешком топать приходится, — добавляет Любовь Беловалова.
На разъезде 1574 км несколько раз в день останавливаются только два пригородных электропоезда «Тихорецкая-Кавказская» и «Тихорецкая-Армавир». Билет в один конец — 70 рублей, а если опоздал на электричку, домой добраться можно только на такси, цены на поездку с комфортом «кусаются» — 700-1000 рублей.
— Ну, где нам пенсионерам таких денег набраться, чтобы на такси разъезжать? Да и работающим тоже, что заработают за день, то на такси и уйдет, — вздыхают люди.
ТАК БЫЛО НЕ ВСЕГДА
Во времена Советского Союза, когда поселок Октябрьский еще был одним из отделений совхоза «Кавказ», сюда два раза в неделю приезжала автолавка, и жители могли купить необходимые продукты и вещи на месте. После постперестроечной неразберихи и ликвидации совхоза автолавки ушли в прошлое. Но запрос на главный социальный продукт — хлеб — никто не отменил. Со свежим хлебом и выпечкой в поселок стала заезжать хлебовозная машина пекарни поселка Мирского. Жители знали, когда придет хлебовозка, и всегда выходили за покупками. Потом пекарня закрылась. Выезжать в поселок с торговлей стал предприниматель из соседней станицы, но тоже недолго.
— Раньше к нам из Казанки «пирожок» ездил. Мы у него все покупали: хлеб, булочки, соль, сахар, крупу. А теперь все, даже уксус, тянуть из города приходится, — говорит с ироничной улыбкой Светлана Ковалевская.
БЕЗ ХОЗЯЙСТВА У НАС НИКАК
В каждом жилом дворе обязательно посажен огород — в первую очередь растет картофель, ну и овощи, конечно, чтобы припасов на зиму наделать вдоволь. Из живности — в основном, птица. Она есть в каждом дворе — это и яйца, и мясо. Кто-то даже коз держит ради молока. По-другому в Октябрьском выжить тяжело.
— Вермишель закончилась. А внук говорит: «Хочу супу с лапшой». Куда я побегу? Где я ее возьму? Становлюсь у стола и катаю, — смеется Валентина Александровна Литвинова.
Практически весь день у «октябрьцев» проходит в домашних делах и заботах. Летом — это, в основном, полевые работы, а зимой — каждый день начинается и заканчивается топкой печи.— С утра печь протопить надо и вечером, сначала в дом шелуху или дрова несем, а когда сгорит, выносим, между тем какие-то дела домашние сделаем, вот и день прошел, короткий он зимой, — смеется Светлана Ковалевская.
В редкие свободные минуты соседи ходят, друг к другу в гости на чай или в настольные игры играют, когда на лавочке соберутся, поговорят. Так и проводят свой досуг.
А еще сетуют на местных арендаторов водоемов. Жалуются, что к реке Бейсуг, протекающей рядом с поселком, их не пускают не то что рыбу на удочку половить, а просто на берегу отдохнуть.
— А ведь мы выросли на этой речке. Детство свое там провели, купались, и половина Казанки к нам ездила отдыхать, а теперь даже по берегу спокойно не прогуляешься, все или перепахано, или шлагбаумами перекрыто, — рассказывает Светлана Ковалевская.
«ХОТИТЕ В ЗООПАРК? ПРИЕЗЖАЙТЕ!»
Местные говорят, что их поселок и территория вокруг — это заповедная зона. Стоя в собственном дворе, можно насладиться пением птиц и полюбоваться их яркой раскраской. Птиц в поселке много различных. Сядут на ветку дерева и напевают свои звучные мелодии:
— Каких только нет, и скворцы поют, и недавно какие-то новые птахи появились с разноцветным оперением, и с черно-белым, хохлатые. Раньше мы таких здесь и не видели, — делится Любовь Беловалова.
В окрестностях водятся фазаны, много лис, зайцев, хорьков, говорят, даже хомяков встречали, а шакалы как чуть стемнеет покоя не дают, выть начинают.
— Воют, как будто дети малые плачут. Они далеко от поселка, за полем, а слышно так, как будто вот он у тебя на огороде сидит, — продолжает рассказ Елена Юрьевна Осичева.
Жалуются женщины и на большое количество зайцев, говорят, спасу нет от них: то в огороде нашкодят, то поле с подсолнухами у фермеров объедят.
— Сидишь, электричку ждешь, а они одно скачут через пути туда и обратно, — добавила Наталья Васильевна Теплинская.— Хотите в зоопарк? Приезжайте к нам, — рассмеялись женщины.
ЖИВЕМ-ТО МЫ НОРМАЛЬНО
Живут в поселке в основном одни пенсионеры, но зато активные. Они и на субботники дружно выходят, и для бойцов специальной военной операции и жителей Курской области помощь регулярно собирают. В День Победы, когда был жив их единственный фронтовик, с удовольствием собирались на выездной концерт у его дома. С флагами встречали и провожали артистов и участников автопробега, проводимого 9 Мая.
— А вот в этом году колонна автопробега по нашей улице не проехали, хотя мы ждали. Обидно, что про нас забыли, но мы все равно не вымрем, — смеются женщины и тут же добавляют:— Живем-то мы нормально, а когда газ в поселок проведут и уличный свет сделают, вообще хорошо жить станем.
Газификация поселка, действительно, есть в планах, уже разработана схема газоснабжения, а строительство подводящего уличного газопровода находится на контроле администрации Кавказского района. В дорожной карте Мирского сельского поселения прописан и монтаж уличного освещения поселка, но он будет выполнен только после освещения всех социальных объектов Мирского. Но они и без света не вымрут. Люди такие, жизнеустойчивые.