На рейхстаге он написал — Мы вас все-таки добили

На рейхстаге он написал — Мы вас все-таки добили

Федор Егорович Ноженко, мой родной дядя по отцовской линии, родился 3 марта 1918 года в селе Пристень Ровеньского района Воронежской (ныне Белгородской) области в многодетной крестьянской семье, имеющей глубокие запорожские, казачьи корни.

Он был последним, шестым ребенком в семье Егора Фирсовича и Ольги Ивановны Ноженко (Лепетюха). До революции 1917 года Егор Фирсович и Ольга Ивановна имели 15 десятин земли, которая кормила и поила их большую семью. Но недолгим было их семейное счастье. Беда пришла в июне 1918 года.

В Государственном архиве Воронежской области есть документы, в соответствии с которыми взрослые члены семьи Ноженко (глава семьи Егор Фирсович Ноженко, его жена Ольга Ивановна Ноженко, престарелый дед Фирс) были зверски убиты немецкими оккупантами в 1918 году за то, что проявили нелояльность к немецким оккупационным властям, отказавшись продавать (даром отдавать!) хлеб и другие продукты по установленным ими грабительским ценам.

Большая крестьянская семья Ноженко, до этого имевшая крепкий достаток и кормильцев, лишилась вмиг всего. Круглыми сиротами остались шестеро детей, старшему сыну Мефодию Ноженко было 13 лет, младшему Федору не было и полгода. Семью спасла, надо отдать ей должное, советская власть, да добрые люди, соседи не дали сгинуть. Дети — Мефодий, Александр, Галина, Надежда, Тимофей, Федор, рано повзрослели, работали по найму, уповали только на себя и помощь Божью.

Не знал маленький Федя никогда ни материнской, ни отцовской ласки, ни теплого родительского слова. Это — трагедия всей его жизни, жизни всей многодетной сиротской семьи Ноженко. Как и все его старшие братья и сестры, он хлебнул лиха через край, сполна, рано повзрослел, с детских лет тяжело работал, мечтал выучиться, стать учителем. А если повезет — военным, офицером. Ему иногда везло в жизни. Посудите сами.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Мечты его сбывались постепенно, не сразу. В 1933 голодном году большая семья Ноженко переехала в станицу Темижбекскую, на Кубань. Федору было уже 15 лет, по тем временам возраст весьма солидный, позволявший работать практически всюду, на сельскохозяйственных работах в колхозе «Ленинский путь» и МТС имени Г.Димитрова станицы Темижбекской. Федор старательно работал и уверенно шел к осуществлению своей мечты.

После окончания Краснодарского учительского института в 1938 году Федор один месяц преподавал в сельской школе Тарасовского района Ростовской области, но учительствовать ему пришлось недолго.

5 октября 1938 года молодой учитель Федор Егорович Ноженко был призван в ряды РККА. Ему было на тот момент 20 лет от роду. Вся его последующая жизнь была уже связана с армией, это был его сознательный выбор, которому он не изменил до конца дней своих.

ТЯЖЕЛЫМИ ДОРОГАМИ ВОЙНЫ

Федор Егорович воевал на Южном, Северо-Кавказском, Крымском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах с июля 1941-го по май 1945 года. С боями отступал от западной границы страны, много раз попадал в окружение и выходил из него, терял боевых товарищей, несколько раз был ранен, контужен. Всякий раз он вставал в боевой строй. Военная судьба была милостива к нему, позволив ему выжить, дойти до Берлина, до самой Великой Победы. Как это было? Кратко расскажем об этом.

В составе 32-го артиллерийского полка 31-й стрелковой дивизии 56-й армии Южного фронта мужественный артиллерист Федор Егорович Ноженко защищал и освобождал Ростов-на-Дону, участник боев на Миус-фронте, в районе города Таганрога Ростовской области.

12 июля 1942 года в ожесточенном бою на подступах к Ростову-на-Дону, в районе Миллерово старший лейтенант Федор Ноженко получил тяжелейшее ранение. Медсанбат, длительное лечение в госпиталях, после которого он был назначен заместителем командира батареи по политчасти, а затем комсоргом 260-го минометного полка 29-й отдельной минометной бригады резерва Главного Командования Северо-Кавказского фронта.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТАЯ

(Из воспоминаний Анатолия Тимофеевича Ноженко, моего старшего брата)

«По рассказам моих родителей, Тимофея Егоровича и Анны Денисовны Ноженко, до начала Великой Отечественной войны кадровый военный, офицер Федор Егорович Ноженко женился на жительнице станицы Новоалександровской Ставропольского края. На фронт он уходил женатым, семейным человеком. Жена писала письма своему суженому, ждала его весточек с войны. И получала их. Потом писем не стало.

В жестоком бою под Ростовом-на-Дону в июле 1942 года в результате разрыва снаряда на передовой старший лейтенант Федор Ноженко получил тяжелейшее ранение и контузию. Его, по всей видимости, посчитали погибшим, домой его жене была направлена похоронка. Такое на войне бывало очень часто. Погоревав какое-то время, его жена вышла замуж за комиссованного фронтовика.

После длительного лечения в госпиталях старший лейтенант Федор Ноженко, счастливый примчался с фронта домой. Он зашел во двор своего дома, приехал без письма и уведомления о своем приезде, хотел сделать приятный сюрприз жене и всем родным. И что же он увидел? Войдя в свой дом, он обнаружил законного мужа его жены, которая давно оплакала похоронку на него. Ставила свечи на помин души его. Но, так уж случилось, Господь сохранил жизнь мужественному воину Федору Ноженко, перенесшему столько мук и страданий, но уцелевшему на той страшной войне. Рыдала его жена, потрясенная, без вины виноватая. Ее первому мужу-фронтовику Федору Егоровичу Ноженко ничего не надо было объяснять, все было и так предельно ясно. В тот же день он уехал на фронт, война для него еще не закончилась.

Уже в послевоенные годы я увидел дядю Федю, героя-фронтовика с могучим обнаженным торсом, умывающегося под рукомойником во дворе нашего дома на улице Красной в станице Темижбекской. Я ужаснулся. У него буквально отсутствовало полбока — результат страшного ранения».

ОСВОБОЖДАЯ РОДНУЮ КУБАНЬ

В конце апреля 1943 года 29-я минометная бригада РГК, в которой воевал старший лейтенант Федор Ноженко, была введена в бой в районе станицы Крымской (ныне город Крымск).

Многомесячные кровопролитные бои за высоту 114,1 в районе села Молдаванского Крымского района сделали бессмертными имена многих солдат и офицеров Красной армии. Мы их никогда не забудем. В боях за высоту 114,1 совершил свой подвиг старший лейтенант, комсорг 260-го минометного полка Федор Ноженко.

Из наградного листа (стиль и орфография оригинала, в сокращении): Ноженко Федор Егорович, старший лейтенант, комсорг 260 минометного полка 29 Отдельной Минометной Бригады РГК Северо-Кавказского фронта — представляется к ордену Отечественной войны 2-й степени.

1918 года рождения, русский, член ВКП(б) с 1941 года, участник финской войны, Карельский перешеек — 1939-1940г.г. Участник Отечественной войны — Южный фронт — 1941-1942г.г., СКФ с 4 мая 1943 года. Имеет одно тяжелое ранение на Южном фронте в 1942 году. В Красной Армии с 1938 года, призван Тарасовским РВК Ростовской области.

Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:

Работая на должности заместителя командира батареи по политической части, во время наступления наших частей на высоту 114,1 26 мая 1943 года, товарищ Ноженко под сильным артиллерийским и минометным огнем противника, презирая смерть, своим личным примером воодушевлял бойцов и офицеров на героические подвиги.

Когда срочно нужно было проложить связь с огневой позиции на новый наблюдательный пункт, товарищ Ноженко взял расчет телефонистов и в самый жаркий бой, несмотря на сильный артминогонь противника и бомбежку с воздуха, проложил связь в исключительно короткий срок, тем самым обеспечил выполнение боевой задачи поддерживаемой пехоты.

Огнем батареи за этот день было уничтожено: два станковых пулемета, один дзот, два блиндажа, подавлен огонь четырех огневых точек противника и огонь батарей батальонных минометов противника, рассеяно и частично уничтожено до взвода пехоты противника.

Старший лейтенант Ноженко достоин награждения орденом Отечественной войны 2-й степени.

Командир 260 минометного полка майор Сероус.

11.10.1943г.

«За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество», старший лейтенант Ноженко Федор Егорович, комсорг 260-го минометного полка был награжден медалью «За отвагу».

29-я отдельная минометная бригада РГК внесла свой достойный боевой вклад в освобождение Кубани, Таманского полуострова от немецко-фашистских захватчиков. Есть в этом частица славы заместителя батареи по политчасти, комсорга 260-го минометного полка старшего лейтенанта Федора Егоровича Ноженко и его боевых товарищей.

Старший лейтенант Федор Егорович Ноженко за мужество и отвагу в боях на Кубани и Северном Кавказе был награжден боевыми медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», которыми очень гордился. Не менее, чем боевыми орденами, которые он получит позднее. Его можно понять, ведь он защищал свой родной дом, свой род, своих родных и близких, свою родную прекрасную Кубань.

КАПИТАН ФЕДОР НОЖЕНКО — ОСВОБОДИТЕЛЬ КРЫМА

Федор Ноженко принимал боевое участие во всех операциях по освобождению Крыма с 17 ноября 1943 года. В боях за расширение плацдарма на Керченском полуострове и в последующих боях старший лейтенант/капитан Ноженко проявил образцы мужества, отваги и геройства.

Комсорг 260-го минометного полка, а затем заместитель командира 1-го дивизиона по политической части 259-го минометного полка капитан Ф.Е.Ноженко находился в боевых порядках частей, принимал участие в отражении яростных контратак противника. Личным примером воодушевлял бойцов на штурм укреплений противника в районе городов Керчь, Феодосия, Алушта, Ялта, Алупка, Балаклава, Севастополь.

Капитан Федор Ноженко, освобождая Крым и Севастополь, проявил мужество и героизм. В Центральном архиве МО РФ хранится наградной лист на капитана Ноженко, где говорится о его подвиге в боях за освобождение Севастополя, за который он был награжден орденом Красной Звезды.

ВПЕРЕД, НА ЗАПАД

18 июля 1944 года капитан Федор Егорович Ноженко получил ранение в бою. После непродолжительного лечения в госпитале вернулся в боевой строй. Принимал участие в составе 124-го минометного полка 1-й минометной Брестской бригады 5-й артиллерийской Калиновичской Краснознаменной дивизии прорыва РГК в боях за освобождение Люблина, Бреста, Тлуща, Варшавы.

Столица Польши, Варшава, была взята нашими войсками 17 января 1945 года. Всему личному составу 5-й артиллерийской дивизии прорыва РГК была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И. Сталина, в том числе капитану Федору Ноженко, заместителю командира по политчасти 1-го дивизиона 124-го минометного полка.

Капитан Ноженко за мужество и героизм в боях при освобождении Варшавы был награжден боевой медалью «За освобождение Варшавы».

В боях за освобождение Польши погибло более 600 тысяч советских солдат и офицеров, больше, чем за освобождение от фашизма Чехословакии, Венгрии, Германии, Австрии, Румынии, Югославии, Норвегии, Болгарии, вместе взятых (489290 человек). Мы должны это помнить и передать Правду и Память другим поколениям.

Капитан Федор Ноженко участвовал в самых кровопролитных боях, которые вела 1-я минометная Брестская бригада, успешно решая боевые задачи в составе армий 1-го Белорусского фронта. Мужественный офицер-минометчик Ноженко с боями прошел более 700 километров в условиях сложной лесисто-болотистой местности, неоднократно форсировал, под шквальным огнем противника, Западный Буг, Нарев, Вислу, Варту, Одер, Шпрее и много других больших и малых рек Белоруссии, Польши, Германии.

Во время прорыва обороны противника 14 января 1945 года частями 383-й стрелковой дивизии, мужественный, бесстрашный в бою капитан Федор Егорович Ноженко ликвидировал в критический момент боя заминку в продвижении пехоты, корректируя огонь 1-го дивизиона 124-го минометного полка (ЦАМО РФ).

Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.Сталина от 16 января 1945 года за отличные боевые действия при прорыве обороны немцев на западном берегу реки Висла, южнее Варшавы, капитану Ноженко была объявлена благодарность.

НА БЕРЛИН!

В самом начале Великой Отечественной войны братья-фронтовики Александр, Тимофей и Федор Ноженко поклялись дойти до фашистского логова, Берлина. Милостью Божьей удалось это младшему из братьев — Федору. Пройдя тяжелыми дорогами войны, получив ранения и контузии, капитан-минометчик Федор Ноженко вел своих подчиненных на штурм фашистской цитадели-крепости Берлин, столицу фашистского рейха.

По официальным данным Центрального архива МО РФ около 50 процентов потерь в живой силе противника во время Великой Отечественной войны приходилось на долю минометного огня. Именно поэтому минометчики были всегда на прицеле у вражеских снайперов, артиллеристов, минометчиков, пулеметчиков, подвергались авиационным бомбежкам.

Офицер-минометчик Федор Ноженко и его боевые товарищи это знали на собственном боевом опыте, но они мужественно шли вперед, на врага, выполняя свой священный долг перед Родиной.

Из наградного листа (ЦАМО РФ):

«Товарищ Ноженко — смелый и мужественный в боях, во время боев всегда бывает на ОП и НП, воодушевляя бойцов, сержантов и офицеров на хорошее выполнение боевых задач».

Приказом Командующего артиллерией 1-го Белорусского фронта за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, и проявленные при этом доблесть и мужество, капитан Ноженко, заместитель командира дивизиона по политчасти 124-го минометного полка 5-й артиллерийской дивизии прорыва, награжден орденом Отечественной войны I степени, высокой наградой Родины.

29 апреля 1945 года бойцы 79-го стрелкового корпуса, поддерживаемые 5-й артиллерийской дивизией прорыва РГК, форсировали реку Шпрее и, отбивая яростные контратаки противника, завязали бои за рейхстаг. 30 апреля 1945 года воины 150-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

АВТОГРАФ НА РЕЙХСТАГЕ

Капитан Федор Ноженко, чей минометный дивизион первым открыл огонь по фашистскому рейхстагу, прокладывая дорогу 150-й гвардейской стрелковой дивизии, водрузившей Знамя Победы, написал на стене поверженного рейхстага: «Мы вас все-таки добили! Капитан Ноженко».

И этим поставил точку в историческом споре о том, кто же выиграл войну против гитлеровской Германии. Мы в роду своем гордимся этим и никогда не забудем этого. Как не забудем ошеломляющую победу над империалистической Японией, в которую внес свой боевой вклад танкист гвардии майор Александр Ноженко. Они, Воины-Победители рода Ноженко — наша гордость! Но перенесемся, на мгновение, в Берлин победного мая 1945 года!

Капитан Федор Ноженко за личное мужество и отвагу во время Великой Отечественной войны был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени. Его грудь украсили медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Счастливыми глазами глядел капитан Федор Егорович Ноженко на своих однополчан! Сердце ликовало у него в груди. Да и как было не гордиться ему! Им, троим братьям Ноженко и родному племяннику Ивану, выпало счастье оказаться в числе участников великих событий.

Самый старший из братьев Ноженко, Мефодий, на фронт не попал из-за брони, растил хлеб для страны. В разных местах — на западной границе, на Северном Кавказе, под Сталинградом и Ростовом-на-Дону, в Крыму и под Ржевом — начинались и проходили фронтовые дороги трех братьев (Александра, Тимофея, Федора) и их племянника Ивана Ноженко. А закончили они свой боевой путь победой в Прибалтике (танкист Александр и пехотинец Тимофей Ноженко), на иранской и турецкой границе (танкист Иван Ноженко), капитан Федор Ноженко, мужественный офицер-минометчик, дошел до самого Берлина и взял его штурмом!

ВСПОМИНАЯ БЫЛОЕ

Федор Егорович Ноженко на склоне лет вспоминал о войне, о жизни: *«Я пересек с отступающей Красной армией всю европейскую часть страны, от Молдавии до Кавказа, а затем наступал на запад, до самого Берлина. Я бывал в самых отчаянных ситуациях, под обстрелами и бомбежками, ходил в рукопашную, за храбрость и стойкость в боях получал благодарности, ордена и медали, но судьба меня, слава Богу, все-таки миловала.

Я остался жив, три раза был ранен, дважды тяжело, контужен, всякий раз возвращался в боевой строй и дошел до Берлина. Это — настоящее счастье Солдата! Я сломал две тяжелые войны, советско-финскую и Великую Отечественную. Я был счастлив в семейной жизни, любил женщин и был любим ими, вот только Господь детей мне не дал. Всему виной советско-финская война, ледяные купели, в которых я потерял свое здоровье».

«О моем родном брате Александре Егоровиче Ноженко я скажу так: человек, который в годы сплошной коллективизации был секретарем партийной организации в селе (сначала в селе Пристень Воронежской области, а затем и в станице Темижбекской — А.Ноженко) под дулами кулацких обрезов, обязательно должен был стать героем в Великую Отечественную войну. Такова линия его жизни.

Мы по своему личному жизненному опыту знаем, какой острой была тогда в деревне классовая борьба. Почитайте «Поднятую целину» М.Шолохова, это добрый кусок жизни нашего рода. Все должности, какие занимали в селе Пристень мои родные братья Мефодий и Александр, были несовместимы с жизнью. Не раз и не два их подстерегали с кулацкими обрезами, слава Богу, что все обошлось, и мы выжили в то суровое время. И это было еще не все. Потом страшная война, унесшая жизни миллионов наших сверстников, поломавшая судьбы и жизни близких мне людей. Как тут не отчаяться. Но мы выстояли и победили. А голод, страшная нужда, ведь было же все это, было…

Я и мои родные братья и сестры, все мои близкие родственники рода Ноженко пережили три великих голода: 1921-1922 г.г., 1932-1933 г.г., 1946-1947 г.г., унесших миллионы человеческих жизней.

Мы выжили чудом Божьим. А еще — любовью к Родине! Любовь к Родине — то, что нас всегда объединяло, держало в жизни и делало непобедимыми».*

Александр НОЖЕНКО, г.Мытищи Московской области.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!