Урок четвертый.1945 год. Красное знамя над Берлином

Урок четвертый.1945 год. Красное знамя над Берлином

Фото из открытых источников сети Интернет

С 29 апреля по 1 мая 1945 года советские солдаты штурмовали рейхстаг.

Успешной стала только третья попытка. На крыше здания было установлено Знамя Победы. Два раза немцы уничтожали флаг артобстрелами. Только третье Знамя сбить не удалось.

ОБОРОНА БЕРЛИНА

Берлин готовили к обороне с начала 1945 года. Гитлеровцы поделили город на сектора, построили сотни бетонных бункеров, соорудили баррикады и окопали наиболее важные объекты противотанковыми рвами.

К апрелю 1945 года в частях ПВО Берлина насчитывалось почти 600 орудий, по большей части тяжелых. Помимо обычных батарей в городе появились странные плоды немецкой инженерной мысли — башни ПВО.

Эти огромные бетонные сооружения служили одновременно и бомбоубежищами, и площадками для зенитной артиллерии. Хотя «флактурмы», так их называли, выглядели экзотично, они вполне справлялись со своими основными функциями: ни одна из башен так и не была разрушена в боях.

Руководство обороны города возглавляли генерал вермахта Рейман и имперский комиссар обороны Берлина доктор Геббельс. После своего назначения они немедленно поругались из-за амбиций Геббельса. Но проблема была даже не в этом: два командующих конкурировали за материалы, технику и рабочую силу, которых и так было мало. Строительство то останавливалось, то возобновлялось.

Военные полагали, что они лучше понимают, как должна выглядеть система укреплений. Однако за превращение города в настоящую крепость отвечал как раз Геббельс, и он не желал советоваться с армейскими, полагая, что «война слишком важное дело, чтобы доверять ее генералам». Поэтому фортификационные сооружения строились часто без учета тактических требований, наспех, и больше мешали защитникам, чем помогали им.

НАЧАЛО ОПЕРАЦИИ

Под Берлином Красной армии противостояла миллионная немецкая группировка с 8000 орудий и минометов, 1200 танками и штурмовыми орудиями, 3500 самолетов. Солдаты вермахта, отрядов СС и фольксштурма бились до последнего, цепляясь за каждую улицу, квартал, дом, квартиру, комнату, подвал. Штурмовые группы РККА атаковали днем и ночью.

Всю работу по взятию столицы Третьего рейха выполняли три основные ударные группировки. Самая крупная, включающая «сталинградцев» из 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта под командованием маршала Жукова, наступала с востока и юго-востока. С юго-запада в Берлин вошли части 1-го Украинского фронта маршала Конева, которые по первоначальному плану вообще не должны были попасть в город, но приняли участие в штурме. С севера наступала 3-я ударная армия 1-го Белорусского фронта, под командованием генерал-полковника Василия Ивановича Кузнецова, который относился к числу самых опытных военачальников РККА.

Одной из основных проблем стало обилие гражданского населения, из 2,8-миллионного города никто людей не вывозил, считалось, что они все будут воевать до последнего. Приходилось заботиться о том, чтобы ненароком не убивать штатских — и тут огромные сложности создавали немецкие солдаты в гражданской одежде. Кузнецов считал, что это целенаправленные попытки обмануть и запутать штурмующих, часть этих хамелеонов были фольксштурмистами, которым не хватило формы.

Еще одной проблемой стали водные преграды. Армия наступала, преодолевая берлинские каналы, а впереди лежала Шпрее, шириной 200-300 метров, отделявшая русские войска от правительственных кварталов центра города. Форсировать водные преграды в городе тяжело — отвесные каменные набережные до пяти метров высотой не позволяют делать это сходу, мосты взрывали немцы и на противоположном берегу стояли баррикады с орудиями и пулеметами.

Большую роль в форсировании Шпрее сыграли моряки Днепровской флотилии. За три дня моряки-днепровцы перебросили через Шпрее 16000 человек, 600 орудий и минометов, свыше 1000 лошадей, 27 танков и большое количество военного имущества (танки, орудия и лошадей перевозили на понтонах, прикрепленных к катерам веревками). Все это под непрерывным огнем немцев, потери составили один полуглиссер (деревянный катер, из вооружения один пулемет) и семь моряков.

ПРИЕМЫ И ТАКТИКА

Берлин атаковали дивизии, которым хватало всего, кроме личного состава — шел четвертый год войны, и люди начали просто заканчиваться. Зато техники было сколько угодно. В результате получались стрелковые дивизии по 3-5 тысяч человек (вместо 15 тысяч по штату), но с огромный огневой мощью. Полностью укомплектованный полк самоходок и танков мог сопровождать стрелковый полк численностью в комплектный батальон. В пехоту местами шли артиллеристы. Недостаток числа людей с лихвой компенсировало умение и опыт.

За четыре года РККА отработала массу эффективных приемов по вскрытию даже очень прочной обороны. В Берлине своего рода репетицией штурма рейхстага и прилегающих зданий для 3-й ударной стало взятие квартала Моабит с его знаменитой тюрьмой для политических заключенных.

Город брали штурмовые группы. Такие подразделения были нештатными и комплектовались на лету под конкретные задачи. Типичный состав такой группы — стрелковая рота (в реалиях Берлина это всего 40-50 человек), несколько орудий, стреляющих прямой наводкой, в том числе одно тяжелое, один-два танка или САУ (самоходная артиллерийская установка), взвод саперов, взвод огнеметчиков, крупнокалиберные пулеметы, минометы и в тылу — артиллерия поддержки.

Командир группы имел под рукой все необходимое и мог не тратить драгоценное время, запрашивая поддержку у старших начальников: в уличном бою обстановка могла меняться стремительно. Пехотинцы и саперы получали шанцевый инструмент, дымовые шашки, гранаты сверх обычного количества, зажигательные средства, взрывчатку. Саперы нагружались как мулы: взрывчатку приходилось расходовать в огромном количестве. РККА образца 1945 года была обескровлена, но вооружена до зубов — и имела огромный арсенал отработанных приемов на любой случай.

Перед атакой объект оценивала разведка. Затем по обнаруженным огневым точкам молотили танки или артиллерия. Использование перекатываемых на руках пушек может показаться странной идеей, но они были удобнее, чем танки: расчет, не зажатый в башне, лучше видел, что происходит, и мог быстрее отреагировать на появление новой угрозы. К тому же артиллеристы всегда работали в связке с прикрытием. Постоянно использовались дымы, а высунувшегося из окна фольксштурмиста с фаустпатроном (первые гранатометы) ждал теплый прием автоматчиков.

Пока стрелки били по окнам и амбразурам, орудия и минометы отсекали здание от потенциальных спасителей заградительным огнем. Для пехотинцев-штурмовиков пробивались проходы — это делали либо саперы при помощи взрывчатки, либо танки. Отдельную задачу выполняли тяжелые пулеметы: их устанавливали на верхние этажи захваченных ранее зданий, чтобы бить через головы своих стрелков и прицельно простреливать подходы к атакуемому объекту.

Сама атака начиналась как можно быстрее — в идеале еще до того, как оседала пыль от последнего разрыва. Пробившись внутрь, штурмовики тут же начинали зачистку, стараясь захватить верхние этажи и чердаки — опять-таки, чтобы перекрыть пути отхода и отрезать подкрепления. Захваченные здания сразу начинали готовить к обороне — на случай контратаки. Инструкции прямо требовали вести бой непрерывно — до полного истребления или сдачи противника.

Один из специфических приемов — использование эрзац-артиллерии: 300 мм реактивные снаряды запускали по одному, прямой наводкой с переносных пусковых рам (самодельных). Точность и дальность стрельбы такого фугаса была невысока, но он причинял чудовищные разрушения.

ФИНАЛЬНЫЙ ШТУРМ

К 27 апреля основная часть Берлина была уже занята советскими войсками. Остатки гарнизона отходили к рейхсканцелярии и парламенту. На рейхстаг 3-я ударная выходила с севера. Этот район был одним из последних серьезных опорных пунктов города. Здесь река Шпрее делает изгиб на север, так что рейхстаг, здание МВД, театр Кроль Опера и площадь между ними оказываются естественным образом укреплены изгибом реки. Эти здания защищали несколько тысяч солдат из разных частей с артиллерией и бронетехникой. Считается, что район обороняло около 5000 человек.

Вдоль берега Шпрее наши войска выставили 135 орудий, танков и самоходок для стрельбы прямой наводкой. Наутро 30 апреля вся эта техника открыла огонь. На прямую наводку выкатили даже 203 мм осадные гаубицы с их стокилограммовыми фугасами. Легкую артиллерию на руках поднимали на вторые этажи зданий и вели огонь оттуда.

Преодолев ров напротив рейхстага и отбив несколько контратак, части двух дивизий ворвались внутрь (напомним, дивизии конца войны были малочисленны, то есть одно здание не штурмовали десятки тысяч человек).

Кстати, с этим моментом связана одна из интриг боя за рейхстаг. Командир 150-й дивизии генерал-майор Василий Шатилов не удержался от выдачи желаемого за действительное и сообщил наверх о взятии рейхстага в 14.25 пополудни 30 апреля. В три часа смущенный командир полка сообщил подчиненным, что Жуков уже объявил благодарность войскам, взявшим рейхстаг. Между тем в немецкий парламент еще только предстояло войти. На деле это произошло уже ближе к вечеру, после тяжелого боя перед зданием.

В самом рейхстаге после штурма шли свирепые ближние бои. Артиллерия по понятным причинам не могла помочь пехоте, поэтому путь прокладывали при помощи старых добрых средств — автоматы, гранаты и тротил.

Сражались весь день, немецкий гарнизон постепенно загоняли в подвалы. В них к концу боя скопилось около полутора тысяч вражеских солдат и офицеров.

Одновременно нашим бойцам снаружи здания пришлось отбивать отчаянную контратаку группы пехотинцев, моряков и солдат СС при поддержке танков и самоходок. Приказ немецких командиров звучал примерно так — «отбить у русских центр города и ждать прихода армии генерала Венка» (они не знали, что та была уже разбита на подступах к Берлину).

На что надеялись фашисты, сказать трудно: танки быстро оказались подбиты — огромная масса артиллерии напротив рейхстага никуда не делась и вела непрерывный огонь по наступающим. Пехота с большими потерями отошла.

ЗНАМЯ НАД РЕЙХСТАГОМ

Ранним утром 1 мая сержант М.А.Егоров и младший сержант М.В.Кантария с их командиром, лейтенантом Берестом и автоматчиками роты И.А.Сьянова водрузили штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии, ставший впоследствии Знаменем Победы.

Знамя было установлено на скульптуре конного рыцаря кайзера Вильгельма на крыше рейхстага. Позднее Знамя Победы было перевезено в Москву и сейчас хранится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации, а его копии подняты сегодня по всей России.

В рейхстаге тем временем продолжался бой. Запертые в подвале немецкие солдаты попытались пробиться в главный зал, но были выбиты обратно. Русские офицеры считали, что на 1 мая по зданию еще перемещалось около 25 немецких боевых групп по 20-35 солдат. Каждую комнату и каждое подвальное помещение зачищали отдельно.

Полных схем планировки не было — действовать приходилось в значительной степени наугад. Рейхстаг горел. Немцы провели новые контратаки из района театра Кроль Опера. В журнале боевых действий 150-й дивизии, это описано лаконично: «Противник два раза предпринял контратаку с десятью танками на южную часть рейхстага. Успеха не имел».

В подвалах добивали остатки гарнизона — не самым гуманным, но зато эффективным способом: в подходящие дыры заливали солярку, а следом закидывали гранату. Иногда вместо гранаты немцам отправляли дымовую шашку, выкуривая их наверх.

Поздно вечером 1 мая (по московскому времени уже 2-го числа) кровопролитие прекратил комендант Берлина генерал Гельмут Вейдлинг (назначенный вместо генерала Реймана). Он был согласен на любые условия и составил призыв следующего содержания:

Для солдат в подвалах рейхстага это распоряжение подоспело как нельзя вовремя. Впрочем, они еще ранее начали собственные переговоры о сдаче.

Остатки немцев выходили и складывали оружие. Они защищали свою последнюю крепость упорно и отчаянно, но советские солдаты были им не по зубам. Организованное сопротивление берлинского гарнизона прекратилось 2 мая, а 9 мая война официально закончилась.

СТЕНЫ РЕЙХСТАГА

Установить свой флаг на рейхстаге мечтал каждый боец Красной армии. С этой мечтой солдаты прошли весь путь до Берлина, каждый километр которого стоил тысячи жизней. Те, кому не удалось водрузить знамя, оставили напоминания о себе на стенах взятого здания. По словам очевидцев, при входе в рейхстаг надписями были усыпаны все колонны и стены. Солдаты писали свои послания и краской, и ножом, и углем.

При дальнейшем ремонте здания надписи советских солдат были закрыты деревянными панелями. После объединения ФРГ и ГДР в 1990 году в здании рейхстага решили снова разместить парламент Германии и начали глобальную реконструкцию. Когда рабочие сняли панели, то увидели тысячи советских посланий. Судьбу надписей решила специально созданная комиссия, в составе которой были и русские дипломаты, а также спикер бундестага. Послания советских солдат решили сохранить как память о войне.

С 1941 года Красная армия прошла огромный и трудный путь. Боевые задачи, которые весной 45-го выполнялись легко и даже с азартом, в 43-м стоили бы неоправданно большой крови, а в 42-м поставили бы многих офицеров в тупик.

Именно взятие рейхстага символически обозначило окончание войны в Европе. Как водружение знамени над Иводзимой в Японии не означало конца сопротивления Японии, но продемонстрировало неизбежность победы союзников на Тихом океане, так и взятие рейхстага имело существенное военное, но в первую очередь грандиозное символическое значение.

Советские солдаты принесли в Европу мир гораздо лучший, чем довоенный — и безусловно обозначили победителя в крупнейшей войне человечества. Сегодня можно по-разному оценивать конкретные персоналии тех лет, но берлинская операция стала одним из величайших военных триумфов СССР в истории планеты, а штурм рейхстага — ее апогеем.

БИТВА ЗА БЕРЛИН была одной из самых масштабных в войне: в сражении с обеих сторон участвовало более

3,5 миллиона человек,
52 тысячи орудий и минометов,
7,7 тысячи танков и САУ,
10 тысяч боевых самолетов.

Боевые действия развернулись на 700-километровом участке фронта от Балтийского моря до Судет. Всего в сражении участвовало около 280 дивизий. Непосредственно в штурме Берлина принимали участие 464 тысячи советских солдат, немецкий 90-тысячный гарнизон состоял из разномастных частей – вермахт, войска СС, фолькштурм, моряки и полицейские.

1945 ГОД В ДАТАХ

12 января — начало Висло-Одерской операции.

4 февраля — Ялтинская конференция глав антигитлеровской коалиции.

12 апреля — скончался президент США Франклин Рузвельт, новым президентом стал Гарри Трумэн.

1 мая — над рейхстагом водружено Знамя Победы.

9 мая — капитуляция Германии, окончание Великой Отечественной войны.

24 июня — Парад Победы на Красной площади.

16 июля — первое испытание атомной бомбы США.

17 июля — начало работы Потсдамской конференции.

6 августа — ядерная бомбардировка Хиросимы.

9 августа — ядерная бомбардировка Нагасаки.

9 августа — вступление СССР в войну против Японии.

2 сентября — окончание Второй мировой войны, полный разгром Японии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!