Сегодня, 3 марта все православные христиане приступили к подвигу Великого поста

Сегодня, 3 марта все православные христиане приступили к подвигу Великого поста

Игумен Андрей (Мороз), настоятель Покровского собора г.Кропоткин.

Этот пост многодневный, продлится до праздника Входа во Иерусалим нашего Спасителя Иисуса Христа — 13 апреля.

Тогда Великий пост перейдет в дни Страстной седмицы и ознаменуется праздником Светлого Христова Воскресения — Пасхи Господней, которая в этом году будет праздноваться 20 апреля.

Великий пост появился в Церкви сразу по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа. Святой Петр Хризолог говорит: «Сорокадневный пост — это не изобретение человека, но воля Бога, и это нечто таинственное и недоступное постижению».

После своего крещения от святого пророка Иоанна Крестителя сорокадневно постился и Господь наш Иисус Христос показывая нам пример духовной борьбы человека с враждебной силой падших духов господствующих, в воздухе (Еф.2:2). Святитель Феофан Затворник об этом так говорил: «О необходимости соблюдать посты нам указывает Евангелие на примере Спасителя, постившегося сорок дней в пустыне (см.: Мф.4:1–3). На вопрос учеников об исцелении бесноватого отрока Иисус ответил: «Сей род ничем не может изъити, только молитвою и постом» (Мф.17:21). В Евангелии есть также указание на соблюдение постов в среду и пятницу: «Придут же дни, когда отнимется от них жених, и тогда постятся в те дни» (Мф.9:15)».

Нужен ли был пост Самому Спасителю мира — это вопрос для пространного объяснения, но в этом божественном примере бесспорным является: «Господь освятил нам постом Своим Четыредесятницу: это сотворил Он для нашего спасения, чтобы не только словом, но и примером научить нас посту». Таким образом Сам воплотившийся Бог показал нам пост, как средство нашего спасения.

Хотя пост и получил освящение от Господа нашего Иисуса Христа, однако понятие о посте присутствует во всех мировых религиях, как средство духовного делания, то есть пост — это универсальное явление, которое по всей видимости, появилось впервые дни человечества на Земле. Адаму дана была единственная заповедь в Раю — заповедь поста, он ей пренебрег. Пост — это установление столь древнее и всеобщее, что существует столько, сколько человечество себя помнит.

В Ветхом Завете мы довольно часто встречаем упоминание о посте, авва Дорофей обращает на это внимание: «В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная это, святые апостолы установили, чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали ее Богу, дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение года. Рассудив так, они освятили нам семь недель Четыредесятницы».

Формальный или дидактический подход ветхозаветных установлений изнемог в Христианской Церкви, совершив переход от буквального к духовному пониманию, что все чем пользуется человек — Божие и Бог дает это человеку даром, но благодарный человек от этого своего достояние дает, ох если бы давал, некую часть, как долг благодарности и любви возвращая свое Тому от Которого он получил.

Святитель Кирилл Иерусалимский о нашем жительстве говорит без всяких обиняков: «Если ты имеешь душу, одетую в одежду любостяжания и алчности, то отринь вретище, отложи любодеяния и оденься в светлую одежду целомудрия. Я тебя убеждаю к сему: прежде, нежели придет Иисус, Жених душ наших, и увидит твою одежду, ты имеешь довольно времени, поскольку дано тебе сорок дней для покаяния».

Одним словом хватит наживать временное, оставим это неумное занятие и грехи с ними связанные, побеспокоимся о нашей бессмертной душе в режиме 49 на 365, проведем эти 49 дней нашей жизни отличным от греховного нашего образа прочих дней года. Попробуем? Может быть понравится.

Бытует мнение, что поститься или не поститься в Великий пост дело добровольное. Но, для православных христиан это совсем не так. Все православные обязаны поститься в этот пост, другое дело мера и строгость поста может быть разная, но не поститься мы не можем.

Священномученик Игнатий Богоносец нас предупреждает: «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Тут как и в пословице «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец!».

Не признаешь установления церковные — не имеешь и благословения от Бога. Увы и ах.Что же такое этот Великий пост и как к нему примериться?

Блаженный Августин открывает нечто из нами забытого: «Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия».

Знали древние церковные учителя и пастыри путь прекраснейший христианских добродетелей, словно мед вкушали. Вкушали и предупреждали: «Нерадивый, ничего не заготовивший в свое время, целый год терпит голод; так тот, кто постом, чтением Священного Писания, молитвою пренебрежет в настоящее время, тот не сможет собрать для души духовную пшеницу и небесное питие и потерпит вечную жажду и тяжкую бедственность».

Святой Августин всегда великолепен! Не зря его книгу «Исповедь» многие наши умные современники избирают как духовное чтение в дни Великого поста. И еще нечто от него же вдогонку: «Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения».

Помним ироническое высказывание преподобного Иоанна Дамаскина про то, что если бы дело поста было бы только в еде, то святыми были коровы. Тем временем это самая известная составляющая поста: «Пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну»(Авва Леонтий).

Изменение рациона питания это лишь средство для достижения цели поста, а средство, как известно, целью не является. Цель — покаянное обновление души в ее изначальной чистоте неоскверненной грехом, для встречи этой бессмертной составляющей человека со своим Создателем и Спасителем – Богом! Ничто нечистое не войдет в единство с Богом (Откр 21:27).

Кстати здесь и ответ на примитивное: «Я молился, а Он не ответил». Что же говорят святые о тех, кто пост понимает как растительную диету? «Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести ее одним телесным постом, если не познает, что воздержание нужно для того, чтобы после усмирения плоти постом он мог легче вступить в брань с прочими страстями» (Авва Серапион).

Есть в христианском благочестии вещи настолько взаимосвязанные, что отсутствие одного делает бессмысленным другое. Преподобный Марк Подвижник замечает о таком явлении: «Молитва — бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва».

Так постная еда — это средство. Молитва малоуспешна без телесного поста. Какие еще есть средства к достижению плодов поста? Возьмем из самых древних:

«Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий угодный Богу пост и будешь жить с Богом» («Пастырь» Ерма).

У величайшего из учителей Церкви святителя Иоанна Златоуста тоже есть руководство ко времени постного делания:

«Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего».

Далее он прибавляет: «Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, крепким, презирающим славу настоящей жизни. Постящийся с великим усердием должен творить молитвы и исповедания перед Богом. Видишь, в чем состоит истинный пост». Вот именно! Видим ли мы в чем состоит тот идеальный пост? Вообще ничего о варенной картошке и квашенной капусте, хотя и они в пост то что нужно.

Ну и еще нечто от святителя Иоанна Златоуста чтобы окончательно перестроить свои представлении о Великом посте: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». Что тут сказать? Что добавить? Все до простого ясно, понятно, доступно, скорее всего возможно. Только где мы? Вечно звучащий голос Бога в раю с единственным вопросом: «Адам, где ты?» (Быт 3:11). Только сегодня в этом вопросе имя Адама меняется на наше имя. Для меня «Андрей, где ты?», для главного редактора нашей газеты «Марины, где ты?» и так по имени каждому из нас.

Сможем ли на путях нашей суетной греховной жизни ответить на этот вопрос Создавшего нас для вечной радости с источником всяческих благ Богом? Думаю, что всем нам надо поспешить в храмы Божии, чтобы успеть положить начало дела покаяния в дни этого спасительного Великого поста и преуспеть в нем.

В завершении этого нашего собеседования со святыми нашей Церкви о посте, задержу ваше внимание на поэтических словах академика изящной словесности Алексея Михайловича Жемчужникова:

Се — время плача, сокрушенья,Трудов молитвенных, поста.О други! Вспомните терпеньеЗа миp распятого Христа!

Восстанем же на подвиг бранныйПротив грехов и сатаны,Как род, Спасителем избранный,Как Света горняго сыны.

Своей Божественною КровьюОн нас от ада свободил,А беспредельною любовьюТворцу миров усыновил.

Постом, молитвой, силой крестнойСебя мы в битве оградим,И чашу жизни, Хлеб Небесный,Приняв с любовию нелестной,В духовной битве победим.С началом Великого поста, дорогие читатели! Не забываем, что дни лукавы, а время быстротечно. И эти спасительные дни Великого поста тоже уже утекают и никогда больше не вернутся, долго собираться не стоит, да и собственно и собирать нечего, душе чемодан не нужен.Постимся постом приятным, угодным Богу!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Наши люди в Анапе
Наши люди в Анапе
Hi!