Колокольный перезвон — искусство, проникающее в душу
Мастера звонарного дела в кропоткинских храмах поделились секретами профессии
Колокольный звон — это не просто звуки, возвещающие о начале богослужения или знаменующие важное событие. Это искусство, требующее мастерства, музыкального слуха и глубокого понимания духовных аспектов каждой из звучащих мелодий. Звонарь — это не просто человек, дергающий за веревочки и заставляющий звучать колокола — это настоящий музыкант, уверен Алексей Бондарев, пономарь Свято-Покровского собора г.Кропоткина. Алексей сравнивает себя с барабанщиком, потому что у колоколов, как и у ударного инструмента, есть привод и педали. Алексей — мастер-самоучка, в храме звонарит уже более 20 лет. — Меня привлек мой друг, он сейчас священник, отец Артемий Хлякин, является клириком Свято-Покровского собора. Мы были подростками, он предложил поиграть на колоколах, а мечта была давняя. Каждый воскресный день мы поднимались сюда. Я стал учиться звонить и уже с двухтысячного года звонарю в соборе, — рассказывает Алексей.
В православии выделяются два основных вида звонов: благовест и собственно звон. Благовестом называются мерные удары в один большой колокол, оповещающие о начале службы. Когда звонят сразу во все колокола или в несколько, тогда звучит собственно звон. Он бывает нескольких видов.
Трезвон — это звон во все колокола, который выражает собою христианскую радость или торжество. Перезвон также относится к торжественным звонам. Его можно узнать по одному или нескольким ударам в каждый колокол, начиная с большого и до самого малого, и так повторяют несколько раз. А вот перебор считается погребальным — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и заканчивая самым большим.
— Существует много вариантов звона. Это могут быть повседневные, воскресные или праздничные звоны. Все они согласовываются с настоятелем храма, а в пост с понедельника по пятницу, как правило, звонят во второй и третий колокол, — рассказывает пономарь храма святых апостолов Петра и Павла Александр Калашников.
Он, как и Алексей Бондарев, звонарному делу учился самостоятельно и уже около четырех лет оповещает прихожан Петропавловского храма обо всех важных церковных событиях. В профессию Александра, как и Алексея, привела любовь к колокольному звону.
Сегодня все чаще на смену мастерам звонарного дела приходят так называемые «электронные звонари» — системы, которые вместо людей вызванивают мелодии на колоколах. Моторчики соединяют шнурами с веревками, которые закреплены на языках колоколов. Приводы двигаются в заданной последовательности и с нужным усилием, чтобы выдать мелодию. А команду «играть» можно дать и с мобильного телефона.
И если Алексей Бондарев считает, что «электронный звонарь» — это помощник и на вымирание профессии он никак не повлияет, то Александр Каланшников настроен иначе. По его мнению «электронные звонари» пришли в обиход именно из-за того, что людей знающих все премудрости профессии очень мало, несмотря на то, что школы звонарей в России продолжают работать, есть они и в Краснодарском крае.
Единственное, в чем солидарны оба звонаря, так это в том, что никакая программа не сможет позвонить в колокола лучше человека, чувственно и с душой.