Земной поклон моим учителям
Первые школы на Кубани появились в 1803 году. Центром распространения грамотности в Российской империи долгие годы, в соответствии с циркулярами, был церковный приход. В Российской империи образование во многом было обязано церкви, монашеству, священству.
История Темижбекской средней школы, школьного образования в станице Темижбекской уходит своими корнями в начало 19-го века, в годы заселения станицы (с 1802 года), возведения дивного храма Архангела Михаила (1811 год), одного из старейших каменных сооружений на Кубани. Можно смело утверждать, что история школьного образования в станице Темижбекской насчитывает 214 лет, ссылаясь на циркуляры, обязывающие в каж-дом приходе иметь церковно-приходскую школу или аналог ее.И уж никак нельзя вести отсчет истории Темижбекской средней школы с 1964 года, с момента постройки здания новой средней школы в станице Темижбекской. Это неверно исторически, несправедливо по отношению ко многим поколениям выпускников, учившихся в Темижбекской средней школе еще до Великой Отечественной войны и после нее, до 1964 года включительно, да и в более ранние времена.Завершая свой короткий экскурс в историю Темижбекской средней школы, хочу сказать следующее: мы, выпускники разных лет, очень гордимся славным прошлым, замечательным настоящим Темижбекской средней школы, и, конечно же, верим в ее прекрасное будущее.
Марфа Свет Ивановна
В далеком 1954 году я впервые переступил порог Темижбекской средней школы вместе с моей первой учительницей Марфой Ивановной Криворучко, которая учила меня и моих одноклассников с 1-го по 4-е классы. Годы учебы у Марфы Ивановны оставили неизгладимый след в моей душе и в моем сердце.
Своей первой учительнице Марфе Ивановне Криворучко, ее уважаемым коллегам, моим славным учителям, я посвятил третий том «Мой путь» трехтомника «Время выбрало нас», Москва, 2022. Каким же учителем запомнилась мне Марфа Ивановна? Своих детей ей Бог не дал, и потому всю нерастраченную материнскую любовь она направляла на нас, своих учеников.Марфу Ивановну любили не только отличники и хорошисты, но и закоренелые троечники, несгибаемые двоечники. Ее любили и уважали все.
О первой учительнице
вспоминают мои одноклассники
Валентина Кондратьева (Евса), солистка Краснодарской филармонии, не столь давно ушедшая из жизни, царствие ей небесное: «Марфа Ивановна Криворучко, моя первая учительница — красивая, удивительная женщина — педагог, одухотворенная, с большим и тонким чувством юмора. У нее был не только самый изысканный и красивый каллиграфический почерк среди всех учителей школы, но и лучшая аттестация за десятки лет педагогического труда, непререкае-мый авторитет в педагогическом сообществе. Знаю это из первых рук. Мой папа, Алексей Прохорович Евса, много лет проработавший директором Темижбекской средней школы, и мама, Евгения Андреевна Евса, учительница географии нашей школы, восхищались ею, «пользуясь служебным положением», отдали меня в добрые руки Марфы Ивановны. Я им и судьбе за это несказанно благодарна. И бесконечно счастлива, что была ученицей моей любимой Марфы Ивановны. Низкий ей поклон за все доброе! __Вечная память!»__.
Валентина Семендяева (Конотоп), медик, город Кропоткин:«Марфа Ивановна, высокая, статная любила всех нас материнской любовью. Все, ученики и взрослые, смотрели на нее с благоговением. Я училась на отличные оценки, Марфа Ивановна всегда за мою парту подсаживала мальчиков, которых надо было подтянуть. Это нам вместе удавалось, не без труда, конечно. Она была значительно старше моих родителей, учитель с дореволюционным педагогическим стажем. Мы были ее последним выпуском, она дала себя уговорить взять нас. Марфа Ивановна была потрясающим Человеком и настоящим Учителем. Прошло уже много лет, как она выпустила нас из начальной школы, но добрая память о ней жива. Царствие ей небесное!».
Светильник разума и доброты
Учась в Темижбекской средней школе, я довольно быстро оказался в плену немецкого языка и литературы, великой немецкой культуры и философии. «Повинны» в этом были два прекрасных школьных учителя немецкого языка, встретившиеся на моем жизненном пути, Вера Васильевна Цирюлик и Юлия Георгиевна Василькова, в прошлом драматическая актриса.Мы, ученики Юлии Георгиевны Васильковой, непрестанно убеждались в ее самоотверженности, огромной доброте и безупречной интеллигентности. И когда она умерла вскоре после нашего выпуска, на похороны пришло множество ее учеников, коллег, друзей, почитателей. Я читал у края могилы ее любимое стихотворение Н. Некрасова «Памяти Добролюбова», ведь оно было о ней: *__«Но слишком рано твой ударил час*
И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас!Какое сердце биться перестало!».Я старался читать так, как она учила меня на занятиях декламацией, которые я прилежно, с большим удовольствием и пользой для себя, посещал. Стихотворение созвучно было настроению каждого, кто пришел проститься с большим Учителем и добрым Человеком. Царствие вам небесное, вечная память, добрая и славная Юлия Георгиевна Василькова!
«Учитель, перед именем твоим…»
Студентом престижных московских вузов я бегал на поэтические вечера, посещал театры, выставки, концертные залы. Тогда-то впервые я и осознал: как же повезло нам с учителями в нашей родной Темижбекской средней школе! Особенно с учителем русского языка и литературы Василием Автономовичем Хатунцовым. Он привил нам любовь к мудрой книге, любовь к хорошему чтению. Каждому помог выбрать себе яркого, талантливого писателя, имя которого в те годы и произнести было страшно — Ахматова, Пастернак, Гумилев. Я остановил свое внимание на Иване Алексеевиче Бунине. Не расстаюсь с ним и по сегодняшний день.На уроках литературы Василий Автономович помогал нам постигать великую русскую, да и зарубежную литературу. Он постоянно внушал нам, что до каждого большого писателя надо потихоньку дорасти. И когда мы, юные читатели, в мальчишеской запальчивости заявляли: «Не понимаем, ну не любим мы Льва Толстого!», — он хитро улыбался и с прищуром своих сверлящих глаз ласково говорил нам: «Как ему, наверное, сейчас плохо от вашей нелюбви!». Ему в память, как нельзя, подходят слова поэта Бориса Вахнюка:
«Да царствуют лет до ста короли,Которые не падки на халтуру.Которые за руку нас велиВ святую, как они, литературу».
Каждый, кто учился у Василия Автономовича, может вспомнить эпизод, в котором проявилось благородство и рыцарство учителя, его честность и скромность (он никогда не говорил, например, о том, что среди его боевых наград — медаль «За отвагу», которая давалась за личное мужество и больше всего ценилась среди фронтовиков). О его боевых наградах я узнал недавно, когда открылись архивы Министерства обороны Российской Федерации. Память сохранила очень колоритные фигуры и других учителей школы, потенциалы их были очень разные, но они оказали на меня огромное воздействие. Назову лишь некоторые имена дорогих учителей.
Мы все ощутили влияние и поддержку талантливого учителя, физика-математика __Владимира Ивановича Волкова__. Владимир Иванович обладал прекрасным педагогическим даром находить у нас, его учеников, наличие больших способностей и развивать их.Петр Тихонович Громов — прекрасный учитель физической культуры, настоящий фанат своего дела, заряжал своим оптимизмом и стремлением к физическому совершенству всех, даже безнадежно слабых в физическом отношении учащихся. Он высоко поднял планку преподавания физкультуры в школе, внеклассной физкультурной работы. Мы с огромным удовольствием посещали спортивные секции, успешно участвовали в многочисленных спортивных соревнованиях самых разных уровней.
Главный учитель истории
Александра Андреевна Голанова была у нас классным руководителем и учителем истории, в обоих случаях нам несказанно повезло. Она была для нас непререкаемым авторитетом. Мы, как завороженные, слушали ее на уроках истории и вне их, она умела возвыситься над Историей, Временем и Обстоятельствами и талантливо учила этому нас, своих учеников.
Александра Андреевна была очень красивой и представительной дамой, похожей своим величественным видом на Екатерину Великую на парадных портретах. Но было и явное различие, в пользу Александры Андреевны Голановой. Царствующая императрица Екатерина Великая отдавала с портретов какой-то холодностью, а Александра Андреевна, наоборот, притягивала к себе своим потрясающим обаянием и лучезарной обворожительной улыбкой. Но она умела, когда это было необходимо, быть требовательной и властной, как царица амазонок в ее изумительныхрассказах, оставаясь при этом победительно красивой. С первых уроков она влюбила меня в себя и в преподаваемую историю, которая стала навсегда моим самым любимым предметом. Более того, в качестве величайшей награды за мое учебное усердие и успехи в истории, мне дозволялось участвовать вместе с учителем в объяснении нового материала на уроке.
Это очень стимулировало меня к работе над собой в области истории, склоняло к чтению доступной исторической литературы, в том числе научной.
Побуждая нас к размышлениям о роли личности в истории, Александра Андреевна Голанова говорила нам: «Посмотрите, какие только памятники люди не устанавливают на надгробиях! Получается, что они больше всего боятся забвения. Забвения того, что они были на земле и не оставили на ней никакого следа! Но ведь память о человеке живет не столько в надгробиях на его могиле, сколько в его делах и поступках, в том, каким его помнят те, кто его знал при жизни». Возвращаясь из школы, проходя мимо памятников на станичном кладбище, мы впервые, может быть, задумывались о смысле жизни, соотнося это с тем, что ненавязчиво и умно внушала нам Александра Андреевна Голанова.
И спустя уже много лет мы, ученики Александры Андреевны Голановой, не перестаем восхищаться ее огромным человеческим обаянием, умением сохранять и недостижимую величественность, и удивительную простоту. Когда ее не стало, все мы почувствовали себя осиротевшими. Это была еще одна большая потеря для нас, ее учеников. Потом были и другие, но к ним нельзя привыкнуть, если человек для тебя что-то значит.
И хочется вслед за поэтом Н. Некрасовым еще раз воскликнуть:«Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру,Заглохла б нива жизни…».Сергей Сергеевич Голанов, прекрасный учитель математики, муж Александры Андреевны Голановой, учил нас математике — «царице наук». Музыкально одаренный, широко образованный, с только ему присущей манерой подачи материала на уроке, настоящий большой Учитель! Блистательная чета учителей Голановых оставила неизгладимый след в истории Темижбекской средней школы, в душах и сердцах ее учеников многих поколений.
Конечно же, мы не должны забывать выдающуюся роль директора Темижбекской средней школы на протяжении тридцати лет, с перерывом на Великую Отечественную войну, Алексея Прохоровича Евсы, учителя, воина, гуманиста. Он и его коллеги, мужчины–педагоги, только что сменившие военные гимнастерки на перешитые из подручных материалов цивильные рубахи и костюмы, сыграли огромную роль в истории Темижбекской средней школы, может быть, до конца еще нами не понятую и не оцененную.
Алексею Прохоровичу Евсе, его жене, доброй и славной учительнице географии Е__вгении Андреевне Евса (Горбуновой)__, их мудрым коллегам Темижбекской средней школы, довелось учительствовать в очень непростое время крутых перемен великого и трагического 20-го века.Иосиф Бродский обронил как-то фразу: «Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав, к сожалению, трудно». Многим учителям Темижбекской средней школы, имевшим именно возвышенный нрав, это счастливо удалось.
Именно поэтому наших любимых учителей, составляющих очень тонкий культурный ландшафт нашей милой малой родины, станицы Темижбекской, мы будем помнить всегда. И последнее. Очень важное и приятное. В этом году наш выпуск 1965 года отмечает 60-летний юбилей. Многих выпускников уж нет на этом свете, к великому сожалению. Оставшиеся грезят, мечтают о юбилейной встрече в мае 2025 года. Темижбекская средняя школа имени Героя Советского Сою-за Н.П.Симоняка по установившейся доброй традиции проводит встречи выпускников разных лет в мае месяце каждый год. Было бы просто замечательно нам встретиться, дорогие мои друзья-одноклассники, и пригласить на эту встречу, слава Богу, здравствующую нашу учительницу физики Анну Ивановну Малыхину (город Кропоткин).Анна Ивановна Малыхина — замечательный учитель физики, помнит до сих пор нас, своих учеников в Темижбекской средней школе, куда ее направили после окончания пединститута. Анна Ивановна замечательная была и по уму, и по доброте, и по методике преподавания физики (это я говорю уже как коллега!), чудесный и светлый человек, такой она остается и сейчас, дай ей Господь здоровья. Хотя очень много лет прошло с той поры, но мы, ее ученики, с большим удовольствием общаемся с нею, и очень надеемся на встречу с нею, со своей молодостью.
Александр Ноженко,
выпускник Темижбекской средней школы 1965 года, ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения РСФСР, более 40 лет проработал в среднем и профессиональном образовании, из них 30 лет директором школы, лицея, колледжа (Волгоградский и Самарский регионы).