Правила судьи

Правила судьи
«Когда эмоционально сложно принимать решение — действуй по закону».

Николай Рыльков: «Судья должен постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, следить за законодательством, повышать свой профессиональный уровень».

Председатель Кропоткинского городского суда Николай Рыльков в интервью «Огням Кубани» о том, как пресекли распространение экстремистской литературы на Кубани, как изменился характер судебных дел в современных реалиях и о том, что чувствует судья, вынося обвинительный приговор.

— Николай Анатольевич, какие задачи сегодня стоят перед председателем суда в реалиях современной судебной системы?

— Поскольку суд является органом государственной власти, то, соответственно, деятельность как суда, так и председателя суда руководствуется законодательством Российской Федерации. Есть статья 6.2 «О статусе судей Российской Федерации», где указано, что председатель суда осуществляет организацию работы суда, учета рабочего времени для распределения нагрузки на судей в соответствии с их квалификацией. Председатель суда несет ответственность за то, чтобы гражданские и уголовные дела были рассмотрены своевременно. Даже после принятия решения в суде длительное время происходят процессы, которые непосредственно учитываются, контролируются председателем суда. Председатель суда организовывает профессиональную подготовку судей, аппарата суда. Каждый судья, не реже чем один раз в пять лет должен проходить такую профессиональную подготовку и повышать свой уровень юридических знаний. Обязательна аттестация судей. Оформление всех документов для этой процедуры также возложено на председателя суда. Таковы мои обязанности.

— Стало быть, вы и ваши подчиненные находитесь в непрерывном процессе учебы?

— В век информационных технологий следует быстро реагировать на все изменения. Поэтому необходимо быть активными и организованными. Председатель суда, кроме всего, является и действующим судьей. Я также наравне со всеми рассматриваю и уголовные, и гражданские дела.

— Николай Анатольевич, а как вы пришли на эту должность? Для вас судейское дело профессия или призвание? На сайте Армавирского городского суда, где вы девять лет работали судьей, размещены положительные отзывы о вашем профессионализме. Вы по человеческой натуре гуманист?

— Чтобы прийти к должности председателя суда, человек должен, кроме наличия высшего юридического образования, пройти определенные этапы становления. Я начинал свою профессиональную деятельность в прокуратуре г.Армавира в должности следователя. Приходилось работать над резонансными уголовными делами, в том числе и по таким сложным как терроризм. По этому делу приговором Краснодарского краевого суда ряд сотрудников правоохранительных органов были признаны виновными и осуждены. Далее в Армавире я был переведен на должность старшего следователя прокуратуры. В 2002 году назначен заместителем прокурора Гулькевичского района, а спустя два года заместителем прокурора Успенского района. В августе 2008 года в составе рабочей группы принимал участие в организации работы районных и городских прокуратур по оказанию правовой помощи гражданам Республики Абхазия, пострадавшим от противоправных действий грузинских военных, в том числе в подготовке исков в Европейский суд по правам человека.

ИЗ БИОГРАФИИ

Николай Анатольевич Рыльков— председатель Кропоткинского городского суда, советник юстиции. Решением квалификационной коллегии судей Краснодарского края ему присвоен пятый квалификационный класс.

В 2000-2001 годах признан лучшим следователем прокуратуры г.Армавира. По итогам работы за 2001 год приказом прокуратуры Краснодарского края фото Н.А.Рылькова размещено на Доске почета прокуратуры Краснодарского края.

В 2002 году занял призовое место в конкурсе «Лучший следователь прокуратуры Краснодарского края» и зачислен в резерв для выдвижения на должность заместителя прокурора города.

Приказом прокуратуры Краснодарского края в 2007, 2008, 2011 и 2013 годах ему объявлена Благодарность за добросовестное отношение к службе.

В 2011 году прошел обучение в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Москве для прокурорских работников, стоящих в резерве для выдвижения на должность прокуроров города.

В 2015 году принят на работу в Армавирский городской суд. Прошел обучение в Российском государственном университете правосудия.

На должность председателя Кропоткинского городского суда назначен Указом Президента №614 от 22.07.2024 года.

Мне приходилось очень плотно взаимодействовать с судами. Были подготовлены крупные иски. Один из них — судьбоносный, который затрагивает интересы не только жителей Краснодарского края, но и Российской Федерации, о признании экстремистскими информационные материалы и литературу религиозной организации «Свидетели Иеговы». Эта организация занимает весомое положение среди религиозных объединений во всем мире. Прокурор края требовал признать незаконным к распространению две основополагающие брошюры. Литература изготавливалась в США и Германии. Ежемесячный тираж — 150 тысяч экземпляров журналов на русском языке. Заметьте, все это распространялось бесплатно. Невиданная щедрость со стороны капстран, которые и шага просто так не делают. Они получили контроль над умами иных наших граждан, а, следовательно, финансовые потоки уходили обратно в США и Германию. Зафиксированы случаи, когда новоиспеченные последователи «Свидетелей Иеговы» расставались со своим имуществом, продавали жилье. Для того чтобы прекратить эту незаконную деятельность и был подан этот иск. Я непосредственно готовил иск и принимал участие в суде, как в первой инстанции, так и в апелляционной. Секта весьма организована, представитель США с переводчиком принимал участие во всех судебных процессах. На каждое заседание суда приходило до сорока человек адептов. Дело рассматривалось в течение полугода, поскольку назначалась сложная экспертиза. Книга была написана грамотно, экстремистские мотивы завуалированы, прямых лозунгов не читалось, но все было направлено на одурачивание человека. И если тот не хотел поддерживать организацию, то «Свидетели» к нему присылали более сильных в умении убедить адептов. Сектанты подлавливали человека в той ситуации, когда он оступился, морально уязвлен, либо у него жизненные сложности. Постепенно человека перетягивали на свою сторону и тот выполнял их желания. Принятое судом решение по данному иску послужило одним из оснований для обращения Генерального прокурора России в суд с иском о запрете деятельности и ликвидации религиозной организации «Свидетели Иеговы» на территории Российской Федерации. Вот такие процессы за моими плечами.Я уважаю свою профессию за то, что есть возможность помогать людям, которые к тебе обращаются. Да, это непросто. Бывают противодействия, возникают сложные юридические моменты. Но мне не стыдно за свою работу. У меня иногда спрашивают, вы не боитесь мести от осужденных? Мне нечего бояться, я всегда действовал справедливо: если человек совершил преступление, должен понести наказание, и он об этом знает.

— Какие чувства у вас возникают, когда вы выносите обвинительный приговор? Легко ли это?

— Мы все люди, и мы эмоциональны. Когда есть взаимосвязь с участником процесса и тебе тяжело морально принимать решение, то для этого существует самоотвод. Но это работа, и когда ты принимаешь ситуацию со стороны с учетом профессионального опыта, а я 27 лет в юриспруденции, девять лет работаю судьей, соответственно смотришь на ситуацию объективно. Да, бывает сложно выносить какие-то решения, слезы родственников, как погибшего, так и подсудимого не оставляют равнодушным. Меня в свое время учили старшие товарищи: если сложно — принимай решение в соответствии с законом. За период моей работы уголовные дела не возвращались на доследование и приговоры не отменялись. А теперь сами решайте, гуманист ли я.

— Николай Анатольевич, а если проанализировать, как изменился характер уголовных и гражданско-правовых судебных дел на фоне нашей современной жизни. Ведь раньше превалировали одни виды преступлений, сегодня другие?

— Действительно, все меняется. Новые события, новое законодательство. Касаемо гражданских дел, то сегодня актуальны вопросы о защите малообеспеченных людей, детей-сирот, которые не получают вовремя жилье. Судебными решениями контролируем эту социальную поддержку. Ранее таких исков не было, а потом государство обратило на это внимание. В уголовном направлении угрозу для населения составляют наркотики. Тяжелых наркотиков, которые несут такого серьезного подрыва здоровья, раньше не было. Синтетические наркотики быстро привыкаемы и губительны для человека. И, как правило, погибают от передозировки молодые и неопытные девочки и мальчики. В нашем городе, надо сказать, борьба с наркотиками построена серьезно. Крупный железнодорожный узел — возможность перевозки наркотических партий транзитом. Задержания наркокурьеров происходят часто. Последний факт — в проходящем поезде у пассажира было изъято 35 килограммов марихуаны на сумму более 38 миллионов рублей. Это дело было расследовано, даже выявлено лицо, которое выращивало этот продукт. Наказание суровое — 8-10 лет лишения свободы, не за каждое убийство назначаются такие сроки. Но наркосбытчиков это не останавливает. Чтобы себя обезопасить, они действуют через закладчиков. В этом году было рассмотрено четыре таких уголовных дела по ч.4 ст.288 УК РФ — покушение на незаконный сбыт наркотических средств с использованием коммуникационных технологий.

— Какие приговоры по резонансным преступлениям вынес суд в этом году?

— Замечу, важны все судебные дела. По всем делам суд выносит законные обоснованные приговоры — 98,8 процента приговоров не отменяются краевым судом, они могут быть лишь скорректированы. В апреле этого года рассматривалось уголовное дело в отношении двух лиц, которые были осуждены на пять с половиной лет каждый за похищение человека по предварительному сговору. Преступление было совершено с целью получения выкупа. Опять же идут процессы, касающиеся незаконного сбыта наркотических средств.Меня беспокоит то, что в районе часто происходят дорожно-транспортные происшествия с летальным исходом. Убийство — это особо тяжкое преступление, а гибель человека во время ДТП в зависимости от ситуации — это не умышленное деяние, но финал тот же самый. Человек скончался, родственники лишились своего близкого, государство теряет гражданина, приносящего пользу. Увеличение количества смертельных ДТП, а впоследствии и уголовных дел, очевидно. Суд принимает меры по поводу привлечения к ответственности. Но нужна более детальная работа по профилактике аварийности на дорогах, причем связана она не только с недисциплинированностью водителя, но и с препятствиями при движении — повреждениями на дороге: неровностями, выбоинами, плохим освещением. Эти моменты нужно предвидеть и устранять во избежание аварий, влекущих трагедии. Потому у нас есть такая форма реагирования, как вынесение частных определений, когда суд, рассмотрев дело, не только назначает наказание, но и принимает меры, чтобы не было повторений таких преступлений. Соответственно, у суда есть полномочия, обязывающие органы государственной власти, либо профильные организации устранять эти нарушения и сообщать суду.

— Правда ли, что 99% уголовных дел в суде заканчиваются обвинительным приговором?

— Оправдательных приговоров в этом году мы не выносили. Оправдательный приговор не связан с тем, что досудебная система неправильно сработала. Прежде чем возбуждается уголовное дело, проводится тщательная проверка. Следователь имеет право назначить экспертизу до возбуждения уголовного дела. Устанавливается, к примеру, причина смерти. Не всегда ясно от чего человек скончался, возможно, от внешних воздействий — это занимает время. Поэтому проводится проверка, принимаются решения и уже в том случае, если имело место преступление, дело передается в суд. Это не плохо, что не выносятся оправдательные приговоры, значит, процедура привлечения к уголовной ответственности соблюдена правомерно. Законность обжалованных приговоров проверяется в судах высших инстанций, вплоть до Страсбурга.

— Как приживается институт присяжных в Кропоткине?

— Законодательством предусмотрена такая форма рассмотрения дел, но она заявительного характера. Если обвиняемый ходатайствует о том, чтобы его дело рассматривали присяжные, и если подходит по критериям законодательства этой категории дел, то оно будет рассмотрено в суде присяжных заседателей. Такие дела в нашем суде не рассматривались.

— Как используются в Кропоткинском суде новые технологии: аудио- протокол, видеоконференция? Всегда ли можно воспользоваться такими сервисами, по любым делам?

— Все дела, как уголовные, так и гражданские, рассматриваются по действующему законодательству с ведением аудиопротокола. Любая из сторон вправе на этапе ведения процесса с ним ознакомиться и сделать копию за свой счет. С этим нет никаких проблем.

— Как вы относитесь к деятельности правозащитников?

— Положительно. Все, что приносит пользу гражданам, и если эта деятельность направлена на защиту прав человека — то я только за! Но бывают такие правозащитные организации, зачастую зарубежные, которые защищают интересы каких-то кругов — политических, коммерческих. Проплаченные правозащитники работают по заказу и преследуют далеко не правовые цели, оказывают персональное давление. Это и вызывает недоверие.

— Как вы думаете, вот такие правозащитные организации сыграли роль в деле ныне покойного Навального?

— Судить не могу, я не занимался этим делом.

— Ну и последний вопрос: как проводит воскресный день председатель суда?

— Кроме того, что занимаю должность председателя суда, я еще и глава семьи, многодетный отец. У меня трое детей — две дочери и сын. Поэтому провожу выходной (если нет экстраординарных событий) с семьей, и мне это очень нравится. Каждый отпуск мы вместе путешествуем по нашей стране, заграницу не посещаем. Занимаемся футболом, плаванием. Когда были теплые дни, играли на «Локомотиве» в футбол. Любимое дело и любимая семья придают нашей жизни смысл.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

А что в Лосево?
А что в Лосево?
Куда ведет коллектор?
Куда ведет коллектор?
Hi!