Сегодня в России День волонтера и добровольца
Крепкий парень с суровым взглядом и богатырской наружности за швейной машинкой выглядит экзотично. Но сам Алексей чувствует себя в эти моменты комфортно, как рыба в воде. Точнее, как нитка в катушке.
Своему увлечению он обязан байкерскому прошлому. Хотя, наверное, байкеров бывших не бывает. Бродяга ветер, рев мотора и дорога, ниткой уходящая в горизонт, проникли под кожу, стали его частью.
— Будучи мотоциклистом, мне хотелось иметь всякие брутальные кожаные вещи — кофры на сиденье, жилеты… Но денег особо не было, поэтому в 24 года начал пробовать сам шить на швейной машинке. Я — самоучка. Однажды на фестивале в Тамани встретил мастера из Беларуси, который прямо с капота машины продавал свои изделия. Так был куплен тот самый, мой первый, настоящий байкерский жилет. Уже дома, изучив каждый стежок, я решил, что смогу сшить не хуже. Начал с самого простого, изучал процесс по интернету, методом проб и ошибок. Первые изделия шил сначала на пробу из линолеума, чтоб не испортить дорогущую кожу.
Алексей вырос в поселке Мирском. Рукастому и сметливому парню всегда покорялась любая работа. Помогали ему в этом любимые школьные предметы (Леша называет их главными в своей жизни): геометрия, физика и черчение. Портной признается, что для него сварить мангал или сшить военную экипировку — одна и та же работа, просто инструменты и материалы разные.
Мы беседуем в мастерской в окружении нескольких швейных машинок, судя по виду, умных и трудолюбивых. Для каждой — своя задача.
Алексей — уникальный для района портной. Он шьет сложнейшие изделия по заявкам бойцов, участников СВО: бронежилеты, сумки, рюкзаки, аптечки, разгрузки, всего и не перечислить. Каждое изделие должно иметь универсальное крепление, благодаря чему оно может соединяться с любым предметом экипировки, быть простым в применении и… легким! Потому что в этом вопросе борьба идет за каждый грамм и без того тяжелого обмундирования.
СТРОПА ВОЙНЫ
Ленты для эвакуационных строп закупаются километрами. В швейной мастерской стоят несколько десятков внушительных размеров мотков. Стропы сшиты таким образом, что за них удобно схватиться, когда надо вытащить раненого бойца из-под огня, или зацепить за выступ, если требуется взобраться на высоту.
— Ребята эти стропы используют даже как носилки. Один боец, находясь в отпуске, рассказывал, что на такой стропе он с товарищами нес раненого друга 12 километров. Его удалось спасти, он жив. Для меня такие отзывы — самый главный результат и стимул работать дальше. Если мы помогаем спасать жизни ребят, значит, ничего важнее нет. Может, я и не сижу в окопе, но своей работой тоже помогаю нашим бойцам вернуться домой живыми и здоровыми, — говорит Алексей.
ДО УТРА НЕ ПОГАСНЕТ ОКОШКО
«Своих не бросаем» — для него не лозунг, он просто так воспитан. Волонтерская работа для Алексея началась с подачи сестры Татьяны. Он рассказал, как его швейные машинки встали на вооружение Российской армии:
— Спустя месяца два или три после начала СВО, знакомый сестры, который уже был в зоне проведения спецоперации, обратился с просьбой передать транзитным транспортом кое-какую помощь. В списке были сбросные подсумки. Таня спросила меня: «Сможешь сшить?». Я, конечно же, согласился, подсумки вместе с остальным грузом моя сестра передала. После само собой вышло знакомство с группой «ZаVеса», начал шить носилки и дождевики.
Особые отношения завязались у Алексея с волонтерскими группами «Кропоткин ZOVет» и «Будем шить!». В команде единомышленников работать стало легче и интереснее.
— Группа «Будем шить!» — это не просто группа в мессенджере. Это настоящий локомотив, который не остановить или сбить с верного пути. В нем не только швеи. Кто-то стирает, кто-то гладит и упаковывает готовые вещи, кто-то кроит. Для любого желающего найдется работа по плечу. Нередко бывает, когда человек приходит в группу с желанием помочь хоть чем-нибудь, а в итоге обзаводится швейной машинкой и тоже начинает шить. Много вещей девочки шьют, как для госпиталей, так и для фронта — начиная от нижнего белья на липучках для лежачих больных и заканчивая тактическими и маскировочными костюмами, —Алексей постарался в нескольких словах описать необъятный объем работы.
На старте волонтерского пути он работал на картонажной фабрике. Коллеги поддерживали Алексея, предприятие часто выступало спонсором, помогало закупать материал и фурнитуру. Шить приходилось даже ночами, да так много, что жена волновалась за здоровье мужа.
«ШЬЁЖИКИ»
Изделия его авторства — уникальные. Они создаются с учетом пожеланий бойцов, модернизируются с течением времени. Для своей мастерской Алексей Годунов придумал название — «ШьЁж». Эмблемой станет, конечно же, милое колючее существо, у которого всегда с собой иголки.
Изредка в разговор вступает Катя, жена Леши. Она расположилась за моей спиной и готовит лекала для мужского нижнего белья. Его смогут раздавать волонтеры раненым бойцам, проезжающим через станцию Кавказскую. На поток процесс еще не поставлен, но подготовка идет. У Алексея вся семья — «шьежики». Дети Милослава и Александр с удовольствием помогают папе в его важном деле, выполняют не требующую особых навыков работу: обрезают нитки, вырезают лекала. Катя тоже всегда готова помочь в свободное от основной работы время.
Леша старается шить для тех бойцов, «до которых может дотянуться»: кто приходит домой в отпуск, обращается лично, через родителей или через другие волонтерские группы района (у каждой есть телефон Алексея на случай сложных заказов). Случается, некоторые вещи днем с огнем не сыщешь, а если они и продаются, то по баснословным ценам. Например, качественный медицинский подсумок стоит в среднем 1800₽, а себестоимость аналогичного от Алексея не превышает 300₽. Годунов, как скорая помощь, спешит на помощь швеям, у кого сломалась машинка — других мастеров по ремонту в городе по пальцам пересчитать.
ДЕЛО МОЛОДОЕ
Увлечение шитьем и наработанное мастерство дали старт новому бизнесу. Не так давно на основной работе Алексей получил предложение, от которого грех было отказаться:
— Павел Михайлович Хоменков, мой руководитель, предложил помощь в открытии своего дела. Он выделил помещение в главном офисе индустриального парка «Достояние», помог решить бюрократические вопросы и открыть ИП. Предприятие дает заказы на одежду с фирменной эмблемой для сотрудников. Кроме того, я работаю и с другими клиентами. Алексей получил возможность совмещать бизнес и волонтерскую деятельностью, не выходя из мастерской. После выполнения заказа клиента переходит к заказу от бойца. Он сумел наладить работу, нашел поставщиков качественного сырья, не дает о себе забыть и спонсорам. Он умеет увлечь за собой.
Леша — парень упрямый. Если что задумал, то проще с ним согласиться. С поддержкой семьи и коллег он делает любимое дело, о важности которого не поспоришь. В этом вопросе у Алексея никаких метаний и сомнений: «Своих не бросим, значит, будем шить!».